«...идущего
ПУТЁМ ПРАВДЫ
Он любит» (Пр. 15:9)
«Взыщите правду»

В этой главе мы, по сути, продолжаем разговор о неправде, который прервали или, правильнее сказать, дополнили раз­мышлениями о духовных болезнях тела Христова. Духовные болезни тела Христова, безусловно, являются следствием не­брежного отношения людей к правде как к святой заповеди, переданной нам ещё от Авраама. Уникальность этой заповеди заключается в том, что она весьма многогранна и непрестан­но совершенствуется посредством откровений и постоянного хождения с Духом Святым. Ее невозможно охватить даже с по­мощью целой книги, не говоря уже о том, чтобы описать в не­скольких словах, как десять заповедей. Она обретается лично каждым человеком и эффективна лишь тогда, когда воплоща­ется в служении, которое положил Господь на сердце человеку. При всей неповторимости этой заповеди и ее индивидуально­сти, связанной с личными особенностями каждого человека, она никогда не перестанет руководствоваться строгими Божьими принципами, о которых мы читаем в Священном Писа­нии, и первым делом включает в себя всем известные десять заповедей.

Есть ли это в нашей жизни? Это довольно серьезный во­прос для размышления. Потому что если этого нет, то правед­ность этой заповеди, которая освящает нас, исчезает в нашей жизни, а путь правды превращается в путь неправды, становясь независимо от нашего желания прибежищем всякой неправды. По сути, всякая неправда есть не что иное, как обычный грех, непременно сопровождающий путь неправды. Но благодаря ей, как бы странно это ни звучало, согрешивший человек всегда может увидеть, что он сошел с пути, с условием, что у него работает совесть. Тут перед нами встает непростая задача выявить и вырвать из нашей жизни основной корень неправды. Заметим при этом, что производимый ей грех, несмотря на свой отпугивающий образ, должен послужить нам точным ориентиром, этаким мар­кером для определения местонахождения главной причины, из-за которой мы вступили на путь неправды и стали грешить.

«В кисе твоей не должны быть двоякие гири, большие и меньшие. В доме твоем не должна быть двоякая ефа, большая и меньшая. Гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий делающий неправду» (Втор. 25:13–16). Всякий раз, когда речь заходит о правде или неправде, мы должны понимать, что это не просто сугубо ин­дивидуальный путь человека, это путь взаимоотношений как с Богом, так и с людьми, что мы прекрасно увидели на примере отношений Иова и его «друзей». В Книге Второзаконие пока­зана одна из основных целей, которую преследует неправда, это улучшить свое положение за счет другого. Двойные стан­дарты, которые проявляются в желании обвесить или недоме­рить, говорят о порочном сердце владельца этих гирь и ефы, которые собой как бы материализуют грех. А такое желание не­избежно приводит к лицемерию. Позиция двойных стандартов заключается в том, что наши собственные желания и амбиции подавляют права других, и вследствие этого человек позволяет себе то, что не позволяет другим. Таковы люди, о которых гово­рит и пророк Исаия: «...будут истреблены все поборники неправды, которые запутывают человека в словах, и требующему суда у во­рот расставляют сети, и отталкивают правого» (Ис. 29:20,21). Главная опасность здесь скрыта даже не в методах, которые мы видим, а в заранее заготовленных двояких мерах, что является грехом намеренным и, значит, более циничным. Однако для того, чтобы иметь возможность критично оценить собственное положение, нам все-таки необходимо обратить внимание на то, ка­ким образом действует поборник неправды.

Следует отметить, что поборник неправды это не просто сбившийся с пути правды человек, нет, это человек, который уже ревностно оберегает такой образ жизни. Он запутывает своего противника в словах, в его речи нет ни логики, ни свя­зи, в ней много лжи и домыслов, которые в его глазах являются неоспоримыми фактами. Такой человек приложит все усилия, чтобы не был услышан голос правды: он будет «кивать» на дру­гих, клеветать на них, страшить их, его риторика может быть изрядно религиозна и экспансивна. Что интересно, подобное поведение в таком человеке зачастую проявляется именно в тот момент, когда его путь пересекается с путем правого. Со­ответственно, первая его реакция оттолкнуть правого, чтобы занять его положение.

При этом мы здесь не говорим о какой-то случайной ошибке или даже согрешении, речь идёт о принципиальном отступлении от позиций праведной жизни или, другими словами, от правды, которой должен был держаться чело­век. «И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет: то если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припом­нятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих» (Иез. 3:20). И вновь может возникнуть во­прос: что в таком случае считается ошибкой, а что отступле­нием? Для ответа достаточно вспомнить вопросы, которые мы поднимали выше, когда говорили об основных принципах, с которыми нам следует сверять правильность своего пути. Ведь написано: «Все пути Господни — милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его» (Пс. 24:10). Поэтому если вдруг Бог положил на пути человека преткновение вместо милости, это является верным признаком того, что тот отступил от за­ветов, записанных в Слове Божьем, и Его откровений. Бог ни­когда не положит преткновения на пути праведника, если тот твердо намерен следовать по пути правды и не допускает в свое сердце какой-нибудь кривизны. Но как только Господь нахо­дит в сердце человека неправду и, как следствие, лукавство и лицемерие, пусть даже без видимых ещё проявлений, значит, в скором будущем на пути такого человека неизбежно появится преткновение. Но появится оно не просто так, а для того, что­бы он, споткнувшись, имел возможность одуматься. И слава Богу, если человек поймет и исправится сам, однако зачастую такие люди (особенно если мы говорим о болезни духовного младенчества) нуждаются в помощи и вразумлении со сторо­ны, о чём и говорит пророк Иезекииль, упоминая вразумляющего.

Итак, отступление от правды губит человека, при этом его не могут спасти даже все его хорошие поступки, сделанные в прошлом. Ведь мы же знаем, что не заслуги важны перед Го­сподом, как и не промахи или прошлые согрешения. Важно то, в каком состоянии находится сейчас человек, и по какому пути он движется в данный момент, тем более Господь волен забрать человека в любое время. Правда похожа на манну небесную: ей невозможно запа­стись, но если ее нет, человек умирает от голода. Следовательно, правда может быть актуальна только сегодня, потому что зав­тра будут уже другие задачи! Если исходить из этого, то любой праведник, сошедший с пути правды, неминуемо погибнет, по­тому что грешит, а беззаконник, вступивший на путь правды, всегда будет жить для Господа, потому что его направление на данный момент это направление к Богу. «И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнят­ся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет» (Иез. 18:21,22).

Первый вывод, который мы можем сделать в этой главе, это то, что у человека вставшего на путь неправды неминуемо возникнет преткновение, источник которого не обязательно должен быть негативным. Наоборот, зачастую преткновение вызывает как раз-таки сама правда, вступающая в конфликт с ложными убеждениями отступившего человека или даже цело­го народа, как это было в случае с Израилем, который спот­кнулся о камень преткновения, который есть Христос. Второе, что можно уверенно сказать, это то, что в жизни такого че­ловека независимо от его желания появляется сопутствующий грех. При этом тайным мотивом такого греха и его основной целью становится подсознательное желание обойти существу­ющую правду всеми возможными способами и оправдать свой ложный путь. По этой же самой причине Моисей, изобличая дела неправды, предостерегал свой народ от уклонения с пути правды, чтобы это не помешало им овладеть землей обетован­ной и безопасно жить на ней. В Книге Второзаконие говорит­ся: «Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров; ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых. Прав­ды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор. 16:19,20). Извращение за­кона и предвзятость, упомянутые в этом примере, и являются теми способами, которые помогают обойти острые углы прав­ды. При этом ещё раз повторюсь, что первое очень плотно пе­реплетается со вторым, поскольку таким преткновением, как правило, становятся люди, несущие правду.

«Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестиво­му, чтоб быть свидетелем неправды. Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды. И бедному не потворствуй в тяжбе его» (Исх. 23:1–3). Поводов для предвзятости, как мы видим, хоть отбавляй, и все они про­являются именно в том, в чем слаб человек: либо в лицеприят­ных связях, которые становятся дороже правды, либо в сребролюбии или любви к подаркам, либо в человеке просыпается завистник или клеветник, охотно доверяющий слухам и сплет­ням. Заметьте, что повязать с нечестивыми может любое общее дело с ними — так называемое ярмо, в которое впрягся человек, а также страх перед мнением большинства или же потворство бедному, только потому что он бедный (как высказался Мои­сей, имея в виду излишнюю душевную сентиментальность). Вывод один лучше нам быть «помешанными» на поиске правды, чем вариться в собственных домыслах, имея при этом сомнительные дела и плоды, и думать, что это и есть правда. Для таких Господь говорит следующее: «Я покажу правду твою и дела твои; и они будут не в пользу тебе» (Ис. 57:12). Но как сказано: «если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы; бу­дучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуж­денными с миром» (1 Кор. 11:31,32). Судить самого себя в нашем случае значит исследовать свою жизнь так, чтобы неправда, которую мы считали правдой, была выявлена и обезврежена посредством Слова Божьего при научении Духа Святого нами самими, а не Богом, как Судьей. Если мы это сделаем сами, нам станет гораздо понятнее, что заблуждение, в котором мы пребывали, было не на пользу нам.

Мы уже читали у пророка Исаии, что Господу становится про­тивно, когда Он видит, что народ оставляет суд и правду, ког­да в сердцах царствует ложь и клевета, а удаляющегося от зла подвергают оскорблению, и нет нигде заступника. Поэтому Он встает и выходит на брань, чтобы отомстить за поруганную правду, «и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его. И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения — на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом. По мере возмездия, по этой мере Он воз­даст противникам Своим» (Ис. 59:16–18). Но неужели против­ник или противящийся Его воле это определение для детей своего Отца? Нет, это не должно принадлежать нам. В нас должна струиться другая жизнь жизнь жажды по Богу и Его правде!

Правда для детей Божьих должна быть, как для бизнесме­на выгода, в которой находится весь смысл его дела. Если нет правды, то и смысл в жизни пропадает полностью. Именно по­этому Моисей так настойчиво и призывает: «Правды, правды ищи, дабы ты был жив.». Достаточно заглянуть в глаза человеку увлеченному, горящему какой-либо идеей, чтобы понять, на­сколько велика должна быть в нас жажда по правде и по Богу. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все при­ложится вам» (Мф. 6:33). Так ли это на самом деле? Что мы ищем в первую очередь: того, что нам поесть, попить, и во что одеться, или же Царства Небесного как цели, и правды как пути к нему? Если ищем Царства каким-то иным путем, пы­таясь обойти неудобные для нас места, то боюсь до Него нам никогда не дойти, сколько бы о Нем мы не мечтали. Посему, да исследуем себя, пока ещё есть время, чтобы нам не заснуть и не унаследовать с этим миром день ярости Его. «Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, доколе не пришло определение — день пролетит как мякина — доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней. Взыщите Господа, все смиренные земли, испол­няющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня» (Соф. 2:1–3).

Увидеть и осознать свою неправду это значит дать старт по­иску правды. Но после покаяния и отречения от старого образа жизни, в котором мы некогда пребывали, начинается нелегкий путь обретения правды и смысла жизни, почему мы и не уми­раем в ту же самую минуту, когда отдаем свое сердце Христу. Какой смысл жить дальше, если главное в жизни свершилось мы спасены и нашли Бога? Многие так и не находят ответа на этот вопрос. Вот обычная картина: большинство людей, придя к Богу, после первого порыва любви так и не находят смысла и, как следствие, растворяются и угасают в море религиозных правил и традиций. А некоторые же, имея в своей прежней жизни хоть какой-то смысл и радость, наоборот теряют и их. Зачастую это происходит потому, что они не видят, в чем суть следования за Христовыми поступками, которые от них требу­ет церковь, пастор, и, конечно же, Слово Божье.

Все мы понимаем, что поступать хорошо и жить по запове­дям Христовым это правильно, но не у всех это получается, потому что помимо правил и порой такого далекого для многих Царства Небесного должно существовать ещё и побуждение к движению в жизни. Возникает вопрос: когда же мы приобре­таем это удивительное побуждение, которое придает смысл на­шей новой жизни и мотивирует все наши поступки и даже саму веру? Это приходит тогда, когда перед нами открывается наш собственный путь правды, задуманный лично для нас Всевыш­ним. Насколько это прекрасно быть движимым вдохнов­ляющей правдой, а не пинками или мольбами наставников и ударами судьбы. Насколько это хорошо просыпаться по утрам и чувствовать, что ты нужен Богу и людям, у тебя есть виденье от Отца, и что от тебя не бегут из-за того, что ты создаешь про­блемы, но к тебе тянутся, потому что ты помогаешь людям и даешь им силы. Давайте, наконец, дадим старт поиску прав­ды и исследуем свою жизнь, разобрав свои дела внимательно. Быть может, они через призму каких-то ложных убеждений лишь выглядят делами правды, являясь на самом деле произ­водной неправды. Будут ли они в таком случае нам на пользу? Не лучше ли признать этот факт и отказаться от них, чтобы нам без груза прошлого прямо, не хромая, твердо вступить на путь правды? Если наш ответ да, то мы подходим ещё к одному важ­ному процессу осознанию своей неправды, чтобы в дальней­шем суметь отказаться от нее и принести это на Божий алтарь как жертву ради торжества правды.

«Взыщите правду»

В этой главе мы, по сути, продолжаем разговор о неправде, который прервали или, правильнее сказать, дополнили раз­мышлениями о духовных болезнях тела Христова. Духовные болезни тела Христова, безусловно, являются следствием не­брежного отношения людей к правде как к святой заповеди, переданной нам ещё от Авраама. Уникальность этой заповеди заключается в том, что она весьма многогранна и непрестан­но совершенствуется посредством откровений и постоянного хождения с Духом Святым. Ее невозможно охватить даже с по­мощью целой книги, не говоря уже о том, чтобы описать в не­скольких словах, как десять заповедей. Она обретается лично каждым человеком и эффективна лишь тогда, когда воплоща­ется в служении, которое положил Господь на сердце человеку. При всей неповторимости этой заповеди и ее индивидуально­сти, связанной с личными особенностями каждого человека, она никогда не перестанет руководствоваться строгими Божьими принципами, о которых мы читаем в Священном Писа­нии, и первым делом включает в себя всем известные десять заповедей.

Есть ли это в нашей жизни? Это довольно серьезный во­прос для размышления. Потому что если этого нет, то правед­ность этой заповеди, которая освящает нас, исчезает в нашей жизни, а путь правды превращается в путь неправды, становясь независимо от нашего желания прибежищем всякой неправды. По сути, всякая неправда есть не что иное, как обычный грех, непременно сопровождающий путь неправды. Но благодаря ей, как бы странно это ни звучало, согрешивший человек всегда может увидеть, что он сошел с пути, с условием, что у него работает совесть. Тут перед нами встает непростая задача выявить и вырвать из нашей жизни основной корень неправды. Заметим при этом, что производимый ей грех, несмотря на свой отпугивающий образ, должен послужить нам точным ориентиром, этаким мар­кером для определения местонахождения главной причины, из-за которой мы вступили на путь неправды и стали грешить.

«В кисе твоей не должны быть двоякие гири, большие и меньшие. В доме твоем не должна быть двоякая ефа, большая и меньшая. Гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий делающий неправду» (Втор. 25:13–16). Всякий раз, когда речь заходит о правде или неправде, мы должны понимать, что это не просто сугубо ин­дивидуальный путь человека, это путь взаимоотношений как с Богом, так и с людьми, что мы прекрасно увидели на примере отношений Иова и его «друзей». В Книге Второзаконие пока­зана одна из основных целей, которую преследует неправда, это улучшить свое положение за счет другого. Двойные стан­дарты, которые проявляются в желании обвесить или недоме­рить, говорят о порочном сердце владельца этих гирь и ефы, которые собой как бы материализуют грех. А такое желание не­избежно приводит к лицемерию. Позиция двойных стандартов заключается в том, что наши собственные желания и амбиции подавляют права других, и вследствие этого человек позволяет себе то, что не позволяет другим. Таковы люди, о которых гово­рит и пророк Исаия: «...будут истреблены все поборники неправды, которые запутывают человека в словах, и требующему суда у во­рот расставляют сети, и отталкивают правого» (Ис. 29:20,21). Главная опасность здесь скрыта даже не в методах, которые мы видим, а в заранее заготовленных двояких мерах, что является грехом намеренным и, значит, более циничным. Однако для того, чтобы иметь возможность критично оценить собственное положение, нам все-таки необходимо обратить внимание на то, ка­ким образом действует поборник неправды.

Следует отметить, что поборник неправды это не просто сбившийся с пути правды человек, нет, это человек, который уже ревностно оберегает такой образ жизни. Он запутывает своего противника в словах, в его речи нет ни логики, ни свя­зи, в ней много лжи и домыслов, которые в его глазах являются неоспоримыми фактами. Такой человек приложит все усилия, чтобы не был услышан голос правды: он будет «кивать» на дру­гих, клеветать на них, страшить их, его риторика может быть изрядно религиозна и экспансивна. Что интересно, подобное поведение в таком человеке зачастую проявляется именно в тот момент, когда его путь пересекается с путем правого. Со­ответственно, первая его реакция оттолкнуть правого, чтобы занять его положение.

При этом мы здесь не говорим о какой-то случайной ошибке или даже согрешении, речь идёт о принципиальном отступлении от позиций праведной жизни или, другими словами, от правды, которой должен был держаться чело­век. «И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет: то если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припом­нятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих» (Иез. 3:20). И вновь может возникнуть во­прос: что в таком случае считается ошибкой, а что отступле­нием? Для ответа достаточно вспомнить вопросы, которые мы поднимали выше, когда говорили об основных принципах, с которыми нам следует сверять правильность своего пути. Ведь написано: «Все пути Господни — милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его» (Пс. 24:10). Поэтому если вдруг Бог положил на пути человека преткновение вместо милости, это является верным признаком того, что тот отступил от за­ветов, записанных в Слове Божьем, и Его откровений. Бог ни­когда не положит преткновения на пути праведника, если тот твердо намерен следовать по пути правды и не допускает в свое сердце какой-нибудь кривизны. Но как только Господь нахо­дит в сердце человека неправду и, как следствие, лукавство и лицемерие, пусть даже без видимых ещё проявлений, значит, в скором будущем на пути такого человека неизбежно появится преткновение. Но появится оно не просто так, а для того, что­бы он, споткнувшись, имел возможность одуматься. И слава Богу, если человек поймет и исправится сам, однако зачастую такие люди (особенно если мы говорим о болезни духовного младенчества) нуждаются в помощи и вразумлении со сторо­ны, о чём и говорит пророк Иезекииль, упоминая вразумляющего.

Итак, отступление от правды губит человека, при этом его не могут спасти даже все его хорошие поступки, сделанные в прошлом. Ведь мы же знаем, что не заслуги важны перед Го­сподом, как и не промахи или прошлые согрешения. Важно то, в каком состоянии находится сейчас человек, и по какому пути он движется в данный момент, тем более Господь волен забрать человека в любое время. Правда похожа на манну небесную: ей невозможно запа­стись, но если ее нет, человек умирает от голода. Следовательно, правда может быть актуальна только сегодня, потому что зав­тра будут уже другие задачи! Если исходить из этого, то любой праведник, сошедший с пути правды, неминуемо погибнет, по­тому что грешит, а беззаконник, вступивший на путь правды, всегда будет жить для Господа, потому что его направление на данный момент это направление к Богу. «И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнят­ся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет» (Иез. 18:21,22).

Первый вывод, который мы можем сделать в этой главе, это то, что у человека вставшего на путь неправды неминуемо возникнет преткновение, источник которого не обязательно должен быть негативным. Наоборот, зачастую преткновение вызывает как раз-таки сама правда, вступающая в конфликт с ложными убеждениями отступившего человека или даже цело­го народа, как это было в случае с Израилем, который спот­кнулся о камень преткновения, который есть Христос. Второе, что можно уверенно сказать, это то, что в жизни такого че­ловека независимо от его желания появляется сопутствующий грех. При этом тайным мотивом такого греха и его основной целью становится подсознательное желание обойти существу­ющую правду всеми возможными способами и оправдать свой ложный путь. По этой же самой причине Моисей, изобличая дела неправды, предостерегал свой народ от уклонения с пути правды, чтобы это не помешало им овладеть землей обетован­ной и безопасно жить на ней. В Книге Второзаконие говорит­ся: «Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров; ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых. Прав­ды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор. 16:19,20). Извращение за­кона и предвзятость, упомянутые в этом примере, и являются теми способами, которые помогают обойти острые углы прав­ды. При этом ещё раз повторюсь, что первое очень плотно пе­реплетается со вторым, поскольку таким преткновением, как правило, становятся люди, несущие правду.

«Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестиво­му, чтоб быть свидетелем неправды. Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды. И бедному не потворствуй в тяжбе его» (Исх. 23:1–3). Поводов для предвзятости, как мы видим, хоть отбавляй, и все они про­являются именно в том, в чем слаб человек: либо в лицеприят­ных связях, которые становятся дороже правды, либо в сребролюбии или любви к подаркам, либо в человеке просыпается завистник или клеветник, охотно доверяющий слухам и сплет­ням. Заметьте, что повязать с нечестивыми может любое общее дело с ними — так называемое ярмо, в которое впрягся человек, а также страх перед мнением большинства или же потворство бедному, только потому что он бедный (как высказался Мои­сей, имея в виду излишнюю душевную сентиментальность). Вывод один лучше нам быть «помешанными» на поиске правды, чем вариться в собственных домыслах, имея при этом сомнительные дела и плоды, и думать, что это и есть правда. Для таких Господь говорит следующее: «Я покажу правду твою и дела твои; и они будут не в пользу тебе» (Ис. 57:12). Но как сказано: «если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы; бу­дучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуж­денными с миром» (1 Кор. 11:31,32). Судить самого себя в нашем случае значит исследовать свою жизнь так, чтобы неправда, которую мы считали правдой, была выявлена и обезврежена посредством Слова Божьего при научении Духа Святого нами самими, а не Богом, как Судьей. Если мы это сделаем сами, нам станет гораздо понятнее, что заблуждение, в котором мы пребывали, было не на пользу нам.

Мы уже читали у пророка Исаии, что Господу становится про­тивно, когда Он видит, что народ оставляет суд и правду, ког­да в сердцах царствует ложь и клевета, а удаляющегося от зла подвергают оскорблению, и нет нигде заступника. Поэтому Он встает и выходит на брань, чтобы отомстить за поруганную правду, «и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его. И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения — на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом. По мере возмездия, по этой мере Он воз­даст противникам Своим» (Ис. 59:16–18). Но неужели против­ник или противящийся Его воле это определение для детей своего Отца? Нет, это не должно принадлежать нам. В нас должна струиться другая жизнь жизнь жажды по Богу и Его правде!

Правда для детей Божьих должна быть, как для бизнесме­на выгода, в которой находится весь смысл его дела. Если нет правды, то и смысл в жизни пропадает полностью. Именно по­этому Моисей так настойчиво и призывает: «Правды, правды ищи, дабы ты был жив.». Достаточно заглянуть в глаза человеку увлеченному, горящему какой-либо идеей, чтобы понять, на­сколько велика должна быть в нас жажда по правде и по Богу. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все при­ложится вам» (Мф. 6:33). Так ли это на самом деле? Что мы ищем в первую очередь: того, что нам поесть, попить, и во что одеться, или же Царства Небесного как цели, и правды как пути к нему? Если ищем Царства каким-то иным путем, пы­таясь обойти неудобные для нас места, то боюсь до Него нам никогда не дойти, сколько бы о Нем мы не мечтали. Посему, да исследуем себя, пока ещё есть время, чтобы нам не заснуть и не унаследовать с этим миром день ярости Его. «Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, доколе не пришло определение — день пролетит как мякина — доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней. Взыщите Господа, все смиренные земли, испол­няющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня» (Соф. 2:1–3).

Увидеть и осознать свою неправду это значит дать старт по­иску правды. Но после покаяния и отречения от старого образа жизни, в котором мы некогда пребывали, начинается нелегкий путь обретения правды и смысла жизни, почему мы и не уми­раем в ту же самую минуту, когда отдаем свое сердце Христу. Какой смысл жить дальше, если главное в жизни свершилось мы спасены и нашли Бога? Многие так и не находят ответа на этот вопрос. Вот обычная картина: большинство людей, придя к Богу, после первого порыва любви так и не находят смысла и, как следствие, растворяются и угасают в море религиозных правил и традиций. А некоторые же, имея в своей прежней жизни хоть какой-то смысл и радость, наоборот теряют и их. Зачастую это происходит потому, что они не видят, в чем суть следования за Христовыми поступками, которые от них требу­ет церковь, пастор, и, конечно же, Слово Божье.

Все мы понимаем, что поступать хорошо и жить по запове­дям Христовым это правильно, но не у всех это получается, потому что помимо правил и порой такого далекого для многих Царства Небесного должно существовать ещё и побуждение к движению в жизни. Возникает вопрос: когда же мы приобре­таем это удивительное побуждение, которое придает смысл на­шей новой жизни и мотивирует все наши поступки и даже саму веру? Это приходит тогда, когда перед нами открывается наш собственный путь правды, задуманный лично для нас Всевыш­ним. Насколько это прекрасно быть движимым вдохнов­ляющей правдой, а не пинками или мольбами наставников и ударами судьбы. Насколько это хорошо просыпаться по утрам и чувствовать, что ты нужен Богу и людям, у тебя есть виденье от Отца, и что от тебя не бегут из-за того, что ты создаешь про­блемы, но к тебе тянутся, потому что ты помогаешь людям и даешь им силы. Давайте, наконец, дадим старт поиску прав­ды и исследуем свою жизнь, разобрав свои дела внимательно. Быть может, они через призму каких-то ложных убеждений лишь выглядят делами правды, являясь на самом деле произ­водной неправды. Будут ли они в таком случае нам на пользу? Не лучше ли признать этот факт и отказаться от них, чтобы нам без груза прошлого прямо, не хромая, твердо вступить на путь правды? Если наш ответ да, то мы подходим ещё к одному важ­ному процессу осознанию своей неправды, чтобы в дальней­шем суметь отказаться от нее и принести это на Божий алтарь как жертву ради торжества правды.