Дух Святой — Утешитель
Параклетос
В Евангелии от Иоанна Иисус говорит: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14:16). Слово «другой» означает, что теперь Дух Святой будет выполнять ту же миссию, что выполнял Сам Христос, будучи на земле. Господь по невероятному Своему человеколюбию всегда Сам стремится быть Утешителем людей. «Я, Я Сам — Утешитель ваш» (Ис. 51:12), — говорил Он еще во времена Ветхого Завета. Он всегда хотел этих близких отношений, но понимали Его лишь единицы. Одним из таких людей был Давид, просивший: «Покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня» (Пс. 85:17). Так же понял Его и Иов, чей пример жизни мы скоро будем разбирать. Когда ты слаб, без утешения невозможно принять настоящую дружескую помощь, выраженную в сердечной близости и понимании. Без такой близости любая помощь становится номинальной и даже где-то навязанной, а Господь не этого хочет.
В древнегреческом языке на месте русского слова «утешитель» стоит слово «параклетос», которое имеет более глубокий смысл, чем просто «утешитель». Прежде всего, оно означает того, кто может прийти на помощь, и причины, по которым он может это сделать, играют здесь немаловажную роль. Древние греки называли этим словом адвоката в сложных делах, свидетеля защиты, эксперта, дающего совет в трудном деле, или того, кто поддерживает упавших духом солдат в армии, ободряя их. Еще одно значение этого слова, хорошо передающее суть утешения, — это идущий рядом. Помимо этого в Библии много мест, где древнегреческое слово «параклетос» переведено на русский как заступник, ходатай, защитник, помощник. Давайте попробуем проникнуться всей глубиной этого качества Духа Святого, чтобы понять, почему первое, что нам так необходимо, — это познать Господа как своего личного Утешителя.
Утешение Духа Святого иное, нежели утешение человеческое. Оно, в первую очередь, дает силы и способность справиться со всеми жизненными обстоятельствами и невзгодами, которые могут обрушиться на человека. А человеческое утешение, если им, конечно, не движет Божья любовь, зачастую сводится к пустым словам сочувствия, как с досадой сказал о своих «утешителях» Иов: «Слышал я много такого; жалкие утешители все вы. Будет ли конец ветреным словам?..» (Иов. 16:2,3). Такое утешение является поверхностным, не сопереживающим и не сострадающим, как это делает настоящая любовь. Утешение без любви становится повинностью, как бы вменяясь друзьям в обязанность, из-за чего те становятся лицемерами, говорящими не сочувственные слова, а укоры под видом добрых советов. Однако Дух Святой не дает просто добрых советов. Он по-настоящему сопереживает и участвует в жизни человека, отчего такое утешение рождает в ответ желание совершенствоваться, ибо дает настоящие силы преодолевать и идти дальше.
Представить Духа Святого без утешения, которое Он дает, так же невозможно, как невозможно представить нашего Небесного Отца без милости. Божья милость, явленная во Христе Иисусе через прощение и оправдание, изливается в наши сердца утешением Духа Святого. Таким образом, третья ипостась Бога — Дух Святой — являет нам третью ипостась милости — утешение. А, значит, Божья милость может прийти к нам лишь через утешающее действие Духа Святого.
Давид говорит: «Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня» (Пс. 17:36). Слова о возвеличивающей милости, которые мы только что прочитали, приводят мне на ум довольно яркую аналогию: предположим, какой-то человек предал своего друга, но вместо полагаемой по обыкновению обиды или какой-нибудь другой негативной реакции, получил прощение. Но прощение друга какое-то необычное: он не напоминает ему при каждом удобном случае о былой ошибке, не обременяет его расспросами типа «как он мог так поступить», не смотрит на виновного укоризненным взглядом, глубоко вздыхая, сообщая ему в то же время, что прощает его. Может так статься, что он даже и не скажет ему, что прощает его, поскольку его отношение к другу в действительности не менялось, оставаясь таким же доброжелательным, как и прежде, словно подорвавшего доверие поступка и не было. Причиной тому служит самая настоящая любовь. Верный друг попросту не желает соглашаться с произошедшим, находя оправдание своему провинившемуся товарищу. Тем самым он возвращает их отношениям прежнее измерение любви и доверия. Не это ли есть верх милости? Не так ли поступил с нами Господь, оправдывая нас во Христе Иисусе? Согласитесь, что от такой милости вырастают крылья. И если на минуту представить себя в роли предавшего друга, то, поверьте, незаслуженная милость, которую вы получите в ответ, не просто оживит вас и даст вам желание жить, ликовать и сворачивать горы для такого благословенного друга, но и возвеличит, подняв над собственным грехом. Ничто так не возвышает, как любовь и милость, и ничто так не приближает, как прощение и оправдание.
«Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга» (Прит. 17:9). Иисус не просто жил так, это была Его основная миссия. Он на кресте прикрыл нас телом Своим, взяв на себя наши проступки, и этим явил нам Божью любовь. Он никогда больше не помянет их нам, если мы в них искренне раскаялись, и не укорит нас, если мы расстались с этим грехом. Это как с другом: любовь и безусловное прощение которого обязательно приведет нас к сильному раскаянию, да такому, что в следующий раз мы уже не сможем сделать ничего подобного. Поступок друга победил в нас зло и лишил нас всякого желания снова подводить его. Теперь легче будет обесславиться или отдать собственную жизнь, чем вновь подвести такого верного и любящего друга. Подобные поступки наших друзей не только оживляют нас и дают силы справляться с похожими ситуациями в будущем, но и рождают в нашем сердце любовь и снисходительность ко всем, у кого есть такие же трудности и соблазны. Каждый, кто пережил и познал на себе Божье утешение, сможет заметить эту нужду и в других, помочь им справиться и передать им Божье утешение без укоров и обвинения.
Но, увы, многие люди, думая, что делают добро, причиняют своим споткнувшимся друзьям зло, отдаляя их от себя своими упреками и «исправлениями». Это то самое, когда под видом искреннего утешения скрывается грубая человеческая подделка. Такие люди не осознают, что такой «помощью» они, скорее, демонстрируют свою духовную несостоятельность, а также нежелание понять и неспособность простить. Все это вместо покаяния и умиротворения с Богом приводит к недоверию, разногласиям и конфликтам.
К разряду грубой человеческой подделки относиться и следующий пример «оправдания», который мы встречаем в той же 17-й главе Книги Притч Соломона. В продолжении разговора об оправдании мы неожиданно для себя читаем другие слова, где вопреки первому примеру человек движим уже не любовью, а порочными желаниями испорченного сердца: «оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного — оба мерзость пред Господом» (Прит. 17:15). На первый взгляд 9-й стих, который мы рассматривали выше, и 15-й противоречат друг другу. Неужели прикрывающий проступок и оправдывающий нечестивого — это не одно и то же? Напрашивается ответ, что в обоих случаях речь идет о неком благородном акте оправдания, к тому же эти места Писания находятся рядом.
Но почему же тогда мы видим в этих стихах совершенно разное отношение Господа, на первый взгляд, к одним и тем же вещам? Очевидно, что в первом случае это называется любовью, а во втором — мерзостью перед Богом. В этом-то и есть вся закавыка, преодолеть которую не позволяет обманутое сердце. Более того, как мы выяснили раньше, в христианской среде эта трагедия усиливается на порядок, поскольку собственные низменные желания зачастую выдаются за желания от Господа, а это приводит к неизбежному разрушению отношений, утрате веры или просто к деградации духовной жизни.
Причина же заключается в том, что те люди, которые имеют в сердце злое сокровище, явно или тайно (что бывает чаще всего) будут стремиться защитить именно его. Это своего рода закон: все слова и действия человека будут направлены лишь на защиту того, что в данный момент дороже всего его сердцу. Такой человек — вольно или невольно — становится как бы адвокатом своего порока. И уже неважно, где этот порок находится — в нем самом или в другом человеке. Человек с порочным сердцем всегда будет защищать свой порок, либо совершая нападки на праведника, который своею правдой обличает такого человека, либо оправдывая нечестивого, который поступает так, как поступил бы он сам в подобной ситуации.
«Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их» (Пс. 140:3,4). Вопль Давида исходит из самого сердца. Похоже, он сполна насмотрелся на поведение лицемерных людей и наслушался их словоблудия, поэтому, прежде всего, он просит: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих», чтобы не стать тем, из уст кого льется такая порочная и очерняющая неправда. И для того чтобы уста его говорили только от избытка доброго сокровища в сердце, а не праздные слова, Давид продолжает: «Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных», — это как раз то, о чем мы в предыдущем абзаце и говорили.
Извинение дел греховных — это оправдание того, что делает беззаконный человек, ведомый собственною похотью. Ибо сказано, что «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1:14). Этого и не желает Давид, потому что знает, что подобные увлечения лишают праведника собственного пути, на котором он познает Бога. Давайте вспомним, что в этом заключается главная цель дьявола, который и подначивает врагов Давида, дабы те всеми возможными способами сталкивали его с пути правды. «Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они (враги — от авт.) надо мною» (Пс. 34:24), — смело молится Давид, призывая Господа восстановить Его правду, когда дело доходит до ее искажения с помощью силы. Давид знает, что он прав в своих желаниях перед Всевышним. Если же это не так, то суд, призванный восстановить правду, совершит свою работу не только над ним, но и над теми, кто превозносится над праведником, желая повредить Божьи пути. Потому-то, оглядываясь назад и видя торжество Божьих судов как в истории своего народа, так и в своей собственной жизни, Давид говорит: «Вспоминал суды Твои, Господи, от века, и утешался» (Пс. 118:52). Вот еще один необычный, на первый взгляд, способ утешения от Господа, когда мы видим, как торжествует правда того пути, на который нас поставил Бог. В конце книги я намерен еще раз затронуть тему оправдания, чтобы нам лучше осознать ее роль в нашей жизни. Для этого я вновь попытаюсь сравнить два необычных места Писания из семнадцатой главы Притч Соломона, которые мы только что поднимали, но сделаю это уже в свете новых откровений, которые мы к тому моменту разберем.
«Исполнен утешением, преизобилую радостью»
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше. Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим; и надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях (наших), так и в утешении» (2 Кор. 1:3–7). Жизнь со Христом — это не обычная прогулка, а узкий и трудный путь. Иисус некогда сказал: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 15:20). Помимо гонений за правду и неизбежной вражды с этим миром в жизни христианина есть много и других сложностей, которые могут сопровождать его. Настоящий Божий народ такие трудности лишь укрепляют и не только в отношениях с Богом, но и друг с другом. Поэтому чтобы сплотить нас, в том числе и с помощью пророческого дара, Господь и рождает Духом Своим в каждом, кто познал Его утешение, такое же желание помогать и утешать других.
Общество, состоящее из людей, отстаивающих лишь свои собственные интересы без учета главенствующего Божьего замысла, можно смело назвать толпой. Однако Господь не хочет видеть в Церкви разрозненную толпу, Он желает создать из нас единый народ, похожий на дружную семью, где, находясь в единстве, мы жили бы переживаниями и радостями друг друга. Однако единство — это не самоцель. Оно является лишь следствием сострадания и радости друг за друга близких по духу людей. Как это ни странно, но чувство радости за ближнего (как естественная реакция на счастье другого) — в отличие от чувства сострадания — порой появляется не сразу. Бывает, что в человеке такая позитивная реакция на счастье другого заложена как дар от рождения, но зачастую она приобретается с помощью продолжительного опыта общения, который перерастает в такую дружбу, которая позволяет человеку без тени сомнения смело заявить: «Все мое — твое» и видеть в ответ, что все его – твое, в том числе и радость, и печаль. Это, по утверждению Слова Божьего, и рождает в нас то самое взаимное утешение, которое в наших церквях сейчас в таком огромном дефиците.
То же самое и в отношении с Богом: утешение и радость — это плоды Духа Святого, появляющиеся в результате тесного общения с Отцом, когда Его интересы по-настоящему восхищают и захватывают человека. В результате утешения радость становится искренней, благодаря чему мы получаем еще одно отличительное качество человека, идущего путем правды. О радости можно говорить много. Она заслуживает отдельной темы, касающейся личных взаимоотношений с Богом, поскольку согласно Первому посланию к Фессалоникийцам 5:16 является наиважнейшим признаком нашей любви к Господу. Но чтобы не создавать в голове нагромождений, мы затронем ее в более подходящий момент, когда подойдем к главе «Иегова Кадош». Сейчас же мы говорим только об утешении.
«Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей. Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне — нападения, внутри — страхи. Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался» (2 Кор. 7:4–7). Всегда, когда есть скорби, присутствует Его утешение и защита. Обратная сторона скорби или испытаний — это утешение и радость. Если человек принимает утешение от Христа, всякая скорбь неминуемо завершается радостью. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4); «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» (Лк. 6:21б), — все это есть неотъемлемая часть любых испытаний, перенесенных со Христом, даже если причиной скорби послужил наш собственный грех. «И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12:1–3). Когда в результате Божьего прощения и утешения приходит радость спасения, и сердце ликует о таком милостивом и любящем Боге, тогда можно сказать, что мы, переплавившись и освободившись от власти греха, наконец-то, по-настоящему обрели Христа, а значит, успокоились от суеты и мирских дел. Вот таких людей Бог может сплотить в единую семью, которая, научившись слышать утешающий голос Духа Святого, теперь способна объединиться и воспринять следующие откровения, дабы пройти предназначенный для нее путь правды.
«Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13:11). На этот раз мы видим духовную связку плодов Духа Святого более подробно описанных в (Гал. 5:22,23). Они сродни прекрасной виноградной грозди: взаимосвязаны и являются как бы одним целым. Эти плоды, что перечисляет апостол Павел, — радость, утешение, единомыслие и мир — открывают перед нами качества той самой желанной Богом без пятна и порока Церкви, Церкви стремящейся к совершенству во Христе, где не чувства и даже не закон, но только Дух Святой играет главную роль. Это может означать лишь одно: любой простой и искренний сердцем человек, ищущий Господа, придя туда, найдет там Того Самого Бога, в чьей безусловной любви и мире нуждается его израненное грехом сердце.
«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14:26,27). Если утешение представить, как начало отношений с Богом, что означает также и начало собственного пути правды, то мир (покой) можно характеризовать, как состояние дружбы с Богом; единомыслие свидетельствует о церкви, исполняющей правду или, другими словами, миссию своего существования, а радость явится результатом постоянных и близких отношений с Богом. Все эти признаки, которые суть плоды Духа Святого, говорят нам о том, что если мы пребываем в таком состоянии, то нами не смогут завладеть ни страх, ни страсть, ни паника, ни какое-то другое чувство. Мы сами владеем своими чувствами, а следовательно, и собой, чтобы уже в этой свободе полноценно посвятить себя служению Богу и людям. Теперь это становится пищей совершенного христианина, питающей его дух, как об этом говорит апостол Павел. Правда, речь идет не о том, что мы ели в младенчестве, когда еще не умели жевать, а о твердой пище, требующей приложения силы: «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:13,14). Жизнь совершенных в Боге людей изначально предполагает знание правды, ибо сама является следствием исполнения этой правды. Потому Павел и настаивал, говоря: «Усовершайтесь». Он вкладывал в это слово саму суть желания быть совершенными людьми, сведущими в слове правды, поскольку на этом и должны быть построены все взаимоотношения в Церкви. О твердой пище мы обязательно еще поговорим в главе «Ибо вам надлежало быть…», сейчас же давайте рассмотрим утешающую роль Святого Духа в самой Церкви.
«Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем, и, при утешении от Святого Духа, умножались» (Деян. 9:31). Первая Церковь исповедовала именно такой принцип устройства жизни. Поэтому, став настоящей семьей, она была любима в народе и имела успех. «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:46,47). Есть единый, стоящий над всем принцип, приверженность которому поможет нам достичь освященного Богом успеха, чтобы явить себя истинной без пятна и порока Церковью. Этот принцип также будет являться основополагающим и в нашем дальнейшем изучении правды, потому что поможет разрешить нам вопрос, который ранее был поставлен в главе «Пророк обманутого сердца». «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию» (Рим. 15:5–7). Последние слова о принятии друг друга, выделенные жирным курсивом, и являются квинтэссенцией упомянутого выше принципа или даже воззрением, в котором должна пребывать Церковь. Такое забытое отношение к ближнему и дает нам силы перевести свой испорченный эгоцентричным мировоззрением взгляд на реальное решение проблемы внутри себя, а не на поиск ее причины в ком-либо. Этим секретом владела первая Церковь, и к такому сердечному теплу тянулись люди. Этим же секретом будет владеть и последняя Церковь, потому что иного пути выстоять и победить у нас просто не будет.
Когда утешение от Святого Духа проникает в открытые сердца людей, оно делает их способными утешать и друг друга. Такое взаимное проникновение сердец неизбежно приводит к истинному единению людей. Не в такие ли церкви, где мы принимаем друг друга без страха и упрека подобно тому, как это делает Христос, Дух Святой поведет ищущие сердца? Но это путь, который подразумевает не только победы и успехи, но и возможные ошибки и даже поражения, которые непременно надо будет исправлять. И если мы, не дай Бог, все же заблудились, то Господь, несмотря ни на что, придет нам на помощь и выправит наш путь, который за время падения искривился и стал путем неправды.
Бог непрестанно занимается подобным воспитанием. Так было и в ветхозаветные времена, когда Он обличал и наказывал Израиль, и ныне, когда Он не перестает ревностно и строго вести Свой народ. Господь никогда не смирится с грехом в жизни Своих людей, потому что наш Господь есть Бог-ревнитель. И если дошло до того, что Бог обличает и гневается, значит, Он видит на то причины и не намерен равнодушно смотреть, как погибают Его дети. Конечно, одно дело, если бы мы — не покаявшиеся и не желающие примиряться грешники — и без того бы шли в ад, тогда было бы неважно, каким образом мы пропадем. Но другое дело, когда мы, являясь Его детьми и имея во Христе Иисусе вечную жизнь, сбиваемся и поворачиваем в обратном направлении, обрекая себя на еще более страшную судьбу отступников. Можно с уверенностью сказать, что Господь любит всех, однако прежде Он переживает за жизнь Своих собственных детей, направляя их на путь правды, дабы им, оставаясь на ее стезях, пребывать в праведности перед Богом.
Я неслучайно завел разговор об ошибках, которые мы можем совершать, а также об испытаниях и наказании, которые иногда постигают нас от Господа. Все это составляет немалую часть нашего жизненного пути, и нам необходимо это каким-то образом использовать, но не для ухудшения отношений с Господом, а для сближения с Ним.
Давайте теперь внимательно прочитаем следующее место Писания: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: „сын мой! не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает“. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12:4–11). В 5-м стихе мы читаем удивительные и мало кем замечаемые слова о еще одном забытом утешении, которое предлагается нам от Бога. Но почему же оно забыто? И в чем состоит необычность этого утешения?
Наше утешение даже при наличии наказаний от Господа должно состоять в том, что мы Его сыны! Не в том, что Бог нас наказывает, а в том, что благодаря этому мы видим, что мы, действительно, Его дети, и Он нас любит, заботится и не забывает, поэтому и исправляет нас. Ведь если бы Он не был нашим Отцом и не любил, то был бы равнодушен к нашим ошибкам и не наказывал. Благодаря этому мы получаем уверенность в том, что мы все еще Его дети. Однако подобное утешение зачастую противоречит «здравому смыслу» человека, поскольку несет скорее печаль, чем радость, оттого-то часто забывается и не воспринимается, как утешение. Но те, кто прошел до конца, понимают это и утешаются, получая мирный плод праведности, что в очередной раз свидетельствует им о том, что они идут по пути правды.
«Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс. 138:23,24). Когда мы знаем, что наша цель не какая-то безмятежная жизнь, а Царство Небесное, понимая при этом, что путь туда весьма труден и тернист, мы не можем не утешаться мыслью, подобно Давиду, что есть Тот, Кто всегда может помочь пройти этот путь, какой бы подозрительной на первый взгляд эта помощь нам не казалась. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня» (Пс. 22:4). Как Давид понимал заботливую роль нашего Пастыря, в руках Которого он всегда видел жезл и посох, с помощью которых Бог исправляет заблудших или сбившихся овечек, помогая им выйти на правильные пути, так и мы не должны пугаться орудий нашего Пастыря, когда Он этим жезлом или посохом начинает поправлять наши жизни. Нам всегда нужно помнить: что бы с нами ни происходило, все это — Его заботливая и любящая рука. Если мы, как заблудшая овца, убегаем туда, куда не следует — Его жезл сдерживает нас, или если мы тормозим или противимся — Его посох подгоняет нас, помогая нам не погибнуть от укуса змеи или в какой-нибудь приготовленной для нас лукавым крутой лощине. В который раз мы убеждаемся в истине, что если мы с Богом, то всякая печаль всегда сменяется мирным плодом праведности, выявляя настоящую радость, которая с начала испытаний нам не казалась таковой (Евр. 12:11). Отец всегда помнит и любит нас и не желает нашего падения, это основная мысль нашего утешения, о чем напоминает нам Дух Святой, а также вторит Давид в своем 118-ом псалме, стихи 24,52,75–77.
Видя жизнь Давида, нетрудно понять, что только Дух Святой мог по-настоящему утешить его. Это явилось результатом близких и доверительных отношений между ними. Посредством таких отношений человек может любить и благодарить Бога не только за благословения, но и за испытания, которые Господь допускает в нашей жизни. Именно тогда и приходит настоящее, дающее силы и крылья, утешение. Крылья Божьего утешения, которые способны поднять нас над греховной суетой и, главное, — сблизить нас с Небесным Отцом. Давид говорит: «Ты посылал на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня, и из бездн земли опять выводил меня. Ты возвышал меня и утешал меня» (Пс. 70:20,21). У Бога нет цели навести на нас беду, но у Него есть цель упрочить наши отношения с Ним, чтобы благодаря им мы возрастали, а Он помогал бы нам пройти непростой путь правды. Яркий пример этого мы скоро сможем увидеть и в жизни Иова, когда шаг за шагом начнем разбирать его книгу.
Нельзя не отметить, что Господь не перестает нас утешать и Своей сверхъестественной поддержкой. А начинается это там же, где и все остальное, — в тайной комнате при личных встречах со Христом. Знамения, исцеления, благословения обязательно появятся в нашей жизни, и желания наши не пройдут незамеченными перед Богом, если только главное в нашем сердце останется на главном месте: «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» (Пс. 36:4). Об этом же говорит и другое изречение Давида: «Покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня» (Пс. 85:17). Правда, на первый взгляд здесь все выглядит немного запутанно: какие-то знамения и враги, которые должны устыдиться. Для того чтобы разобраться в этом, давайте сначала зададимся вопросом, о каком знамении идет речь? Давид упоминает здесь лишь помощь и утешение. Ради чего? Ради спасения людей, которое есть наивысшая цель и благо для нас. А что должно этому способствовать? То, что они устыдятся. Почему устыдятся? Да потому что Господь помог и утешил Давида вопреки тому, что думали враги. Они ожидали увидеть его крах, поскольку ненавидели Давида и думали о нем, как о злом враге. Но вдруг увидели обратное. Мы также видим, что для спасения, в том числе и врагов Давида, Господь оборачивает его печаль в победу и благодаря утешающему действию Духа Святого изменяет сердца людей, даже если они по жизни являлись соперниками.
Итак, примем ли мы Его утешение или нет, от этого будет зависеть наше дальнейшее следование путем правды. Если нет, то мы не принимаем Его Самого, а если да, то вскоре ждите в своей жизни плоды Того, Кому доверились. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22,23). «Но как можно не принять утешение от Духа Святого», — спросят некоторые, — «если оно благо»? Еще как можно.
«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26). Здесь написано, что именно Утешитель напомнит нам все и научит нас тому, что говорил некогда Иисус. Находимся ли мы в обычном состоянии или стоим перед непростым выбором, или же нас искушают и притесняют, гонят, обижают или злословят, как Иисуса, именно в этот момент Дух Святой приступает к нашей совести и нашему сознанию, напоминая нам и обучая нас основным качествам Христа — любви, кротости, смирению, святости, милосердию и вере. С этого самого момента дело уже за нами: либо мы поступим так, как говорит Дух Святой, либо нет. В этом и состоит трудность принятия утешения от Духа Святого. Если поступаем, как говорит Дух Святой, то в следствии послушания имеем утешение от Господа, в результате чего приходит мир и радость, если нет — отдаляемся от Него, усугубляя свое положение.
Более того, поскольку Он наш Утешитель, то если потребуется для нашего исправления, Он станет и обличать нас, как об этом гласит Евангелие от Иоанна: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде. О грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:7–15).
Чтобы нам было легче понять, как может Божье обличение, являющееся работой Утешителя, давать мир и радость, не травмируя при этом человека, необходимо разобраться с более точным переводом этого слова с древнегреческого, на котором был написан Новый Завет. Точный перевод слова «обличать» звучит так: «обличать, убеждая человека изнутри». Человек при таком обличении, которое может исходить только от Бога (даже если Его орудием станет другой человек), не испытывает давление извне, поскольку внутренне он согласен с ним и готов его принять. Такой вид обличения не унижает, не оскорбляет и не насилует человеческую личность, но всегда дает силы и желание справиться с причиной и последствиями греха. Согласитесь — это воистину утешает!
Но в чем же основной грех, в котором собирается обличать мир Дух Святой? Основная причина обличения — это неверие человека в Иисуса Христа, но не просто неверие, ибо бесы тоже веруют и трепещут, а неверие, которое начинает приводить к богопротивной жизни. Вскоре такое неверие начинает отражаться в делах, которые теперь уже не в состоянии подтвердить тот выбор, что некогда сделал человек, признав Иисуса Христа своим Богом. То, что он стал позволять себе творить, не веря ни в реальность Христа как своего личного Спасителя, ни в слова Библии как в руководство для собственной жизни, является причиной всех его последующих проблем.
Только в такой последовательности, как показал нам Господь в 16-й главе Евангелия от Иоанна, Утешитель может стать для нас Духом истины. Сказано, что «когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину». Дух истины — это Тот, Кто может наставить нас и открыть нам несравненно больше того, что мы знаем и даже можем прочитать в Слове Божьем. А значит, истина во всей своей полноте раскроется перед нами лишь тогда, когда мы сможем познать Его Как Утешителя. И речь не идет о том, что мы не смогли найти Христа, Который есть истина, — Господь сразу открывает ее нам. Речь о том, что мы должны познать ее как Божий замысел до такой степени, чтобы стать его частью. Каждый, раскрыв тайну своего участия в нем, как об этом хорошо пишет Павел, называя это богатством совершенного разумения: «дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа» (Кол. 2:2). И вновь, по словам апостола, мы утешаем и соединяем в любви сердца наши для того, чтобы суметь нам познать эту сокровенную тайну Бога и Отца и Его Христа. Именно это имеет ввиду Слово Божье, когда говорит нам «познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32), потому что таким образом мы становимся свободными от исполнения всяких дел греховных для совершения дел правды. Здесь есть окончательный ответ, почему люди толпами шли и идут в общество людей, имеющих утешение соединенных в любви сердец, в общество, обогащенных всяким совершенным разумением для любой жизненной ситуации, в общество владеющих тайной нашего Создателя, жажда познания которой всегда прибывала в сердцах, ищущих истину.
Надеюсь, перед нами теперь открылась предельно ясная картина, что только с утешения может начаться наш полноценный совместный путь с Господом — путь познания Бога и Его замысла. Недаром пророк Исаия, описывая Божье утешение, избрал такую необычную форму сравнения: «Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем, чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его. Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов — как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать. Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме» (Ис. 66:10–13). Подобно тому, как новорожденный ребенок через грудь и молоко матери начинает познавать ее в качестве любящей защитницы, давшей этому малышу жизнь. Так и Господь через «сосцы» утешения хочет стать для нас тем первым и единственным, Которого мы будем желать и любить всю оставшуюся жизнь, как любим свою мать. Ибо трагедия младенца, попавшего в этот жесткий и неблагоприятный для него мир, очень схожа с проблемой живущих в этом мире Божьих детей. И так же, как младенец может быть утешен и наполнен силами лишь через грудь и ласку матери, так и Божьи дети будут наполнены и утешены лишь через утешающее действие Духа Святого. С этого начинаются все отношения матери и дитя, и с этого же непременно должны начинаться правильные отношения с Господом. Это хорошо видно на примере Иова, чью праведную жизнь, Господь захотел поставить на более надежное и правильное основание, изменив его отношение к Себе благодаря той нужде, которая вдруг появилась у этого человека.