«...идущего
ПУТЁМ ПРАВДЫ
Он любит» (Пр. 15:9)
«Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте пути Ему»

Кто же такой Илия, которого должен был послать Отец перед наступлением дня Господня, чтобы обратить сердца от­цов к детям? Я склонен видеть в этом посланнике не просто Иоанна Крестителя, о котором Иисус в ответ на вопрос Сво­их учеников сказал: «...правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий по­страдает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф. 17:11–13). Несмотря на это утверждение Христа, само Писание подводит нас к мысли, что речь идёт не только об одном конкретно взятом человеке, а о чем-то большем, что не может быть вызвано действиями пусть даже такого великого, но человека. Иоанн для своего времени, ко­торое было временем земного воплощения Иисуса Христа, так же, как и Сам Спаситель, явился олицетворенным образом предтечи Господа того самого духа Илии, который непре­менно должен был прийти перед Спасителем и произвести в людях работу, о которой мы и собираемся сейчас говорить. Но странно было бы предполагать, что в этой работе нуждалось лишь поколение, живущее во времена Иисуса Христа. Без­условно, нет. В этом нуждаются абсолютно все народы и все поколения земли, в сердца которых желает прийти Спаситель.

Давайте внимательно прочитаем, что сказал Ангел Го­сподень об Иоанне Крестителе его отцу Захарии, когда пред­вещал ему чудесное рождение его ребенка: «Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Свя­того исполнится ещё от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и не­покоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1:15–17). Далее станет видно, по­чему, говоря о миссии Иоанна Крестителя, Слово Божье чаще прибегает не к личности самого Иоанна, а к силе и духу Илии, которые он олицетворял. В чем загадка этого феномена? Ключ к разгадке мы можем найти, если поразмышляем над словами Иисуса, которые Он сказал ученикам: «…Илия должен прид­ти прежде и устроить всё…». Прийти прежде кого? Прежде Христа. Устроить что? Всё, что будет необходимо, «дабы пред­ставить Господу народ приготовленный». Приготовленный к чему? К Царству Небесному, к которому человек может прийти лишь по дороге правды, подготовленный к трудностям и борьбе за это Царство. В Библии написано: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляю­щие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). И первое, что предвос­хищает эту борьбу, это твердое решение, подобно отважившему­ся на службу солдату, которому сначала необходимо было принять взвешенное решение и дать твердое согласие на службу. Без этого решения он даже не имел права встать в строй. Это очень се­рьезная и необходимая работа, через которую должны пройти все, встающие на путь правды. Эта работа и содержит в себе то самое многозначительное «всё», которое должен устроить в на­шем сердце приходящий дух Илии.

«Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написа­но у пророков: „вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою“. „Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте сте­зи Ему“. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя креще­ние покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся стра­на Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1:1–5). Глас, вопиющий в пустыне это слова, проповедуемые тем, кто жаждет что-либо изменить в своей жизни, тем, кто готов пойти ради истины и спасения даже в пустыню, чтобы, наконец, услышать: «приго­товьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Но на этот раз у Марка мы читаем, что должен прийти некий Ангел и при­готовить путь Спасителя в человеческих сердцах, прежде чем туда придет Сам Христос. Приготовить тем, что донести лю­дям суть и цель покаяния. У Иоанна Крестителя это служение именовалось «крещением покаяния». А вот приготавливать и выпрямлять стези Слово Божье рекомендует уже нам самим. Именно это намерение, по словам Библии, открывает в жизни человека дорогу для Господа.

Евангелисты Марк и Лука, вспоминая пророчества Мала­хии и Исаии при описании миссии Иоанна Крестителя, дают нам четкие рекомендации, каким образом необходимо приго­товить в своем сердце путь Господу, дабы выпрямить все, что мы скривили за свою прежнюю жизнь. Написано, что «всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит вся­кая плоть спасение Божие» (Лк. 3:5,6). Лишь так, по утвержде­нию Иоанна Крестителя, который, в свою очередь, цитирует Исаию, плоть может узреть необходимое ей спасение. Данная работа покаяния и исповедания грехов непременно должна произойти в жизнях тех людей, которые следуют путем неправ­ды. Христос стучится как в сердце ещё не спасенных людей, так и в сердце спасенных, но отступивших некогда от правды. Давайте вспомним солдата, который принял решение служить, то есть оставить свой прежний образ жизни. Наше решение быть с Господом также требует от нас подобного шага, который со времен Иоанна Крестителя называется крещением покая­ния. Сам Иисус указывал на важность и необходимость этого момента, без которого человек не сможет родиться свыше, ког­да говорил об этом с фарисеем по имени Никодим: «…истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не мо­жет войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).

Раньше, когда я читал эти слова в Библии, у меня часто воз­никал вопрос: почему такое важное рождение от Духа Святого стоит на втором месте? И еще: почему далее Господь объяс­няет нам лишь значение рождения от Духа Святого и как бы нарочно умалчивает о рождении от воды? В свете того, о чём мы говорили, ответ очевиден. Дело в том, что когда Иисус го­ворил о рождении от воды, Он не мог иметь в виду ничего друго­го, кроме крещения покаяния в водах реки Иордана, которое проповедовал и на котором настаивал для ознаменования ис­поведания грехов Иоанн Креститель. На тот момент не было никакого другого подходящего по смыслу события, которое мог бы привести в пример Иисус, и о котором мог знать Нико­дим. Поэтому, прежде чем говорить о наиважнейшей доктрине рождения от Духа, Иисус обратил наше внимание на необхо­димость исправления прежних путей, назвав это рождением от воды. А указанная Христом последовательность утверждает, что рождение от Духа Святого не может произойти без рожде­ния от воды, иначе пути для Господа в сердце человека, о кото­рых говорит Иоанн Креститель, не могут быть приготовлены.

Многие усматривают в рождении от воды современное кре­щение. Так оно, по сути, и есть. Апостол Петр, говоря о креще­нии, связывает его с обещанием Богу доброй совести: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3:21). И снова на ум приходит пример солдата, решившегося на службу. Только тогда он смог войти в состав армии и иметь в своей жизни все ее преимущества, когда принял то самое бесповоротное решение. И смысл здесь даже не в решении как таковом, а в надеждах и чаяниях самого сердца действительно ли оно хочет? Если сердце не жела­ет, то и службы не получится, потому что «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Цар­ствия Божия» (Лк. 9:62).

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним кре­щением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни... Так и вы почи­тайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не пре­давайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатию» (Рим. 6:3–4, 11–14). От того, какое именно в нашей жизни должно произойти крещение, зависит многое. Безусловно, каждый волен выбирать сам, но Слово Божье нам категорично заявляет, что без исправления путей неправды, то есть крещения покаяния, человек не может иметь рождение свыше. Поэтому Павел, говоря о крещении, напоминает нам, что, войдя в эту новую жизнь, мы не можем теперь повиноваться похоти и предавать свои члены греху как орудия неправды.

Обратите внимание, что в приведённом выше отрывке из Послания к Римлянам апостол Павел говорит с нами, как с равными, или, другими словами, как с окончательно опреде­лившимися людьми. Отправной точкой такой обновленной жизни является, по словам Павла, именно крещение, когда мы, совлекая с себя старую природу и погружаясь либо в ку­пель, либо в реку, либо в какой-то другой водоем, заявляем тем самым во всеуслышание перед самими собой, людьми, всем духовным миром и Самим Богом, что принимаем ответствен­ность не только за себя и за ближних, но и за весь тот путь, который положен нам от Бога. Таким образом мы подобра­лись к самой сути приготовления наших путей, что, по сло­вам Иоанна Крестителя, открывает двери нашего сердца для Иисуса Христа. Теперь перед нами лежит нелегкая задача осознать то, в чем состоит основная работа по выпрямлению кривых путей сердца.

Невозможно посвятить Богу несвободное сердце, загро­можденное разного рода идолами и неправдой. Если обратить внимание на жизненный опыт таких духовных отцов нашей веры, как Авраам, Моисей или Давид, то без труда можно за­метить, какие были сердца этих Божьих избранников. Кого бы из праведников прошлого мы бы ни взяли за образец, пе­ред нами открывается тот самый яркий и верный путь жизни, к которому и призывает вернуться Свой народ Господь через пророка Иеремию. Конечно, сегодня у нас есть самый превос­ходный пример для подражания это Иисус Христос. Не зря апостол Павел писал: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16). Однако во времена Ветхого Завета та­кого абсолютного образа для подражания ещё не было, поэто­му Иеремия и приводит в качестве примера желанных Богом путей праведные пути древних (по-прежнему актуальные и по­лезные для нашего подражания). Пользуемся ли мы примером жизни Христа, пророков или апостолов, цель остается преж­ней возвратить наши сердца Богу, в чем и состоит миссия крещения покаяния, миссия возвращения Богу посвященных, любящих и верных сердец наших отцов, нынешним детям, благодаря чему их пути уподобятся путям праведников древ­ности или же путям самого Иисуса Христа.

Чем же тогда является сердце в понимании Бога? И как его можно вернуть? Ответ напрямую связан с тем, что мы чита­ем в Евангелии от Луки сразу после слов о возвращении серд­ца: «И предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1:17). Чтобы лучше осмыслить то, о чём здесь говорится, давайте рас­смотрим обратный пример, а именно: то, до чего могут дой­ти человеческие сердца без Бога. «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5). Так же, как и в Евангелии от Луки, речь идёт о мыслях и помышлениях, кото­рые исходят от сердца. Из этого следует, что у сердца есть свои собственные помышления, и для Бога, оказывается, именно они играют первостепенную роль. Наблюдательный читатель мог заметить, что в этой книге я довольно часто использую та­кое словосочетание, как «мотивы нашего сердца». До этого мо­мента мы особо не разбирались в значении этого выражения, теперь же мы столкнулись с необходимостью выяснить, что это такое, а также с чем связаны эти мотивы в нашей жизни, и ка­ким образом их можно обнаружить в самом себе.

Оказывается, помыслы, или так называемый образ мыслей, являются не чем иным, как внутренним голосом тех самых глубинных мотивов нашего сердца, к которым и прислушивается Бог. И сердце не­произвольно выдает их нам в виде определенного образа мыс­лей, который и формирует нашу личность и ее поступки. Со­гласно этому образу текут наши разговоры, формируется круг наших интересов, а наша душа чего-то жаждет. У грешников это выражается в желании похоти, что толкает их на пути не­правды, а у праведников в жажде по Богу, что является дви­гающей силой на пути правды. «Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе» (Пс. 83:6).

Теперь мы сможем ответить на следующий вопрос: каким же образом некогда «непокоривым» можно вернуть праведный образ мыслей? Здесь на передний план выходят два важных аспекта: первый это работа Духа Святого, и второй мо­мент выбора человеческого сердца. Лишь посредством этих двух важных событий в жизни человека может произойти его новое рождение, которое мы называем рождением свыше, или возрождением. Но чтобы человеку иметь возможность выбора, ему нужно для начала встретиться с этим выбором, который по­является только тогда, когда есть какая-то альтернатива. Аль­тернативой господствующим эгоцентричным законам этого грешного мира являются совершенно иные законы, где в цен­тре стоит Христос. Такими законами являются лишь святые за­коны Бога, изложенные в Его Слове. Поэтому работа Духа Свя­того в большинстве случаев начинается через посеянное неког­да Слово, которое, добираясь до нашего сердца через уши или глаза, со временем или мгновенно меняет нас и преображает в новую личность. Говорится, что «вы возродились не от семени тленного, а от слова Божьего, которое живёт и будет жить веч­но» (1 Пет. 1:23). Павел же со своей стороны, указывая на участие Слова Божьего в возрождении не только личности, но и всей Церкви в целом, образно называет рождение от воды банею водной: «…Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очи­стив банею водною посредством слова» (Еф. 5:25,26). Теперь мы имеем Слово Божье, которое изнутри участвует в возрождении, освящении и очищении сердца, подобно тому, как это делает водная баня для тела, выпаривая из нас старую грязь. Таким же образом и Слово Божье выпаривает из нас старое, но не горячей водой и паром (это лишь образы), а духовным омытием искреннего покаяния.

Я думаю, что не важно, каким образом придет к нам слово от Бога, главное, чтобы это стало для нас откровением. Тогда коснувшись нашего сердца, оно действительно сможет изме­нить нашу жизнь, потому что только Господь знает о нас все, включая и наше нынешнее направление и все выходы из него, если это направление неверно. «Затем они помолились, говоря: «Господи, Ты знаешь, что у каждого на сердце. Покажи нам…» (Деян. 1:24). Мы видим, как апостолы в Книге Деяния моли­лись ещё об одном апостоле, и можем так же успешно молить­ся о собственном пути. Слово, которое непременно придет как ответ от Господа, даст нам надежное основание в виде открове­ний, чтобы мы могли с него начинать новый путь. Ценность от­кровения от Бога заключается ещё и в том, что, проливая свет, оно являет то, что некогда было скрыто в темноте и не име­ло четких очертаний для нас. Например, для нас в этом мире не было никакой разницы между духом и душою, гордостью и достоинством, правдой и неправдой, похотью и любовью. Дух этого мира не заинтересован в том, чтобы человек видел эти различия и выбирал истину, поэтому он всячески нивелирует откровения, которые дает нам Бог. Однако это уже означает, что человек находится в несвободе. Бог же, даровавший нам свободу, желает через Свое живительное слово открыть истину всем, приходящим к Нему, а также и ту дорогу, на которой мы ее сохраним.

Стало быть, как только мы впускаем это Слово от Бога, начинается (возможно, не всегда приятное, но, без всяких сомнений, всег­да полезное) действие. Слово как некий живой организм про­никает в нас и начинает невидимым образом, изнутри, приво­дить человека в порядок. И как это сказано в Послании к Евре­ям, данное действие начинается с суда тех самых намерений и помышлений сердца, о которых мы говорим: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4:12,13). И живо это Слово может быть лишь благо­даря Святому Духу, ведь именно Он проникает в нас, и толь­ко Он на основании того же Слова судит все наши сердечные помышления и намерения. Но судит не так, как судят люди, а убеждая нас изнутри. Его мнение и позиция благодаря Божьему миру, который появляется в нашем сердце, становится на­шим мнением и нашей позицией, меняя устоявшийся мирской образ мысли в нашем сердце.

Наличие такого беспристрастного судьи в человеке про­сто необходимо. Возьмем, к примеру, футбольный матч, где на поле, кроме двух противостоящих команд, есть и судья, кото­рый должен гарантировать правильный ход игры. Он является неким живым носителем закона, то есть своего рода носите­лем футбольной истины, которая не дает в матче совершиться неправде. Судья выступает в роли того, кто отделяет правду от лжи, и именно его слово определяет в игре правильное отно­шение к происшедшим событиям. Так и человек, постоянно находящийся меж двух огней (будь то внутренние проблемы или внешние трудности), нуждается в судье, который бес­пристрастно отделял бы ложь от правды. Таким судьей в на­шей жизни должен быть Святой Дух. Однако если мы не знаем Слово от Бога и не имеем Его откровений, то Он будет как бы безоружным, и постепенно Его голос будет сливаться со мно­жеством криков с окружающих нас трибун.

Итак, работа Слова Божьего это работа Духа Святого, когда Он невидимой рукой меняет сердца, касаясь тонких струн нашей души так, что они начинают играть в унисон с Ним и в гармонии с Божьим замыслом. Это и есть та сила Бо­жья, которая способна без какого-либо насилия или обмана изменить самую независимую и самую свободную личность во всей вселенной человека. «Ибо я не стыжусь благовество­вания Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: „пра­ведный верою жив будет“» (Рим. 1:16,17). Благовествование это первое и, наверное, самое важное в жизни человека слово от Бога, ведущее его к спасению. Оно, как мы видим, самым первым открывает в нас Божью правду, или, другими словами, приготовленный нам от Бога путь, который начинается с по­каяния и признания Иисуса Христа своим Господом и продол­жается в исполнении правды, открывающейся нам в течение всей жизни, когда мы растем от веры в веру. Иначе говоря, по мере того как возрастает наша вера, перед нами все отчетливей и глубже начинает раскрываться собственный путь правды, что положил нам пройти Бог в свете его высшего предназначения.

Таким образом, с каждым разом в жизни верующего чело­века этот новый образ мыслей и намерений будет приобретать все более устойчивый и доминирующий характер. Без этого впоследствии верующий человек уже просто не сможет существовать, потому как его внутреннюю суть станут определять уже не интересы этого мира, а Божий замысел. В этом и заключа­ется новая форма личности Божьих детей с возвращенными сердцами наших духовных отцов, исповедующих более высо­кий смысл, который превосходит даже обстоятельства, благо­даря чему в их жизни становятся действительны слова Николая Бердяева: «Я люблю смысл больше жизни». Но если человек, познав правду, намеренно выбирает путь ее подавления, осо­бенно если это влияет и на жизни других людей, то по отноше­нию к нему в силу вступают слова, которыми завершает свою мысль о правде в Послании к Римлянам апостол Павел: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1:18). И это весьма серьезное предупреждение, чтобы задуматься над сво­им путем.

В приведённом выше отрывке из послания Павла к Римля­нам (Рим. 1:16) есть ещё одна вещь, на которую также следует обратить внимание. Как показал мне Господь, в словах «всяко­му верующему» содержится ключ ко второму аспекту возрож­дения человеческой личности, что играет весьма важную роль в процессе возвращения сердец отцов нынешним детям. Если вы помните, этот аспект мы назвали моментом выбора. О ка­кой же вере здесь говорится? Слово Божье не молчит и в том же послании Павла дает нам ответ: «Ибо, если устами твоими бу­дешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10:9). Но и это ещё не все. Господь неожиданным образом соединил дан­ные слова Павла со следующим текстом из Послания к Евреям: «Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплени­ем очистивши сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою» (Евр. 10:22). И тут следует разобраться, зачем Господь соединил эти два места Писания.

Во-первых, речь заходит о том, что мы приступаем к Все­вышнему Богу с полною верою, ничуть не сомневаясь в силе нашего Господа Иисуса Христа и Его роли Посредника и Хода­тая за нас. Во-вторых, что мы это делаем с искренним сердцем, кроплением очистив его от порочной совести. Но, не тем кро­плением жертвенных животных, которым некогда в религиоз­ных обрядах очищались священники, а святой Кровью Иисуса Христа, зная, что Он пострадал за наши грехи на Кресте, дабы мы были чисты и непорочны перед нашим Небесным Отцом. Осознание этого, в свою очередь, подводит нас к третьей со­ставляющей покаянию и отречению от прежних путей не­правды, «омыв тело водою чистою», как недвусмысленно го­ворится в Послании к Евреям. О теле ли беспокоится Павел, как это делали в свое время первосвященники, снова и снова омывая себя чистой водой? Смогло ли это действительно снять грехи и по-настоящему изменить сердца и пути людей? Или для Бога важно, чтобы мы, когда приступаем к Нему, имели чистое тело? Я думаю, нет. Речь идёт не о телесной чистоте, а о крещении покаяния. «Так и нас ныне подобное сему образу кре­щение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3:21). «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребе­ны с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол. 2:11,12). Все эти действия напрямую связанны со свободным выбором человека. На­пример, выражение «обещание доброй совести» указывает нам на то, что человек, размышляя, принял твердое решение отка­заться от прежнего порочного образа жизни, где о доброй со­вести даже и не упоминалось.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вы­вод: дорогу Господу в наше сердце открывает покаяние, а это приводит к чистосердечному обещанию Богу доброй совести, что и является выражением нашего внутреннего желания и свидетельством новой изменившейся природы. Но неверно го­ворить только о возрождении, потому что это лишь приготав­ливает стези, или, другими словами, открывает двери сердца для нашего Господа, давая старт другому неотъемлемому от христианской жизни процессу — преображению от Духа Свя­того. Это тот процесс, от которого будет зависеть, закроются ли потом двери нашего сердца или нет. Он весьма непрост и за­нимает всю нашу дальнейшую жизнь. «Мы же все открытым ли­цем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18). Также этот процесс можно назвать процессом приобретения масла, как это было с мудрыми девами в притче Иисуса Хри­ста о десяти девах (Мф. 25:1–13). Благодаря приобретенному опыту общения с Духом Святым и навыку праведной жизни мудрые девы смогли зажечь свои светильники и встретить за­державшегося в пути жениха, чтобы попасть на долгожданный пир, а немудрые, не имея масла в своих светильниках, не смог­ли этого сделать. Итак, постоянное преображение верующего человека это и есть его работа над накоплением в своем све­тильнике того самого запаса масла, который, на самом деле, яв­ляется запасом опыта общения с Духом Святым, когда мы учим­ся понимать Бога и Его замысел.

Следовательно, если мы все-таки решились совершить этот важный выбор в жизни, то должны мы его сделать лишь с одной оправдывающей этот выбор целью — двигаться даль­ше в правильном направлении. Для более простого понимания данный процесс возрождения и дальнейший ход преображе­ния можно представить как действие своеобразного «договора», где с одной стороны выступает Господь, а с другой — человек. Как и в любом договоре у обеих сторон есть обязанности, ко­торые продвигают нас к достижению определенной цели, в чем будет заинтересован и Бог, и человек. В нашем случае от Бога – это спасение (что включает в себя непременное рождение свыше), а от человека – путь правды. Что же из этого «договора» следует? Из этого «договора» следует, что со стороны человека на его первом этапе необходимо осознание и покаяние, что, как мы уже выяснили, открывает в нашей жизни путь Госпо­ду. Второй важный момент — это вера, но не только в истин­ность Иисуса Христа как Бога и Спасителя, а и в то, что мы теперь — Его возрожденные чада и наследники всех Божьих обетований, записанных в Священном Писании. Сюда также нужно добавить ещё и веру в то, что Сам Господь лично может говорить нам и наставлять нас. Для этого со стороны Бога нам дается Дух Святой, Который будет работать в нашем сердце, чтобы мы, минуя все препятствия, успешно прошли свой путь правды. Своим действием Он производит в нас нечто, что мы раньше сами изменить не могли, благословляя нас своими уди­вительными плодами, благодаря чему мы начинаем исполнять условия пути правды. Однако, оглядываясь назад и оценивая свой путь в свете отношений с Богом, мы можем задать вопрос: выполняем ли мы свою часть «договора»? Ведь для того чтобы ее выполнить, нам необходимо твердо шагать, исполняя те самые условия (святая чета, кротость, смирение и т. д.), о которых мы уже не раз говорили. А это требует постоянных усилий и зачастую приводит даже к войне.

Война — это противостояние, нередко приводящее нас к столкновениям с врагом нашего возрождения — дьяволом. Если мы верные последователи правды Божьей, избежать этой войны не получится. Более того, если мы пытаемся это сделать, значит, мы никакие не последователи Его правды. Поэтому нам лучше, не боясь сражений, всегда быть готовыми к войне, к которой призывает нас даже Слово Божье. Хорошо о такой войне с духами злобы поднебесной говорится в (Еф. 6:12). Са­тана и его приспешники постоянно будут препятствовать нам и пытаться возвратить нас к старому образу жизни. Беда в том, что многие, начиная проигрывать эту войну, сразу же сдают­ся перед напором вражеской силы, поддаваясь на его уловки и обман. В Послании к Ефесянам есть глава, которая точно описывает эту борьбу. Апостол Павел дает практические ука­зания, как нам воспрепятствовать этому противлению, по­беждая его каждый день. Первое, с чего он начинает эту тему, это с объяснения, как познавать Христа: «Но вы не так по­знали Христа... потому что вы... в Нем научились... отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в оболь­стительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:20–24). Вне всяких сомнений, речь снова идёт о крещении покаяния, а то, что апостол называет обновлением духа ума, и есть возращенный образ мыслей праведников, ис­ходящий из возвращенного отцовского сердца, о чём и говорил Иоанн Креститель. Именно такое обновление помогает нам последовательно от сражения к сражению побеждать в этой войне, освобождая наше сознание, словно захваченную врагом страну, от старого образа мыслей некогда непокоривого и опу­стившегося в обольстительных похотях сердца.

Дальше у Павла мы читаем следующее предупреждение: «Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими рука­ми полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Ника­кое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:25–32). Ничто так не сбивает с пути правды, как неисправленные прошлые ошибки, часть из которых упоминается здесь. Исправление ошибки равносиль­но возвращению к правде, а непризнание ее таковой или ее по­вторение есть осознанное обращение на путь неправды, что, собственно, лукавому и надо — чтобы человек отошел от Бога и не попал в цель. Но Павел, говоря о практике нашей жизни, призывает нас не давать места тому, что компрометирует путь правды и противоречит праведному образу мысли и жизни.

Мы уже не раз говорили о лжи, воровстве, иждивенчестве, не­довольстве, раздражении, непрощении, злости, клевете, равно­душии и многом другом, когда размышляли о неправде. Какие бы согрешения к этому списку мы не добавляли, все равно это явится все тем же поводом, что даст место дьяволу, который с помощью подобных грехов, легко может уловить человека в свою волю, как и прежде, уводя его от воли Господней. Слово Божье, описывая нашу прошлую жизнь во грехе, говорит о ней следующее: «...вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господству­ющего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским по­хотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие» (Еф. 2:2,3). Воля дьявола, как мы видим, заключается в том, чтобы мы поступали по похотям собственной плоти, что является идеальной питательной сре­дой для неправды, а не по воле Божьей, ведущей нас по пути правды. Это и есть настоящий мотив лукавого — желание сбить нас с пути правды, завлекая назад под власть эгоцентричных помыслов. И добивается лукавый от возрожденной человече­ской личности не простого искушения в желаниях греховной похоти, а принципиального согласия человеческой воли с тво­римой неправдой.

Однако Иаков, словно продолжая нашу тему, призывает противостать дьяволу с тем, чтобы мы, вопреки совершенным проступкам и отдаляющим нас от Бога чувствам, наоборот, при­близились к Нему. Такое смирение и покаяние означает лишь одно: что мы осознали проблему испорченного сердца, которое делало нас двоедушными, и теперь мы желаем очистить свои руки от совершенных ранее грехов. «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте серд­ца, двоедушные» (Иак. 4:7,8). И снова мы видим, что речь здесь идёт не о людях этого мира, которые, как и прежде, продолжа­ют жить по обычаям мира сего, а о тех, кто считает себя веру­ющим, продолжая жить по старым мирским обычаям. В этом мы убеждаемся, когда читаем, как Иаков призывает таких людей исправить сердца двоедушные, обличая их в дружбе с этим миром: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4). Следовательно, если человек продолжает придерживаться того, о чём мы говорили выше (Еф. 4:25–32), но не видит этого, то он, скорее всего, впал в младенчество, а если же он видит, но не признается и оправдывает это, то он поддался лицемерию, и его дружба с миром, увы, все ещё продолжается.

По той же самой причине в жизнях многих людей слу­чается и такое явление, как ложное возрождение. Это когда че­ловек эмоционально очень желает, чтобы оно произошло в его жизни, и даже на какое-то время искренне соглашается со всеми условиями «договора», но при этом легкомыслен­но подходит к собственному очищению, стараясь оставить при себе все самое «драгоценное» и очень личное, с чем со­вершенно не хочется или стыдно расставаться. Неукрощен­ные вовремя помыслы и желания нашего сердца всегда были причиной невежества и последующего за ним отхода назад. Такое, как правило, приводит к повторному зараже­нию того, что Бог уже успел очистить, выполняя Свою часть «договора». Подобную заразу можно сравнить с влиянием испорченного фрукта, который был неосмотрительно остав­лен среди чистых фруктов. Если его вовремя не убрать, через некоторое время он обязательно испортит и все остальное, сведя на нет их пользу.

Посему наше возрождение, а затем и преображение долж­но стать таким, каким оно было у покаявшегося сына в прит­че Иисуса Христа, которую я бы назвал не притчей о блудном сыне, а притчей о любящем отце (Лк. 15:11–32). На мой взгляд, настоящим переломным моментом в этой притче стал тот мо­мент, когда сын, отпавший от отца, реально осознал свое поло­жение: «Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца мо­его избыточествуют хлебом, а я умираю от голода» (Лк. 15:17). То есть человек, который уже был сыном своему отцу, жил и работал в его доме и имел все положенные ему привилегии, оказывается, все это время не был самим собой. Теперь же, придя в себя, он увидел катастрофу своего положения, кото­рое необходимо было немедленно исправлять, поэтому второй важный шаг, который сделал сын, был очень прост: он «встал и пошел к отцу своему» (Лк. 15:20). Отец же в ответ не просто пошел к нему навстречу, а, как мы видим, побежал и, пав ему на шею, целовал его, «ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:24). Такова любовь Божья к нам! Однако подобное рождение сына для отца стало возможным лишь благодаря той истинной переоценке ценностей, которую совершил сын, и его возвращению на те пути, с которых он не­когда свернул. Тот же самый принцип действует и в нашей жиз­ни: рождение свыше происходит тогда, когда человек реально осознает трагедию своего положения и, искренне обратившись к Отцу, полностью меняет свое отношение к прошлому. Можно с уверенностью сказать, что блудный сын переживал похожие чувства, что и плачущий Ефрем из Книги пророка Иеремии, когда он обратился к Богу : «Когда я был обращен, я каялся, и когда был вразумлен, бил себя по бедрам; я был постыжен, я был смущен, потому что нес бесславие юности моей» (Иер. 31:19).

В завершении этой главы приведу ещё одну притчу из Еван­гелия от Луки: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда Хозя­ин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: „Господи! Господи! отвори нам“. Но Он скажет вам в ответ: „не знаю вас, откуда вы“. Тогда станете говорить: „мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты“. Но Он скажет: „говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды“. Там будет плач и скрежет зу­бов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон» (Лк. 13:24–28). Эта притча, рассказанная Самим Христом, хорошо показывает нам, что Господь для человека опять ставит на первое место не участие в каких-то важных миссиях или членство в успешных церквях, а лишь личное исполнение правды. По словам Иисуса, ниче­го не значит принимать участие в каких-либо таинствах, со­браниях, обучениях, если не исполнять в собственной жизни правду. Расшифровав язык притчи, мы видим, что выражение «ели и пили перед Тобой» означает потребляли Твое учение и пили Твою живую воду; «на улицах» значит с открытым ртом внимали всем словам Мессии, следуя за Ним по пятам, как это делала ходившая повсюду за Христом и постоянно что-то ис­кавшая от Него толпа. Однако большинство людей, сколько бы они ни учились и ни ходили за Христом, так ничего в своей жизни и не применили из того, что услышали от Него. Это сво­его рода двоедушие — слышать живое слово Христа и не испол­нять его в своей жизни, усугубляя свою неправду лицемерием. Потому они и остаются у «разбитого корыта» с «разбитым» сердцем, сетуя на истину и на Бога. На что пророк Иеремия отвечает: «Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои. Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу» (Пл. 3:39,40), что мы и пытаемся сделать на протя­жении всей этой книги.

«Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте пути Ему»

Кто же такой Илия, которого должен был послать Отец перед наступлением дня Господня, чтобы обратить сердца от­цов к детям? Я склонен видеть в этом посланнике не просто Иоанна Крестителя, о котором Иисус в ответ на вопрос Сво­их учеников сказал: «...правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий по­страдает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф. 17:11–13). Несмотря на это утверждение Христа, само Писание подводит нас к мысли, что речь идёт не только об одном конкретно взятом человеке, а о чем-то большем, что не может быть вызвано действиями пусть даже такого великого, но человека. Иоанн для своего времени, ко­торое было временем земного воплощения Иисуса Христа, так же, как и Сам Спаситель, явился олицетворенным образом предтечи Господа того самого духа Илии, который непре­менно должен был прийти перед Спасителем и произвести в людях работу, о которой мы и собираемся сейчас говорить. Но странно было бы предполагать, что в этой работе нуждалось лишь поколение, живущее во времена Иисуса Христа. Без­условно, нет. В этом нуждаются абсолютно все народы и все поколения земли, в сердца которых желает прийти Спаситель.

Давайте внимательно прочитаем, что сказал Ангел Го­сподень об Иоанне Крестителе его отцу Захарии, когда пред­вещал ему чудесное рождение его ребенка: «Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Свя­того исполнится ещё от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и не­покоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1:15–17). Далее станет видно, по­чему, говоря о миссии Иоанна Крестителя, Слово Божье чаще прибегает не к личности самого Иоанна, а к силе и духу Илии, которые он олицетворял. В чем загадка этого феномена? Ключ к разгадке мы можем найти, если поразмышляем над словами Иисуса, которые Он сказал ученикам: «…Илия должен прид­ти прежде и устроить всё…». Прийти прежде кого? Прежде Христа. Устроить что? Всё, что будет необходимо, «дабы пред­ставить Господу народ приготовленный». Приготовленный к чему? К Царству Небесному, к которому человек может прийти лишь по дороге правды, подготовленный к трудностям и борьбе за это Царство. В Библии написано: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляю­щие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). И первое, что предвос­хищает эту борьбу, это твердое решение, подобно отважившему­ся на службу солдату, которому сначала необходимо было принять взвешенное решение и дать твердое согласие на службу. Без этого решения он даже не имел права встать в строй. Это очень се­рьезная и необходимая работа, через которую должны пройти все, встающие на путь правды. Эта работа и содержит в себе то самое многозначительное «всё», которое должен устроить в на­шем сердце приходящий дух Илии.

«Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написа­но у пророков: „вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою“. „Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте сте­зи Ему“. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя креще­ние покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся стра­на Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1:1–5). Глас, вопиющий в пустыне это слова, проповедуемые тем, кто жаждет что-либо изменить в своей жизни, тем, кто готов пойти ради истины и спасения даже в пустыню, чтобы, наконец, услышать: «приго­товьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Но на этот раз у Марка мы читаем, что должен прийти некий Ангел и при­готовить путь Спасителя в человеческих сердцах, прежде чем туда придет Сам Христос. Приготовить тем, что донести лю­дям суть и цель покаяния. У Иоанна Крестителя это служение именовалось «крещением покаяния». А вот приготавливать и выпрямлять стези Слово Божье рекомендует уже нам самим. Именно это намерение, по словам Библии, открывает в жизни человека дорогу для Господа.

Евангелисты Марк и Лука, вспоминая пророчества Мала­хии и Исаии при описании миссии Иоанна Крестителя, дают нам четкие рекомендации, каким образом необходимо приго­товить в своем сердце путь Господу, дабы выпрямить все, что мы скривили за свою прежнюю жизнь. Написано, что «всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит вся­кая плоть спасение Божие» (Лк. 3:5,6). Лишь так, по утвержде­нию Иоанна Крестителя, который, в свою очередь, цитирует Исаию, плоть может узреть необходимое ей спасение. Данная работа покаяния и исповедания грехов непременно должна произойти в жизнях тех людей, которые следуют путем неправ­ды. Христос стучится как в сердце ещё не спасенных людей, так и в сердце спасенных, но отступивших некогда от правды. Давайте вспомним солдата, который принял решение служить, то есть оставить свой прежний образ жизни. Наше решение быть с Господом также требует от нас подобного шага, который со времен Иоанна Крестителя называется крещением покая­ния. Сам Иисус указывал на важность и необходимость этого момента, без которого человек не сможет родиться свыше, ког­да говорил об этом с фарисеем по имени Никодим: «…истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не мо­жет войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).

Раньше, когда я читал эти слова в Библии, у меня часто воз­никал вопрос: почему такое важное рождение от Духа Святого стоит на втором месте? И еще: почему далее Господь объяс­няет нам лишь значение рождения от Духа Святого и как бы нарочно умалчивает о рождении от воды? В свете того, о чём мы говорили, ответ очевиден. Дело в том, что когда Иисус го­ворил о рождении от воды, Он не мог иметь в виду ничего друго­го, кроме крещения покаяния в водах реки Иордана, которое проповедовал и на котором настаивал для ознаменования ис­поведания грехов Иоанн Креститель. На тот момент не было никакого другого подходящего по смыслу события, которое мог бы привести в пример Иисус, и о котором мог знать Нико­дим. Поэтому, прежде чем говорить о наиважнейшей доктрине рождения от Духа, Иисус обратил наше внимание на необхо­димость исправления прежних путей, назвав это рождением от воды. А указанная Христом последовательность утверждает, что рождение от Духа Святого не может произойти без рожде­ния от воды, иначе пути для Господа в сердце человека, о кото­рых говорит Иоанн Креститель, не могут быть приготовлены.

Многие усматривают в рождении от воды современное кре­щение. Так оно, по сути, и есть. Апостол Петр, говоря о креще­нии, связывает его с обещанием Богу доброй совести: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3:21). И снова на ум приходит пример солдата, решившегося на службу. Только тогда он смог войти в состав армии и иметь в своей жизни все ее преимущества, когда принял то самое бесповоротное решение. И смысл здесь даже не в решении как таковом, а в надеждах и чаяниях самого сердца действительно ли оно хочет? Если сердце не жела­ет, то и службы не получится, потому что «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Цар­ствия Божия» (Лк. 9:62).

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним кре­щением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни... Так и вы почи­тайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не пре­давайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатию» (Рим. 6:3–4, 11–14). От того, какое именно в нашей жизни должно произойти крещение, зависит многое. Безусловно, каждый волен выбирать сам, но Слово Божье нам категорично заявляет, что без исправления путей неправды, то есть крещения покаяния, человек не может иметь рождение свыше. Поэтому Павел, говоря о крещении, напоминает нам, что, войдя в эту новую жизнь, мы не можем теперь повиноваться похоти и предавать свои члены греху как орудия неправды.

Обратите внимание, что в приведённом выше отрывке из Послания к Римлянам апостол Павел говорит с нами, как с равными, или, другими словами, как с окончательно опреде­лившимися людьми. Отправной точкой такой обновленной жизни является, по словам Павла, именно крещение, когда мы, совлекая с себя старую природу и погружаясь либо в ку­пель, либо в реку, либо в какой-то другой водоем, заявляем тем самым во всеуслышание перед самими собой, людьми, всем духовным миром и Самим Богом, что принимаем ответствен­ность не только за себя и за ближних, но и за весь тот путь, который положен нам от Бога. Таким образом мы подобра­лись к самой сути приготовления наших путей, что, по сло­вам Иоанна Крестителя, открывает двери нашего сердца для Иисуса Христа. Теперь перед нами лежит нелегкая задача осознать то, в чем состоит основная работа по выпрямлению кривых путей сердца.

Невозможно посвятить Богу несвободное сердце, загро­можденное разного рода идолами и неправдой. Если обратить внимание на жизненный опыт таких духовных отцов нашей веры, как Авраам, Моисей или Давид, то без труда можно за­метить, какие были сердца этих Божьих избранников. Кого бы из праведников прошлого мы бы ни взяли за образец, пе­ред нами открывается тот самый яркий и верный путь жизни, к которому и призывает вернуться Свой народ Господь через пророка Иеремию. Конечно, сегодня у нас есть самый превос­ходный пример для подражания это Иисус Христос. Не зря апостол Павел писал: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16). Однако во времена Ветхого Завета та­кого абсолютного образа для подражания ещё не было, поэто­му Иеремия и приводит в качестве примера желанных Богом путей праведные пути древних (по-прежнему актуальные и по­лезные для нашего подражания). Пользуемся ли мы примером жизни Христа, пророков или апостолов, цель остается преж­ней возвратить наши сердца Богу, в чем и состоит миссия крещения покаяния, миссия возвращения Богу посвященных, любящих и верных сердец наших отцов, нынешним детям, благодаря чему их пути уподобятся путям праведников древ­ности или же путям самого Иисуса Христа.

Чем же тогда является сердце в понимании Бога? И как его можно вернуть? Ответ напрямую связан с тем, что мы чита­ем в Евангелии от Луки сразу после слов о возвращении серд­ца: «И предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1:17). Чтобы лучше осмыслить то, о чём здесь говорится, давайте рас­смотрим обратный пример, а именно: то, до чего могут дой­ти человеческие сердца без Бога. «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5). Так же, как и в Евангелии от Луки, речь идёт о мыслях и помышлениях, кото­рые исходят от сердца. Из этого следует, что у сердца есть свои собственные помышления, и для Бога, оказывается, именно они играют первостепенную роль. Наблюдательный читатель мог заметить, что в этой книге я довольно часто использую та­кое словосочетание, как «мотивы нашего сердца». До этого мо­мента мы особо не разбирались в значении этого выражения, теперь же мы столкнулись с необходимостью выяснить, что это такое, а также с чем связаны эти мотивы в нашей жизни, и ка­ким образом их можно обнаружить в самом себе.

Оказывается, помыслы, или так называемый образ мыслей, являются не чем иным, как внутренним голосом тех самых глубинных мотивов нашего сердца, к которым и прислушивается Бог. И сердце не­произвольно выдает их нам в виде определенного образа мыс­лей, который и формирует нашу личность и ее поступки. Со­гласно этому образу текут наши разговоры, формируется круг наших интересов, а наша душа чего-то жаждет. У грешников это выражается в желании похоти, что толкает их на пути не­правды, а у праведников в жажде по Богу, что является дви­гающей силой на пути правды. «Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе» (Пс. 83:6).

Теперь мы сможем ответить на следующий вопрос: каким же образом некогда «непокоривым» можно вернуть праведный образ мыслей? Здесь на передний план выходят два важных аспекта: первый это работа Духа Святого, и второй мо­мент выбора человеческого сердца. Лишь посредством этих двух важных событий в жизни человека может произойти его новое рождение, которое мы называем рождением свыше, или возрождением. Но чтобы человеку иметь возможность выбора, ему нужно для начала встретиться с этим выбором, который по­является только тогда, когда есть какая-то альтернатива. Аль­тернативой господствующим эгоцентричным законам этого грешного мира являются совершенно иные законы, где в цен­тре стоит Христос. Такими законами являются лишь святые за­коны Бога, изложенные в Его Слове. Поэтому работа Духа Свя­того в большинстве случаев начинается через посеянное неког­да Слово, которое, добираясь до нашего сердца через уши или глаза, со временем или мгновенно меняет нас и преображает в новую личность. Говорится, что «вы возродились не от семени тленного, а от слова Божьего, которое живёт и будет жить веч­но» (1 Пет. 1:23). Павел же со своей стороны, указывая на участие Слова Божьего в возрождении не только личности, но и всей Церкви в целом, образно называет рождение от воды банею водной: «…Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очи­стив банею водною посредством слова» (Еф. 5:25,26). Теперь мы имеем Слово Божье, которое изнутри участвует в возрождении, освящении и очищении сердца, подобно тому, как это делает водная баня для тела, выпаривая из нас старую грязь. Таким же образом и Слово Божье выпаривает из нас старое, но не горячей водой и паром (это лишь образы), а духовным омытием искреннего покаяния.

Я думаю, что не важно, каким образом придет к нам слово от Бога, главное, чтобы это стало для нас откровением. Тогда коснувшись нашего сердца, оно действительно сможет изме­нить нашу жизнь, потому что только Господь знает о нас все, включая и наше нынешнее направление и все выходы из него, если это направление неверно. «Затем они помолились, говоря: «Господи, Ты знаешь, что у каждого на сердце. Покажи нам…» (Деян. 1:24). Мы видим, как апостолы в Книге Деяния моли­лись ещё об одном апостоле, и можем так же успешно молить­ся о собственном пути. Слово, которое непременно придет как ответ от Господа, даст нам надежное основание в виде открове­ний, чтобы мы могли с него начинать новый путь. Ценность от­кровения от Бога заключается ещё и в том, что, проливая свет, оно являет то, что некогда было скрыто в темноте и не име­ло четких очертаний для нас. Например, для нас в этом мире не было никакой разницы между духом и душою, гордостью и достоинством, правдой и неправдой, похотью и любовью. Дух этого мира не заинтересован в том, чтобы человек видел эти различия и выбирал истину, поэтому он всячески нивелирует откровения, которые дает нам Бог. Однако это уже означает, что человек находится в несвободе. Бог же, даровавший нам свободу, желает через Свое живительное слово открыть истину всем, приходящим к Нему, а также и ту дорогу, на которой мы ее сохраним.

Стало быть, как только мы впускаем это Слово от Бога, начинается (возможно, не всегда приятное, но, без всяких сомнений, всег­да полезное) действие. Слово как некий живой организм про­никает в нас и начинает невидимым образом, изнутри, приво­дить человека в порядок. И как это сказано в Послании к Евре­ям, данное действие начинается с суда тех самых намерений и помышлений сердца, о которых мы говорим: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4:12,13). И живо это Слово может быть лишь благо­даря Святому Духу, ведь именно Он проникает в нас, и толь­ко Он на основании того же Слова судит все наши сердечные помышления и намерения. Но судит не так, как судят люди, а убеждая нас изнутри. Его мнение и позиция благодаря Божьему миру, который появляется в нашем сердце, становится на­шим мнением и нашей позицией, меняя устоявшийся мирской образ мысли в нашем сердце.

Наличие такого беспристрастного судьи в человеке про­сто необходимо. Возьмем, к примеру, футбольный матч, где на поле, кроме двух противостоящих команд, есть и судья, кото­рый должен гарантировать правильный ход игры. Он является неким живым носителем закона, то есть своего рода носите­лем футбольной истины, которая не дает в матче совершиться неправде. Судья выступает в роли того, кто отделяет правду от лжи, и именно его слово определяет в игре правильное отно­шение к происшедшим событиям. Так и человек, постоянно находящийся меж двух огней (будь то внутренние проблемы или внешние трудности), нуждается в судье, который бес­пристрастно отделял бы ложь от правды. Таким судьей в на­шей жизни должен быть Святой Дух. Однако если мы не знаем Слово от Бога и не имеем Его откровений, то Он будет как бы безоружным, и постепенно Его голос будет сливаться со мно­жеством криков с окружающих нас трибун.

Итак, работа Слова Божьего это работа Духа Святого, когда Он невидимой рукой меняет сердца, касаясь тонких струн нашей души так, что они начинают играть в унисон с Ним и в гармонии с Божьим замыслом. Это и есть та сила Бо­жья, которая способна без какого-либо насилия или обмана изменить самую независимую и самую свободную личность во всей вселенной человека. «Ибо я не стыжусь благовество­вания Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: „пра­ведный верою жив будет“» (Рим. 1:16,17). Благовествование это первое и, наверное, самое важное в жизни человека слово от Бога, ведущее его к спасению. Оно, как мы видим, самым первым открывает в нас Божью правду, или, другими словами, приготовленный нам от Бога путь, который начинается с по­каяния и признания Иисуса Христа своим Господом и продол­жается в исполнении правды, открывающейся нам в течение всей жизни, когда мы растем от веры в веру. Иначе говоря, по мере того как возрастает наша вера, перед нами все отчетливей и глубже начинает раскрываться собственный путь правды, что положил нам пройти Бог в свете его высшего предназначения.

Таким образом, с каждым разом в жизни верующего чело­века этот новый образ мыслей и намерений будет приобретать все более устойчивый и доминирующий характер. Без этого впоследствии верующий человек уже просто не сможет существовать, потому как его внутреннюю суть станут определять уже не интересы этого мира, а Божий замысел. В этом и заключа­ется новая форма личности Божьих детей с возвращенными сердцами наших духовных отцов, исповедующих более высо­кий смысл, который превосходит даже обстоятельства, благо­даря чему в их жизни становятся действительны слова Николая Бердяева: «Я люблю смысл больше жизни». Но если человек, познав правду, намеренно выбирает путь ее подавления, осо­бенно если это влияет и на жизни других людей, то по отноше­нию к нему в силу вступают слова, которыми завершает свою мысль о правде в Послании к Римлянам апостол Павел: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1:18). И это весьма серьезное предупреждение, чтобы задуматься над сво­им путем.

В приведённом выше отрывке из послания Павла к Римля­нам (Рим. 1:16) есть ещё одна вещь, на которую также следует обратить внимание. Как показал мне Господь, в словах «всяко­му верующему» содержится ключ ко второму аспекту возрож­дения человеческой личности, что играет весьма важную роль в процессе возвращения сердец отцов нынешним детям. Если вы помните, этот аспект мы назвали моментом выбора. О ка­кой же вере здесь говорится? Слово Божье не молчит и в том же послании Павла дает нам ответ: «Ибо, если устами твоими бу­дешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10:9). Но и это ещё не все. Господь неожиданным образом соединил дан­ные слова Павла со следующим текстом из Послания к Евреям: «Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплени­ем очистивши сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою» (Евр. 10:22). И тут следует разобраться, зачем Господь соединил эти два места Писания.

Во-первых, речь заходит о том, что мы приступаем к Все­вышнему Богу с полною верою, ничуть не сомневаясь в силе нашего Господа Иисуса Христа и Его роли Посредника и Хода­тая за нас. Во-вторых, что мы это делаем с искренним сердцем, кроплением очистив его от порочной совести. Но, не тем кро­плением жертвенных животных, которым некогда в религиоз­ных обрядах очищались священники, а святой Кровью Иисуса Христа, зная, что Он пострадал за наши грехи на Кресте, дабы мы были чисты и непорочны перед нашим Небесным Отцом. Осознание этого, в свою очередь, подводит нас к третьей со­ставляющей покаянию и отречению от прежних путей не­правды, «омыв тело водою чистою», как недвусмысленно го­ворится в Послании к Евреям. О теле ли беспокоится Павел, как это делали в свое время первосвященники, снова и снова омывая себя чистой водой? Смогло ли это действительно снять грехи и по-настоящему изменить сердца и пути людей? Или для Бога важно, чтобы мы, когда приступаем к Нему, имели чистое тело? Я думаю, нет. Речь идёт не о телесной чистоте, а о крещении покаяния. «Так и нас ныне подобное сему образу кре­щение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3:21). «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребе­ны с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол. 2:11,12). Все эти действия напрямую связанны со свободным выбором человека. На­пример, выражение «обещание доброй совести» указывает нам на то, что человек, размышляя, принял твердое решение отка­заться от прежнего порочного образа жизни, где о доброй со­вести даже и не упоминалось.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вы­вод: дорогу Господу в наше сердце открывает покаяние, а это приводит к чистосердечному обещанию Богу доброй совести, что и является выражением нашего внутреннего желания и свидетельством новой изменившейся природы. Но неверно го­ворить только о возрождении, потому что это лишь приготав­ливает стези, или, другими словами, открывает двери сердца для нашего Господа, давая старт другому неотъемлемому от христианской жизни процессу — преображению от Духа Свя­того. Это тот процесс, от которого будет зависеть, закроются ли потом двери нашего сердца или нет. Он весьма непрост и за­нимает всю нашу дальнейшую жизнь. «Мы же все открытым ли­цем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18). Также этот процесс можно назвать процессом приобретения масла, как это было с мудрыми девами в притче Иисуса Хри­ста о десяти девах (Мф. 25:1–13). Благодаря приобретенному опыту общения с Духом Святым и навыку праведной жизни мудрые девы смогли зажечь свои светильники и встретить за­державшегося в пути жениха, чтобы попасть на долгожданный пир, а немудрые, не имея масла в своих светильниках, не смог­ли этого сделать. Итак, постоянное преображение верующего человека это и есть его работа над накоплением в своем све­тильнике того самого запаса масла, который, на самом деле, яв­ляется запасом опыта общения с Духом Святым, когда мы учим­ся понимать Бога и Его замысел.

Следовательно, если мы все-таки решились совершить этот важный выбор в жизни, то должны мы его сделать лишь с одной оправдывающей этот выбор целью — двигаться даль­ше в правильном направлении. Для более простого понимания данный процесс возрождения и дальнейший ход преображе­ния можно представить как действие своеобразного «договора», где с одной стороны выступает Господь, а с другой — человек. Как и в любом договоре у обеих сторон есть обязанности, ко­торые продвигают нас к достижению определенной цели, в чем будет заинтересован и Бог, и человек. В нашем случае от Бога – это спасение (что включает в себя непременное рождение свыше), а от человека – путь правды. Что же из этого «договора» следует? Из этого «договора» следует, что со стороны человека на его первом этапе необходимо осознание и покаяние, что, как мы уже выяснили, открывает в нашей жизни путь Госпо­ду. Второй важный момент — это вера, но не только в истин­ность Иисуса Христа как Бога и Спасителя, а и в то, что мы теперь — Его возрожденные чада и наследники всех Божьих обетований, записанных в Священном Писании. Сюда также нужно добавить ещё и веру в то, что Сам Господь лично может говорить нам и наставлять нас. Для этого со стороны Бога нам дается Дух Святой, Который будет работать в нашем сердце, чтобы мы, минуя все препятствия, успешно прошли свой путь правды. Своим действием Он производит в нас нечто, что мы раньше сами изменить не могли, благословляя нас своими уди­вительными плодами, благодаря чему мы начинаем исполнять условия пути правды. Однако, оглядываясь назад и оценивая свой путь в свете отношений с Богом, мы можем задать вопрос: выполняем ли мы свою часть «договора»? Ведь для того чтобы ее выполнить, нам необходимо твердо шагать, исполняя те самые условия (святая чета, кротость, смирение и т. д.), о которых мы уже не раз говорили. А это требует постоянных усилий и зачастую приводит даже к войне.

Война — это противостояние, нередко приводящее нас к столкновениям с врагом нашего возрождения — дьяволом. Если мы верные последователи правды Божьей, избежать этой войны не получится. Более того, если мы пытаемся это сделать, значит, мы никакие не последователи Его правды. Поэтому нам лучше, не боясь сражений, всегда быть готовыми к войне, к которой призывает нас даже Слово Божье. Хорошо о такой войне с духами злобы поднебесной говорится в (Еф. 6:12). Са­тана и его приспешники постоянно будут препятствовать нам и пытаться возвратить нас к старому образу жизни. Беда в том, что многие, начиная проигрывать эту войну, сразу же сдают­ся перед напором вражеской силы, поддаваясь на его уловки и обман. В Послании к Ефесянам есть глава, которая точно описывает эту борьбу. Апостол Павел дает практические ука­зания, как нам воспрепятствовать этому противлению, по­беждая его каждый день. Первое, с чего он начинает эту тему, это с объяснения, как познавать Христа: «Но вы не так по­знали Христа... потому что вы... в Нем научились... отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в оболь­стительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:20–24). Вне всяких сомнений, речь снова идёт о крещении покаяния, а то, что апостол называет обновлением духа ума, и есть возращенный образ мыслей праведников, ис­ходящий из возвращенного отцовского сердца, о чём и говорил Иоанн Креститель. Именно такое обновление помогает нам последовательно от сражения к сражению побеждать в этой войне, освобождая наше сознание, словно захваченную врагом страну, от старого образа мыслей некогда непокоривого и опу­стившегося в обольстительных похотях сердца.

Дальше у Павла мы читаем следующее предупреждение: «Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими рука­ми полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Ника­кое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:25–32). Ничто так не сбивает с пути правды, как неисправленные прошлые ошибки, часть из которых упоминается здесь. Исправление ошибки равносиль­но возвращению к правде, а непризнание ее таковой или ее по­вторение есть осознанное обращение на путь неправды, что, собственно, лукавому и надо — чтобы человек отошел от Бога и не попал в цель. Но Павел, говоря о практике нашей жизни, призывает нас не давать места тому, что компрометирует путь правды и противоречит праведному образу мысли и жизни.

Мы уже не раз говорили о лжи, воровстве, иждивенчестве, не­довольстве, раздражении, непрощении, злости, клевете, равно­душии и многом другом, когда размышляли о неправде. Какие бы согрешения к этому списку мы не добавляли, все равно это явится все тем же поводом, что даст место дьяволу, который с помощью подобных грехов, легко может уловить человека в свою волю, как и прежде, уводя его от воли Господней. Слово Божье, описывая нашу прошлую жизнь во грехе, говорит о ней следующее: «...вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господству­ющего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским по­хотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие» (Еф. 2:2,3). Воля дьявола, как мы видим, заключается в том, чтобы мы поступали по похотям собственной плоти, что является идеальной питательной сре­дой для неправды, а не по воле Божьей, ведущей нас по пути правды. Это и есть настоящий мотив лукавого — желание сбить нас с пути правды, завлекая назад под власть эгоцентричных помыслов. И добивается лукавый от возрожденной человече­ской личности не простого искушения в желаниях греховной похоти, а принципиального согласия человеческой воли с тво­римой неправдой.

Однако Иаков, словно продолжая нашу тему, призывает противостать дьяволу с тем, чтобы мы, вопреки совершенным проступкам и отдаляющим нас от Бога чувствам, наоборот, при­близились к Нему. Такое смирение и покаяние означает лишь одно: что мы осознали проблему испорченного сердца, которое делало нас двоедушными, и теперь мы желаем очистить свои руки от совершенных ранее грехов. «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте серд­ца, двоедушные» (Иак. 4:7,8). И снова мы видим, что речь здесь идёт не о людях этого мира, которые, как и прежде, продолжа­ют жить по обычаям мира сего, а о тех, кто считает себя веру­ющим, продолжая жить по старым мирским обычаям. В этом мы убеждаемся, когда читаем, как Иаков призывает таких людей исправить сердца двоедушные, обличая их в дружбе с этим миром: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4). Следовательно, если человек продолжает придерживаться того, о чём мы говорили выше (Еф. 4:25–32), но не видит этого, то он, скорее всего, впал в младенчество, а если же он видит, но не признается и оправдывает это, то он поддался лицемерию, и его дружба с миром, увы, все ещё продолжается.

По той же самой причине в жизнях многих людей слу­чается и такое явление, как ложное возрождение. Это когда че­ловек эмоционально очень желает, чтобы оно произошло в его жизни, и даже на какое-то время искренне соглашается со всеми условиями «договора», но при этом легкомыслен­но подходит к собственному очищению, стараясь оставить при себе все самое «драгоценное» и очень личное, с чем со­вершенно не хочется или стыдно расставаться. Неукрощен­ные вовремя помыслы и желания нашего сердца всегда были причиной невежества и последующего за ним отхода назад. Такое, как правило, приводит к повторному зараже­нию того, что Бог уже успел очистить, выполняя Свою часть «договора». Подобную заразу можно сравнить с влиянием испорченного фрукта, который был неосмотрительно остав­лен среди чистых фруктов. Если его вовремя не убрать, через некоторое время он обязательно испортит и все остальное, сведя на нет их пользу.

Посему наше возрождение, а затем и преображение долж­но стать таким, каким оно было у покаявшегося сына в прит­че Иисуса Христа, которую я бы назвал не притчей о блудном сыне, а притчей о любящем отце (Лк. 15:11–32). На мой взгляд, настоящим переломным моментом в этой притче стал тот мо­мент, когда сын, отпавший от отца, реально осознал свое поло­жение: «Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца мо­его избыточествуют хлебом, а я умираю от голода» (Лк. 15:17). То есть человек, который уже был сыном своему отцу, жил и работал в его доме и имел все положенные ему привилегии, оказывается, все это время не был самим собой. Теперь же, придя в себя, он увидел катастрофу своего положения, кото­рое необходимо было немедленно исправлять, поэтому второй важный шаг, который сделал сын, был очень прост: он «встал и пошел к отцу своему» (Лк. 15:20). Отец же в ответ не просто пошел к нему навстречу, а, как мы видим, побежал и, пав ему на шею, целовал его, «ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:24). Такова любовь Божья к нам! Однако подобное рождение сына для отца стало возможным лишь благодаря той истинной переоценке ценностей, которую совершил сын, и его возвращению на те пути, с которых он не­когда свернул. Тот же самый принцип действует и в нашей жиз­ни: рождение свыше происходит тогда, когда человек реально осознает трагедию своего положения и, искренне обратившись к Отцу, полностью меняет свое отношение к прошлому. Можно с уверенностью сказать, что блудный сын переживал похожие чувства, что и плачущий Ефрем из Книги пророка Иеремии, когда он обратился к Богу : «Когда я был обращен, я каялся, и когда был вразумлен, бил себя по бедрам; я был постыжен, я был смущен, потому что нес бесславие юности моей» (Иер. 31:19).

В завершении этой главы приведу ещё одну притчу из Еван­гелия от Луки: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда Хозя­ин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: „Господи! Господи! отвори нам“. Но Он скажет вам в ответ: „не знаю вас, откуда вы“. Тогда станете говорить: „мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты“. Но Он скажет: „говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды“. Там будет плач и скрежет зу­бов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон» (Лк. 13:24–28). Эта притча, рассказанная Самим Христом, хорошо показывает нам, что Господь для человека опять ставит на первое место не участие в каких-то важных миссиях или членство в успешных церквях, а лишь личное исполнение правды. По словам Иисуса, ниче­го не значит принимать участие в каких-либо таинствах, со­браниях, обучениях, если не исполнять в собственной жизни правду. Расшифровав язык притчи, мы видим, что выражение «ели и пили перед Тобой» означает потребляли Твое учение и пили Твою живую воду; «на улицах» значит с открытым ртом внимали всем словам Мессии, следуя за Ним по пятам, как это делала ходившая повсюду за Христом и постоянно что-то ис­кавшая от Него толпа. Однако большинство людей, сколько бы они ни учились и ни ходили за Христом, так ничего в своей жизни и не применили из того, что услышали от Него. Это сво­его рода двоедушие — слышать живое слово Христа и не испол­нять его в своей жизни, усугубляя свою неправду лицемерием. Потому они и остаются у «разбитого корыта» с «разбитым» сердцем, сетуя на истину и на Бога. На что пророк Иеремия отвечает: «Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои. Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу» (Пл. 3:39,40), что мы и пытаемся сделать на протя­жении всей этой книги.