Конец оного
Надеялся ли Иов на себя и на свои дела больше, нежели на Бога, я не знаю. Библия не даёт нам право делать такой однозначный вывод. Однако мы точно можем сказать, что Иов никогда в жизни не был лицемером, несмотря на то, что он реально находился в шаге от крамолы на момент своего испытания. Он искренне верил в Бога, служил Ему и людям всей душой и телом, что помогало ему и не давало опуститься до настоящего лицемерия в собственном сердце. Кто из нас, живя такой праведной жизнью, как Иов, смог бы выдержать подобное незаслуженное испытание, оставаясь таким же верным Богу до конца? А Иов не только выдержал, но и возвеличился им, в том числе и потому, что понял свой самообман, который открылся ему в его собственных словах и мыслям. Елиуй же благодаря своему непредвзятому и кроткому отношению проявил эту невидимую доселе черту, указав Иову на следствие, что выражало настоящую причину такого состояния, которое держало Иова в шаге от падения: «но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение — близки» (Иов. 36:17).
Бог что-то заметил в сердце Иова. Это «что-то» пряталось, возможно, в самой его глубине, несмотря на всю правоту жизни Иова, и никак не могло подняться на поверхность без переплавки, потому что было покрыто неподъёмными плитами благословений и хороших дел. Это невозможно назвать грехом, однако это касалось самых важных и даже интимных отношений, которых между Богом и Иовом, видимо, не существовало, но которые Господь хотел установить, видя правоту этого человека и его самоотверженную жизнь. Бог не хотел, чтобы столь праведный человек в конце своей жизни пришёл к выводу, что всё его благополучие было с ним исключительно из-за его хороших дел. Но было крайне важно чтобы он смог увидеть и сказать так, как сказал о своей жизни апостол Павел: «Но я — то, что я есть, по благодати Божьей. И благодать Его не была напрасной. Напротив, я работал упорнее, чем все они, хотя не я это делал, а милость Божья, которая была со мной» (1 Кор. 15:10 — совр. перевод).
Также, в 21-м стихе Елиуй в лице Иова предупредил всех нас об опасности нечестия, когда Господь даёт нам возможность возвыситься, быть может, не самым простым, но самым действенным путём страданий: «Берегись, не склоняйся к нечестию, которое ты предпочел страданию» (Иов. 36:21). Именно на этом пути возникает очень сильное искушение отступить и опуститься, как предлагала Иову его жена, не видя в этой ситуации для него никакой возможности подняться. В конце своих размышлений Елиуй приходит, на мой взгляд, к довольно важному выводу. Он говорит о роли того, как мы ведём себя в подобных ситуациях искушения: «Помни о том, чтобы превозносить дела Его, которые люди видят. Все люди могут видеть их; человек может усматривать их издали» (Иов. 36:24,25). Другими словами, он попытался сказать, что люди более склонны судить о Боге именно по нашим поступкам, поэтому нам надо быть очень внимательными, чтобы проповедь нашей жизни не бросала тень на Христа и была для всех свидетельством Его дел или даже светом для идущих вслед за нами людей. «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14–16).
И вот, наконец, с Иовом заговаривает Сам Бог, открываясь ему как стоящее над всем Проведение. Теперь, столкнувшись с Самим Господом и получив из Его уст откровение Божественного величия, в трепете соприкоснувшись с Его необъятной непостижимостью, Иов смирился перед Тем, к Кому ещё недавно имел претензии. Такое далёкое и тайное стало явным и близким, могущим не просто говорить и отвечать человеку, но и утешать Своим вниманием, несмотря на слова обличения, исходившие из Его уст. Страх Господень наполнил сердце Иова, и он только и смог вымолвить: «Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил, — теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду» (Иов. 39:34,35). Со страхом пришла и мудрость, нисходящая свыше. Можно лишь догадываться, что испытал Иов, однажды сказавший, что Богу нет до нас дела, — трепет и удивление, радость и ужас одновременно — с ним ведёт беседу и о нём беспокоится Сам Вседержитель! От такого потрясения Иов ничего не мог говорить, тая в Божьем присутствии и внимая всем Его словам.
И вот, как бы подтверждая полномочия и правоту слов Елиуя, Господь, приступил к обличению Иова, сказав: «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?» (Иов. 40:3). Но не так ли поступали «друзья» Иова по отношению к нему? Дабы оправдать себя, они умаляли достоинство Иова. В Библии мы располагаем множеством других примеров (в частности, Давид), когда человек жаждал Бога, одновременно имея прессинг подобных лицемерных друзей. Однако, справедливости ради отметим, что с «друзьями» Иова это происходило в совершенно иных обстоятельствах, нежели с самим Иовом. Их обличала совесть, и они её заглушали, Иов же был праведен во всех делах своих, и поэтому он не мог чувствовать угрызений совести. Тем не менее при всех этих плюсах в нём удивительным образом продолжало сохраняться неправильное отношение к Богу, которое необходимо было менять. Совмещать праведную жизнь с неправильными убеждениями о Боге и о превосходстве человеческих дел, такому праведному человеку, как Иов, было недопустимо. И любящий Бог приступил к тому, чтобы изменить это.
И чтобы Иов больше не подвергал сомнению справедливость Божьего суда, Господь предложил ему восстановить всю правду в том виде, в каком она должна была быть. «Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое, и смири его. Взгляни на всех высокомерных, и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их. Зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою» (Иов. 40:5–8). Тем самым Господь дал Иову понять, что у Него всё под контролем, и каждый должен на своём месте совершать свой путь правды. Мы не можем охватить то, над чем не властны и понять то, что не нами было задумано, но мы всегда можем знать какую-то часть из этого, а именно то, что приготовил для нас Бог в виде собственного пути правды.
В 40-й главе есть ещё один интересный факт: «И отвечал Господь Иову из бури и сказал» (Иов. 40:1). Это, на мой взгляд, не просто аллегория, но свидетельство наиважнейшего события, на которое Господь желает обратить наше внимание. Подобное в период ветхозаветных отношений, когда Бог-Отец сходит на землю и Сам говорит с человеком, в Библейской истории произошло всего два раза. Один случай мы встречаем с Иовом, другой — с народом Израиля, когда тот подошёл к горе Синай, и Бог из облака и мрака, со знамениями гроз и молний стал говорить с народом с горы.
И прежде всего, это подчеркивает равную степень важности как одного, так и другого события. Но почему только в этих двух случаях Бог счёл нужным спуститься в необычной форме и лично передать Своё послание человеку? Особая форма заключалась в том, что сделал Он это, прикрываясь бурей и мраком будто ширмой, закрывающей Его святой лик. На это вижу две причины. Первая скорее всего отражала исключительную форму обличения, когда необходимо было в личном послании открыть глаза человеку, и при этом не погубить его. Вполне возможно, если бы Он этого не сделал, человек в своей греховной плоти мог быть просто истреблен. Второй причиной была строгость момента и важность передаваемого человеку послания. Как это было сделать, если ни Иов, ни народ Израиля не имели на тот момент в себе Духа Святого? Оттого и был избран Богом такой непростой способ разговора из бури.
Далее возникает вполне резонный вопрос: почему такой праведный человек, как Иов, не имел Духа Святого? Ведь у нас есть пример других ветхозаветных помазанников, как Моисей, Давид, Исаия, которые имели на себе Дух Господень. Ответ мы найдём в словах пророка Исаии, который от имени Господа указывает нам на очень важную причину: «...Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис. 57:15). А знающий близко Господа псалмопевец Давид добавляет: «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19).
Вот и выходит, что Иов, не имея в себе подобного сокрушения и не пройдя через Божье утешение, просто не мог иметь в себе Духа Святого, Который в наше время благодати даётся всем приходящим к Богу по вере во Христа Иисуса. На самом деле не важно, какое было время тогда или какое оно сейчас, только наша жажда по Богу открывает человеческие сердца для Духа Святого и хранит Его там: «Простираю к Тебе руки мои; душа моя к Тебе, как жаждущая земля» (Пс. 142:6). И такие слова может сказать жаждущая, постигшая Божье утешение душа.
В 41-й главе Господь продолжает описывать созданное Им величие, над которым никто, кроме Него, не властен. Отдельного внимания заслуживает уникальность природы того времени со своими животными — бегемотом и левиафаном, стихиями — ураганами и торнадо, которые перемещают все, что только можно переместить, обледенением, сковывающим целые моря, и землетрясениями, которые открывают огромные ущелья. Всё это ещё раз убеждает нас в том, что Иов жил гораздо раньше Авраама и его потомков, во времена высокой геологической активности земли, вероятнее всего, в эпоху, когда ещё не успели исчезнуть динозавры. Безусловно у нас сейчас нет цели разбираться в интересной библейской геохронологии, тем более это давно уже сделали другие достойные люди. Мы зададимся иным вопросом.
Зачем Господь говорит Иову всё это? На самом деле, главное уже произошло — Господь Сам спустился и говорил человеку. Это явилось высшим знаком внимания к личности Иова, как раз тем, чего ему так не хватало. Поэтому всё сказанное Богом, скорее, необходимо нам — следующим поколениям, потому что Иов уже находился в финальной стадии своего испытания. Безусловно, дела Божьи повергли Иова в трепет, но более его сокрушило само посещение и непосредственное участие Бога в его жизни, после чего смиренный дух наполнил его сердце, что и нашло своё отражение в последней 42-й главе.
Итак, что же действительно повлияло на Иова после триумфальной речи Бога? Во-первых, это осознание величия Бога, а во-вторых, то, что «я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:5,6). Именно такое личное соприкосновение с Богом и оказало наибольшее влияние на него. И только после этого Иов смирился и сокрушился сердцем, а его жизнь наполнил утешающий Дух Святой. То, что преследовал Бог, наконец свершилось, и к Иову вернулись благоденствие и мир. «И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние; у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. И было у него семь сыновей и три дочери... И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их. После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода. И умер Иов в старости, насыщенный днями» (Иов. 42:12–13, 15–17).
Помимо примера жизни Иова в Библии мы можем найти ещё немало свидетельств о том, как человек меняется не только под воздействием бедствий и судов, как в случае с Иовом, но и в случае мирной, без особых трагичных обстоятельств, встречи с Богом. Яркий тому пример — это жизни наших отцов веры Авраама, Моисея, Давида, а также практически всех пророков и апостолов. Но в данный момент мне более всего хотелось бы привести иной пример, не из жизни пророков и апостолов веры, а из жизни самого обычного человека, жившего во времена Иисуса Христа. С одной стороны, в этом примере мало схожего с тем, что произошло в жизни Иова, с другой стороны, мы можем видеть всё тот же единственный и главный результат — рождение свыше. Всё это указывает нам на многосторонний и персональный подход Бога при выборе способа появления в нашей жизни.
Итак, речь идёт о Закхее, богатом человеке, начальнике мытарей, которого мало кто любил. Тем не менее он так же, как и Иов, очень хотел видеть Иисуса, да так, что в своём желании проявил невероятную смекалку, ибо был мал ростом и не мог ни взглянуть, ни добраться до Мессии, Которого постоянно сопровождали толпы народа. Чтобы увидеть Иисуса, Закхей забежал вперёд и влез на смоковницу. «Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью» (Лк. 19:5,6). Безусловно, Иисус не мог пройти мимо ищущего и жаждущего сердца, которое занесло Закхея в отличие от сотен других, Ищущих Христа и ступающих по земле, на высоту дерева.
В принципе Закхей мог выбрать иной путь, ведь он был богатый человек, начальник, однако его поступок говорит сам за себя. И не важно, роптали на него люди или не роптали, были ли они враги Закхея или нет, но в момент посещения Закхея Христом произошла именно та самая метаморфоза, которую желает видеть Господь в жизни каждого человека. «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8). У людей бывает множество проблем, от которых им предстоит избавиться, но дело вовсе не в проблеме, а в том, что измениться и исправиться по-настоящему люди могут только тогда, когда в их сердце войдёт Господь. Несмотря на то, что у Закхея не было таких испытаний, как в жизни Иова, он тоже очень нуждался в Боге. Без жаждущего сердца человеку невозможно встретиться с Богом и встать на путь правды. Я не знаю, нуждался ли Иов в Боге до своих испытаний, но точно могу сказать, что он начал в Нём нуждаться, когда почувствовал свою несостоятельность без Него. И мы вновь видим результат: не только возвращение благосостояния, но и нового человека, который обрёл не просто Бога, но любящего Друга в Его лице. На этой торжественной ноте можно было бы и закончить, если бы не «друзья» Иова.
«И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов, и пойдите к рабу Моему Иову, и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов. 42:7,8). Дерево познается по плодам, однако хитрость ситуации заключается в том, что многие трактуют плоды, которые произвели «друзья», по-разному: одни позитивно, другие негативно. Удивительно, но данная проблема весьма точно описывает то, что так часто происходит в реальной жизни, когда одни считают свои поступки оправданными и справедливыми, а другие не видят в них ни любви, ни милости.
На самом деле, весь вопрос сводится лишь к тому, на чьей стороне правда. Каждый считает себя правым, но реально всё зависит от того, что мы оправдываем. Верный ответ на этот вопрос укажет нам на праведную сторону, и об этом мы поговорим в главе «оПРАВДАние». Теперь в завершении повествования об Иове обратим своё внимание на то какой вердикт выносит Бог: «...за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов...». Сам Господь ставит в этой истории отношений людей и Бога жирную точку. По сути о «друзьях» Господь говорит, что они в целом говорили, как будто бы верно, но не так, как Иов. А как говорил Иов? Он говорил искренне. А как говорили «друзья»? Ответ очевиден — они лицемерили. Именно это вызывает Божий гнев, потому что лицемерие превращает любые, даже самые справедливые и правильные слова, в противоположное зло.
Однако и здесь не всё так плохо: Господь принял молитву Иова за «друзей», что означает лишь одно — Он их простил. И тут наше внимание могут привлечь два интересных момента. Первый состоит в том, что Сам Бог дал «друзьям» понять, что Ему нужна именно молитва Иова за них. И второй момент: только после этой молитвы Господь благословил Иова, «и возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде» (Иов. 42:10). Здесь всё очень взаимосвязано, и это ещё раз подтверждает, что Книга Иова была написана как об отношениях между Богом и человеком, так и об отношениях между людьми.
В итоге, мы видим, что Господь не отринул трех «друзей» Иова, обратившись к ним через Елифаза. Подтверждает ли это то, что Елифаз и его друзья также каким-то образом обращались к Богу? Скорее, да, чем нет, потому что дальше Господь говорит им о жертве, что для них является вполне естественным понятием. Это убеждает нас в том, что они знали некий обряд общения со своим Создателем. Но, видя их сердца и деяния, Бог перестаёт принимать их молитвы и, желая научить «друзей», посылает их к тому, кому они всё время завидовали, осуждали в своём сердце и при «удачной» возможности принялись критиковать. Проблема «друзей» была даже не в том, что они не понимали Иова, а в том, что они не понимали Самого Бога и его путей как для жизни Иова, так и для своей собственной жизни. Их поступки должны были быть другими, и именно это хотел им открыть Господь, но не ради их унижения, а для того, чтобы их исправить. А главным свидетелем и участником этого события обязательно должен был стать тот, кто был притесняем всё это время и тем не менее остался верен в своей вере до конца.
Мы видим, что Бог, желая спасти в этой непростой ситуации всех, был озабочен перестройкой мышления не только Иова, но и его «друзей». То же самое Он показывает и Иову, когда благословляет его после молитвы за «друзей». Любой процесс, происходящий в отношениях между людьми, находится под Божьим контролем, и если Господь и допускает подобные конфликтные ситуации между людьми, то непременно для всех его участников, исправляя каждого в том, в чём считает необходимым. На этом примере мы хорошо видим, что Бог не исходит из той позиции, что все одинаково испачканы и на одну голову больны, нет. Кто-то в подобной ситуации может оказаться и пострадавшим, как Иов, чтобы извлечь урок более близких отношений с Богом, ну а кто-то будет нуждаться в капитальном исправлении своих путей. Кто-то в своей позиции находится ближе к явлению Божьей правды, ну а кто-то давно уже отстаивает свои собственные убеждения.
Это весьма серьёзный вопрос, которым задаются люди, а значит и ответ на него должен быть таким же серьёзным. По такому случаю данный вопрос требует отдельного ответа, который я рассчитываю дать в следующей главе под названием «Кто правее». Как бы то ни было, я верю во всемогущество нашего Бога-Отца, а значит, и в то, что в любом конфликте, где в роли судьи призывается имя Господне, обязательно будет восстановлена истинная Божественная правда, как это произошло в истории с патриархом Иовом.