1. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу





  2. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. (Евр.12:3)




  3. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. (Рим.14:9)




  4. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. (Матф.28:5,6)




  5. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. (1Пет.2:24)




  6. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу





  7. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом (1Пет.3:18)




  8. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! (Иоан.19:2,3)




  9. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. (1Кор.15:20)




  10. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2Кор.5:21)




  11. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1Иоан.4:10)




  12. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис.53:5)
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите. © Оскар Уайльд
ГлавнаяО ПРАВДЕКонец оного

Конец оного

Надеялся ли Иов на себя и на свои дела больше, нежели на Бога, я не знаю. Библия не даёт нам право делать такой одно­значный вывод. Однако мы точно можем сказать, что Иов ни­когда в жизни не был лицемером, несмотря на то, что он ре­ально находился в шаге от крамолы на момент своего испытания. Он искренне верил в Бога, служил Ему и людям всей душой и телом, что помогало ему и не давало опуститься до настоя­щего лицемерия в собственном сердце. Кто из нас, живя такой праведной жизнью, как Иов, смог бы выдержать подобное не­заслуженное испытание, оставаясь таким же верным Богу до конца? А Иов не только выдержал, но и возвеличился им, в том числе и потому, что понял свой самообман, который открылся ему в его собственных словах и мыслям. Елиуй же благодаря своему непредвзятому и кроткому отношению проявил эту не­видимую доселе черту, указав Иову на следствие, что выражало настоящую причину такого состояния, которое держало Иова в шаге от падения: «но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение — близки» (Иов. 36:17).

Бог что-то заметил в сердце Иова. Это «что-то» пряталось, возможно, в самой его глубине, несмотря на всю правоту жиз­ни Иова, и никак не могло подняться на поверхность без пе­реплавки, потому что было покрыто неподъёмными плитами благословений и хороших дел. Это невозможно назвать грехом, однако это касалось самых важных и даже интимных отношений, ко­торых между Богом и Иовом, видимо, не существовало, но ко­торые Господь хотел установить, видя правоту этого человека и его самоотверженную жизнь. Бог не хотел, чтобы столь правед­ный человек в конце своей жизни пришёл к выводу, что всё его благополучие было с ним исключительно из-за его хороших дел. Но было крайне важно чтобы он смог увидеть и сказать так, как сказал о своей жизни апостол Павел: «Но я — то, что я есть, по благодати Бо­жьей. И благодать Его не была напрасной. Напротив, я работал упорнее, чем все они, хотя не я это делал, а милость Божья, ко­торая была со мной» (1 Кор. 15:10 — совр. перевод).

Также, в 21-м стихе Елиуй в лице Иова предупредил всех нас об опасности нечестия, когда Господь даёт нам возмож­ность возвыситься, быть может, не самым простым, но самым действенным путём страданий: «Берегись, не склоняйся к нече­стию, которое ты предпочел страданию» (Иов. 36:21). Именно на этом пути возникает очень сильное искушение отступить и опуститься, как предлагала Иову его жена, не видя в этой ситуации для него никакой возможности подняться. В конце сво­их размышлений Елиуй приходит, на мой взгляд, к довольно важному выводу. Он говорит о роли того, как мы ведём себя в подобных ситуациях искушения: «Помни о том, чтобы превоз­носить дела Его, которые люди видят. Все люди могут видеть их; человек может усматривать их издали» (Иов. 36:24,25). Дру­гими словами, он попытался сказать, что люди более склонны судить о Боге именно по нашим поступкам, поэтому нам надо быть очень внимательными, чтобы проповедь нашей жизни не бросала тень на Христа и была для всех свидетельством Его дел или даже светом для идущих вслед за нами людей. «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесно­го» (Мф. 5:14–16).

И вот, наконец, с Иовом заговаривает Сам Бог, открываясь ему как стоящее над всем Проведение. Теперь, столкнувшись с Самим Господом и получив из Его уст откровение Божествен­ного величия, в трепете соприкоснувшись с Его необъятной непостижимостью, Иов смирился перед Тем, к Кому ещё не­давно имел претензии. Такое далёкое и тайное стало явным и близким, могущим не просто говорить и отвечать человеку, но и утешать Своим вниманием, несмотря на слова обличения, ис­ходившие из Его уст. Страх Господень наполнил сердце Иова, и он только и смог вымолвить: «Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я гово­рил, — теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду» (Иов. 39:34,35). Со страхом пришла и мудрость, нисходящая свыше. Можно лишь догадываться, что испытал Иов, однаж­ды сказавший, что Богу нет до нас дела, — трепет и удивление, радость и ужас одновременно — с ним ведёт беседу и о нём беспокоится Сам Вседержитель! От такого потрясения Иов ничего не мог говорить, тая в Божьем присутствии и внимая всем Его словам.

И вот, как бы подтверждая полномочия и правоту слов Елиуя, Господь, приступил к обличению Иова, сказав: «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, об­винить Меня, чтобы оправдать себя(Иов. 40:3). Но не так ли поступали «друзья» Иова по отношению к нему? Дабы оправ­дать себя, они умаляли достоинство Иова. В Библии мы рас­полагаем множеством других примеров (в частности, Давид), когда человек жаждал Бога, одновременно имея прессинг подобных лице­мерных друзей. Однако, справедливости ради отметим, что с «друзьями» Иова это происходило в совершенно иных обстоятельствах, нежели с самим Иовом. Их обличала совесть, и они её заглушали, Иов же был праведен во всех делах своих, и поэтому он не мог чувствовать угрызений совести. Тем не менее при всех этих плюсах в нём удивительным образом продолжало сохраняться неправильное отношение к Богу, которое необходимо было менять. Совмещать праведную жизнь с неправильными убеждениями о Боге и о превосход­стве человеческих дел, такому праведному человеку, как Иов, было недопустимо. И любящий Бог приступил к тому, чтобы изменить это.

И чтобы Иов больше не подвергал сомнению справедливость Божьего суда, Господь предложил ему вос­становить всю правду в том виде, в каком она должна была быть. «Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и ве­ликолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое, и смири его. Взгляни на всех высокомерных, и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их. Зарой всех их в землю и лица их по­крой тьмою» (Иов. 40:5–8). Тем самым Господь дал Иову понять, что у Него всё под контролем, и каждый должен на своём ме­сте совершать свой путь правды. Мы не можем охватить то, над чем не властны и понять то, что не нами было задумано, но мы всегда можем знать какую-то часть из этого, а именно то, что приготовил для нас Бог в виде собственного пути правды.

В 40-й главе есть ещё один интересный факт: «И отвечал Господь Иову из бури и сказал» (Иов. 40:1). Это, на мой взгляд, не просто аллегория, но свидетельство наиважнейшего события, на которое Господь желает обратить наше внимание. Подобное в период ветхозаветных отно­шений, когда Бог-Отец сходит на землю и Сам говорит с человеком, в Библейской истории произошло всего два раза. Один случай мы встречаем с Иовом, другой — с народом Израиля, когда тот подошёл к горе Синай, и Бог из облака и мрака, со знамениями гроз и молний стал говорить с народом с горы.

И прежде всего, это подчеркивает равную степень важности как одного, так и другого события. Но почему только в этих двух случаях Бог счёл нуж­ным спуститься в необычной форме и лично передать Своё послание человеку? Особая форма заключалась в том, что сделал Он это, прикрываясь бурей и мраком будто ширмой, закрывающей Его святой лик. На это вижу две причины. Первая скорее всего отражала исключительную форму обличения, когда необходимо было в личном послании открыть глаза человеку, и при этом не погубить его. Вполне возможно, если бы Он этого не сделал, человек в своей греховной плоти мог быть просто ис­треблен. Второй причиной была строгость момента и важность передаваемого человеку послания. Как это было сделать, если ни Иов, ни народ Израиля не имели на тот момент в себе Духа Святого? Оттого и был избран Богом такой непростой способ разговора из бури.

Далее возникает вполне резонный вопрос: почему такой праведный человек, как Иов, не имел Духа Святого? Ведь у нас есть пример других ветхозаветных помазанников, как Мо­исей, Давид, Исаия, которые имели на себе Дух Господень. Ответ мы найдём в словах пророка Исаии, который от имени Господа указывает нам на очень важную причину: «...Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушен­ных» (Ис. 57:15). А знающий близко Господа псалмопевец Давид добавляет: «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19).

Вот и выходит, что Иов, не имея в себе подобного сокрушения и не пройдя через Бо­жье утешение, просто не мог иметь в себе Духа Святого, Который в наше время благодати даётся всем приходящим к Богу по вере во Христа Иисуса. На самом деле не важно, какое было время тогда или какое оно сейчас, только наша жажда по Богу открыва­ет человеческие сердца для Духа Святого и хранит Его там: «Простираю к Тебе руки мои; душа моя к Тебе, как жаждущая земля» (Пс. 142:6). И такие слова может сказать жаждущая, постигшая Божье утешение душа.

В 41-й главе Господь продолжает описывать созданное Им величие, над которым никто, кроме Него, не властен. Отдель­ного внимания заслуживает уникальность природы того вре­мени со своими животными — бегемотом и левиафаном, сти­хиями — ураганами и торнадо, которые перемещают все, что только можно переместить, обледенением, сковывающим це­лые моря, и землетрясениями, которые открывают огромные ущелья. Всё это ещё раз убеждает нас в том, что Иов жил гораз­до раньше Авраама и его потомков, во времена высокой гео­логической активности земли, вероятнее всего, в эпоху, когда ещё не успели исчезнуть динозавры. Безусловно у нас сейчас нет цели разбираться в интересной библейской геохронологии, тем более это дав­но уже сделали другие достойные люди. Мы зададимся иным вопросом.

Зачем Господь говорит Иову всё это? На самом деле, главное уже произошло — Господь Сам спустился и говорил человеку. Это явилось высшим знаком внимания к личности Иова, как раз тем, чего ему так не хватало. Поэтому всё сказан­ное Богом, скорее, необходимо нам — следующим поколени­ям, потому что Иов уже находился в финальной стадии своего испытания. Безусловно, дела Божьи повергли Иова в трепет, но более его сокрушило само посещение и непосредственное участие Бога в его жизни, после чего смиренный дух наполнил его сердце, что и нашло своё отражение в последней 42-й главе.

Итак, что же действительно повлияло на Иова после триум­фальной речи Бога? Во-первых, это осознание величия Бога, а во-вторых, то, что «я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:5,6). Именно такое личное соприкосновение с Богом и оказало наибольшее влияние на него. И только после этого Иов смирился и сокрушился сердцем, а его жизнь напол­нил утешающий Дух Святой. То, что преследовал Бог, наконец свершилось, и к Иову вернулись благоденствие и мир. «И благословил Бог по­следние дни Иова более, нежели прежние; у него было четырнад­цать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. И было у него семь сыновей и три дочери... И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их. После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сы­новних до четвертого рода. И умер Иов в старости, насыщенный днями» (Иов. 42:12–13, 15–17).

Помимо примера жизни Иова в Библии мы можем найти ещё немало свидетельств о том, как человек меняется не только под воздействием бедствий и судов, как в случае с Иовом, но и в случае мирной, без особых трагичных обстоятельств, встречи с Богом. Яркий тому пример — это жизни наших от­цов веры Авраама, Моисея, Давида, а также практически всех пророков и апостолов. Но в данный момент мне более всего хотелось бы привести иной пример, не из жизни пророков и апостолов веры, а из жизни самого обыч­ного человека, жившего во времена Иисуса Христа. С одной стороны, в этом примере мало схожего с тем, что произошло в жизни Иова, с другой стороны, мы можем видеть всё тот же единственный и главный результат — рождение свыше. Всё это указывает нам на многосторонний и персональный подход Бога при выборе способа появления в нашей жизни.

Итак, речь идёт о Закхее, богатом человеке, начальнике мытарей, которого мало кто любил. Тем не менее он так же, как и Иов, очень хотел видеть Иисуса, да так, что в своём желании проявил невероятную смекалку, ибо был мал ростом и не мог ни взглянуть, ни добраться до Мессии, Которого постоянно сопровождали толпы народа. Чтобы увидеть Иисуса, Закхей забежал вперёд и влез на смоковницу. «Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью» (Лк. 19:5,6). Безусловно, Иисус не мог пройти мимо ищущего и жаждущего сердца, которое занесло Закхея в отличие от сотен других, Ищущих Христа и сту­пающих по земле, на высоту дерева.

В принципе Закхей мог выбрать иной путь, ведь он был богатый человек, начальник, однако его по­ступок говорит сам за себя. И не важно, роптали на него люди или не роптали, были ли они враги Закхея или нет, но в момент посещения Закхея Христом произошла именно та самая мета­морфоза, которую желает видеть Господь в жизни каждого чело­века. «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8). У людей бывает множество проблем, от которых им предстоит избавиться, но дело вовсе не в проблеме, а в том, что измениться и исправиться по-настоящему люди могут только тогда, когда в их сердце войдёт Господь. Несмотря на то, что у Закхея не было таких испытаний, как в жизни Иова, он тоже очень нуждался в Боге. Без жаждущего сердца человеку невозможно встретиться с Бо­гом и встать на путь правды. Я не знаю, нуждался ли Иов в Боге до своих испытаний, но точно могу сказать, что он начал в Нём нуждаться, когда почувствовал свою несостоятельность без Него. И мы вновь видим результат: не только возвращение благосо­стояния, но и нового человека, который обрёл не просто Бога, но любящего Друга в Его лице. На этой торжественной ноте можно было бы и закончить, если бы не «друзья» Иова.

«И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов, и пойдите к рабу Моему Иову, и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов. 42:7,8). Дерево познается по плодам, однако хитрость ситуации заключается в том, что многие трак­туют плоды, которые произвели «друзья», по-разному: одни позитивно, другие негативно. Удивительно, но данная про­блема весьма точно описывает то, что так часто происходит в реальной жизни, когда одни считают свои поступки оправдан­ными и справедливыми, а другие не видят в них ни любви, ни милости.

На самом деле, весь вопрос сводится лишь к тому, на чьей стороне правда. Каждый считает себя правым, но ре­ально всё зависит от того, что мы оправдываем. Верный ответ на этот вопрос укажет нам на праведную сторону, и об этом мы поговорим в главе «оПРАВДАние». Теперь в завершении повествования об Иове обра­тим своё внимание на то какой вердикт выносит Бог: «...за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов...». Сам Господь ставит в этой истории отношений людей и Бога жирную точку. По сути о «друзьях» Господь говорит, что они в целом говорили, как будто бы верно, но не так, как Иов. А как говорил Иов? Он говорил искренне. А как говорили «друзья»? Ответ очевиден — они лицемерили. Именно это вы­зывает Божий гнев, потому что лицемерие превращает любые, даже самые справедливые и правильные слова, в противоположное зло.

Однако и здесь не всё так плохо: Господь принял молитву Иова за «друзей», что означает лишь одно — Он их простил. И тут наше внимание могут привлечь два интересных момента. Первый состоит в том, что Сам Бог дал «друзьям» понять, что Ему нуж­на именно молитва Иова за них. И второй момент: только после этой молитвы Господь благословил Иова, «и возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде» (Иов. 42:10). Здесь всё очень взаимосвязано, и это ещё раз подтверждает, что Кни­га Иова была написана как об отношениях между Богом и че­ловеком, так и об отношениях между людьми.

В итоге, мы ви­дим, что Господь не отринул трех «друзей» Иова, обратившись к ним через Елифаза. Подтверждает ли это то, что Елифаз и его друзья также каким-то образом обращались к Богу? Скорее, да, чем нет, потому что дальше Господь говорит им о жертве, что для них является вполне естественным понятием. Это убеждает нас в том, что они знали некий обряд общения со своим Создателем. Но, видя их сердца и деяния, Бог перестаёт принимать их молитвы и, желая научить «друзей», посылает их к тому, кому они всё время завидовали, осуждали в своём сердце и при «удачной» возможности принялись критиковать. Проблема «друзей» была даже не в том, что они не понимали Иова, а в том, что они не понимали Самого Бога и его путей как для жизни Иова, так и для своей собственной жизни. Их поступки должны были быть другими, и именно это хотел им открыть Господь, но не ради их унижения, а для того, чтобы их исправить. А главным свидетелем и участником этого события обязательно должен был стать тот, кто был притесняем всё это время и тем не менее остался верен в своей вере до конца.

Мы видим, что Бог, желая спасти в этой непростой ситуа­ции всех, был озабочен перестройкой мышления не только Иова, но и его «друзей». То же самое Он показывает и Иову, когда благословляет его после молитвы за «друзей». Любой процесс, происходящий в отношениях между людьми, находится под Божьим контролем, и если Господь и допускает подобные кон­фликтные ситуации между людьми, то непременно для всех его участников, исправляя каждого в том, в чём считает необходимым. На этом примере мы хорошо видим, что Бог не исходит из той позиции, что все одинаково испачканы и на одну голову больны, нет. Кто-то в подобной ситуации может оказаться и пострадавшим, как Иов, чтобы извлечь урок более близких отношений с Богом, ну а кто-то будет нуждаться в капи­тальном исправлении своих путей. Кто-то в своей позиции на­ходится ближе к явлению Божьей правды, ну а кто-то давно уже отстаивает свои собственные убеждения.

Это весь­ма серьёзный вопрос, которым задаются люди, а значит и ответ на него должен быть таким же серьёзным. По такому случаю данный вопрос требует отдельного ответа, который я рассчитываю дать в следующей главе под названием «Кто правее». Как бы то ни было, я верю во всемогущество нашего Бога-Отца, а значит, и в то, что в любом конфликте, где в роли судьи призывается имя Господне, обязательно будет вос­становлена истинная Божественная правда, как это произошло в истории с патриархом Иовом.

наверх