Кто правее?
Когда мы рассматриваем какой-либо конфликт, нам, прежде всего, следует понимать, что не Бог является его зачинщиком, но человек, искушённый некогда собственной похотью, а после пустивший в своё сердце недовольство. Безусловно, родоначальником и автором любого зла и раздора является дьявол. Он по природе своей заинтересован в том, чтобы люди со смыслом или без смысла уничтожали друг друга. Мы должны знать, он никогда не отстаивает интересы ни одной из сторон конфликта, даже если бы этой стороной оказались отпетые фашисты, которые задались целью оккупировать землю и уничтожить её народы. С ними по пути лукавый пройдёт недолго. Далее их тоже постигнет печальная участь обманутых сатаной.
Как бы кто не обольщался, но не сатана принимает сторону людей, а люди примыкают к зловещим замыслам сатаны. Такую принципиальную позицию он когда-то скопировал у Бога. Однако если Бог прислушивается и учитывает мнение и свободный выбор человека, то лукавый этого делать не будет никогда, что бы он не обещал. После, когда исполнители становятся ему не нужны, он без лишних сантиментов утилизирует их как отработанный материал.
В чем заинтересован дьявол? Он заинтересован лишь в том, чтобы конфликт был всегда, а люди, ненавидя себя и Бога, уничтожали друг друга, до последнего человека. Именно в таком случае его царство всё больше и больше наполнялось бы теми, кого он больше всего ненавидит – то есть людьми (поскольку человек есть образ и подобие Божие). До Бога дотянуться он уже не может, поэтому нет ничего лучшего для сатаны, как навредить Его планам, главный из которых – спасения человека. Навредить так, чтобы человек, как возлюбленное Божье творение, как минимум утопал в суете, творил грех, страдал, противостоял Богу и в результате такой жизни сгинул в аду. Именно таким образом лукавый пытается в максимальной форме навредить Богу, Которому как-то иначе отомстить уже не может. Следовательно, уничтожить Божий замысел, разрушить образ и подобие Божие в людях – есть самая главная и желанная цель для сатаны. Поэтому не сложно догадаться, что лукавый с превеликим удовольствием будет как на стороне одних участников конфликта, так и на стороне других, умело поджигая и раздувая его со всех сторон.
Обманывая и искушая людей их же собственной похотью, технично оперируя неверием и пороком, лукавый активно поддерживает в людях греховную страсть, ненависть и конфронтацию, провоцируя и сталкивая их лбами. «В искушении никто не говори: „Бог меня искушает“; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:13–15). Смерть — как духовная, так и физическая — это тот результат, к которому стремится лукавый, принимая полноценное участие во всех сторонах конфликта. И вина за это лежит целиком и полностью на тех людях, которые управляются страхом и идут на поводу таких обольщений.
Но как же в таком случае поступает Бог? Во-первых, Господь ещё с самого начала даровал людям, как говорится, полный пакет прав поступить не только свободно, но и понести за свой выбор ответственность. Это есть великое достояние человека и основополагающий принцип настоящей свободы. Во-вторых, Господь дал людям ещё на заре человеческой истории всё необходимое, чтобы иметь власть не допустить в своё сердце грех и силу творить добро и пресечь любой повод для конфликта: «если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:7), сказал Господь Каину. Более того у человека есть всё требуемое, чтобы противостать злу и потушить конфликт, даже если тот уже разгорелся. Об этом мы не раз уже говорили в предыдущих главах.
Ну и, в-третьих, если вы каким-то образом уже участвуете в конфликте, то вы должны знать – Бог не может выступать в равной степени за всех разом, либо против всех сторон конфликта. Такого не может быть, поскольку в природе не бывает равноудалённости сторон конфликта от истины. В любом случае одна из сторон по совокупности своих мотивов и поступков будет ближе или дальше к явлению правды, нежели другая. «Тогда Ты услышь с неба, и произведи суд над рабами Твоими, обвини виновного, возложив поступок его на голову его, и оправдай правого, воздав ему по правде его» (3 Цар. 8:32). Как мы понимаем, ближе к правде необходимо быть не в человеческом понимании этого выражения, как об этом полагал, например, фараон, когда отстаивал интересы своего надменного и гордого сердца, а в Божественном смысле, как это было у Моисея, ибо написано, что сначала надо услышать с Неба.
Безусловно, наш Бог любви — не любитель сражений и войн, тем не менее в Слове Божьем мы читаем, что «со мною Господь, как сильный ратоборец; поэтому гонители мои споткнутся и не одолеют; сильно посрамятся, потому что поступали неразумно» (Иер. 20:11). Зная, что Господь — это Бог любви и милосердия, мы никогда не должны забывать и о других Его важных качествах. Наш Бог не тот, кто пускает всё на самотёк, нет, Он Тот, Кто сотворил всю вселенную, землю и Небо. А это, согласитесь, невероятно сложный процесс, в котором должно быть предусмотрено всё. Процесс требует огромных ресурсов и возможностей, которыми наш Бог безусловно обладает. Мудрость, сила, любовь и красота двигали нашим Богом-Творцом, когда Он созидал вселенную. Помимо этого, задействованы всевозможные правила, уставы и «механизмы», которые призваны поддерживать и развивать во вселенной жизнь. В этой книге мы с вами пытаемся описать одно из таких главных правил – правило правды, которая играет наиважнейшую роль в удержании Божьего порядка (о чём мы говорили в главе «Божий замысел» – Ис. 11:5) и является земным выражением Божьей истины.
И поскольку с одной стороны правда играет наиважнейшую роль в удержании Божьего порядка, а с другой стороны она не призвана говорить с позиции силы и самозащиты, ей постоянно будет угрожать опасность. Для врага она является главным раздражителем, а значит объектом постоянных атак, поругания и дискредитации. Не трудно догадаться, что Господь со всем Своим могуществом и силой, как сильный и правый ратоборец каждый раз будет выступать на стороне правды, отстаивая её в различных проявлениях, с тем чтобы в итоге не была попираема сама Божья истина. В доказательство именно этого факта Библия испещрена множеством примеров сражений, конфликтов и войн, цель которых была – торжество правды. В этих войнах принимал непосредственное участие и наш Господь Саваоф — Бог воинства небесного. «И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения — на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащем. По мере возмездия, по этой мере Он воздаст противникам Своим — яростью, врагам Своим — местью, островам воздаст должное» (Ис. 59:17,18).
Если внимательно присмотреться к тем непростым библейским историям, где происходили разного рода столкновения, то мы увидим, что конфликт как средство решения проблемы, с учетом того, что уже совершили люди, загнав ситуацию в тупик, порой остается единственно возможным способом её разрешения. Не поэтому ли мы читаем (особенно в Ветхом Завете) о столь большом количестве конфликтов и воин, которые возникали вследствие отступления Божьего народа от правды, либо вследствие противления или внешнего наступления вражеской стороны на правду. «Ты пронзаешь копьями его главу вождей его, когда они как вихрь ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно» (Авв.3:14).
Однако Господь не лицеприятен, Он никогда не становится на сторону того или иного человека по причине того, что у кого-то сильные мускулы, он более уважаем, или назвал себя верующим, демонстративно призывая имя Господне. Более того, такое поведение верующего может даже усугубить его позицию, потому как это порочит Божье имя и ещё больше извращает правду. Так некогда случилось с вероломной Иудеей, которая в глазах Бога оказалась намного дальше от правды, какую должна была возвещать, нежели давно отступивший и ни на что не претендующий Израиль. «И сказал мне Господь: отступница, дочь Израилева, оказалась правее, нежели вероломная Иудея» (Иер. 3:11).
Напомню, суть в том, что Бог, являясь господином над всем, не имеет нужды занимать чью-то сторону. Бог всегда будет отстаивать только истину и правду в контексте Своего замысла, а потому тот, кто ближе находится к исполнению правды, тот и будет поддержан и благословлён Богом, даже если человек не посещает «правильную» церковь или не исповедует какую-то принятую религиозную доктрину. Всё познается в сравнении и с учётом того, на какой стадии развития находятся отношения человека с Богом. Потому спрос с Иудеи, которая являлась на тот момент хранительницей завета с Богом, был намного строже, нежели с остальных давно отступивших колен Израиля. По этой причине грех Иудеи, которая должна была знать и являть Бога лучше, чем давно отпавший Израиль, стал в глазах Господа гораздо большей неправдой, нежели аналогичный грех Израиля.
Возьмём в качестве примера царя Вавилонского Навуходоносора. К тому времени Божий народ уже скатился на неправедные пути, став противником Божьей воли, несмотря на неоднократные предупреждения пророков. Поэтому наступление, которое организовал царь Навуходоносор, направившись на Иерусалим, и стало тем ответом, который должен был скорректировать и возвратить Евреев на путь правды. Истина попиралась, Божий народ стал глух к воззваниям своего Бога, погрузился в блуд и идолопоклонство, что по сути превратило его во врага Богу. Вот и вложил Господь соответствующее побуждение в сердце царя Вавилонского, после чего Навуходоносор, оккупировав Израильскую землю, увёл практически весь народ в плен. Это послужило как наказанием, так и началом восстановления, запустив долгий процесс возвращения народа на путь правды.
Мы должны помнить, чтобы не происходило, Божий замысел в любом случае будет реализован, а это значит, что если правда подверглась искривлению, то рано или поздно она будет Им непременно восстановлена. В итоге как бы мы не относились к царю Вавилонскому, он стал самым настоящим исполнителем Божьей воли, восстанавливающим правду, в отличие от израильтян и иудеев, которые продолжили противление Богу, активно препятствуя планам Навуходоносора, который к концу своей жизни сказал такие слова: «Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо» (Дан.4:34).
Ведь согласитесь, действовали многие Израильтяне исходя из вполне объяснимого убеждения, что они есть семя Авраамово, а значит, как и в прошлые времена, Господь должен был защитить и побороться за них. В действительности они проявили тем полное небрежение в понимании Бога и Его замыслов. В следствии чего навлекли на себя ещё большее осуждение и погибли, потому что на самом деле воспрепятствовали Божьей воле, несмотря на то, что их и об этом всё также предупреждали пророки. Гордость их не дала им принять дела правды как истину, и они серьезно поплатились за своё решение.
И вот прошло 70 лет, и Бог вознамерился вернуть Свой народ из плена, как и предрекал через своих пророков. В свете этого события актуальным станет пример ещё одного Вавилонского царя, исполнившего Божий замысел, — царя Кира, о котором Исаия пророчески говорил: «Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой, и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь Саваоф» (Ис. 45:13). Мы видим, как Господь непринуждённо, согласно Своему плану, на место царя Персии ставит своего человека, которого прежде Он задумал и создал в правде, уровняв для этого все его пути. Когда же дело доходит до нужной кульминации, Кир чисто и беспрепятственно исполняет свою миссию торжества Божьего замысла, что ещё раз подтверждает известную всем истину: «Он (Господь – от авт.) изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным» (Дан.2:21).
Однажды Пётр после невероятного откровения, полученного от Бога, сказал: «...истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:34,35). Приоритет правды не оспорим! Только подумайте, написано, что боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему. Прежде всего мы должны понимать, что речь идёт не о Иудеях, а обо всех народах, населяющих землю, а это значит, что законы и заповеди Божьи, которые в религиозном сознании верующего человека обычно стоят на первом месте, в данном случае не могут определять правильность позиции перед Богом, так как они в те времена не предъявлялись иным народам в качестве условия правильных отношений с Богом.
Тем не менее Господь не снимал ответственности с других народов, а значит должен был быть некий критерий, по которому Он мог бы спрашивать с народов – и этот критерий правда! «Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня» (Соф. 2:3). И снова мы встречаемся с двумя основными условиями – боящиеся Господа, они же смиренные земли, и – ищущие правды, как квинтэссенции всех Божьих законов и правил на земле.
И тут мы видим, что на самом деле скрывается за адаптированными под восприятие падшим сознанием людей требованиями Закона – это приверженность и следование правде! Следовательно, это являлось смыслом человеческой жизни в Боге тогда, является и сейчас, ещё раз подтверждая слова, сказанные некогда пророком Исаия: «Господу угодно было ради правды Своей возвеличить и прославить закон» (Ис. 42:21). А значит, тот, кто ближе всего к явлению Божьей правды, тот и более угоден Богу, даже если это вдруг не соответствует каким-то религиозным законам. Вспомните поступок Христа, когда Он в субботний день проходил засеянными полями, а ученики Его взалкали и начали срывать колосья и есть (Матф.12:1-8). Казалось бы, был нарушен один из базовых законов о субботе, однако Господин субботы чётко показал нам – существует приоритет правды, и он важнее. А значит ученики в этом инциденте были правее.
Вернёмся таким образом к разговору о конфликте. Итак, кто в случае раздора между людьми все-таки правее? Существует ли то, что позволяло бы отделять в конфликте правого человека и неправого? Пётр в своём откровении упомянул два принципиальных момента: человек, боящийся Господа и поступающий по правде Его – это то что приятно Богу. У правильно идущего человека должны присутствовать обе составившие. Если у людей присутствуют и совпадают обе эти составляющие, то разногласий и тем более конфликта быть не может. Но если всё-таки конфликт произошел? Значит необходимо искать причину в свете приверженности правде.
В конфликте Навуходоносора и Израильского народа, не исполняющий правды и не боящийся своего Бога, заранее имел проигрышную позицию, особенно если учесть то, что одна из сторон по определению должна была являть всему миру свет правды. Что же касается Навуходоносора – то он, несмотря на произведённую им интервенцию и оккупацию или же его принадлежность к языческим народам, как раз явил настоящую правду, исполнив Божью волю и преклонившись перед Ним. В противовес можно вспомнить другую историю, с царём Ассирийским. Это произошло во времена правления в Иудее богоугодного царя Езекии. Царю Ассирийскому Сеннахириму не просто не удалось овладеть Иерусалимом, он полностью был разбит, потерял свое войско, которое уничтожил Сам Господь, после чего позорно погиб. Всё это стало следствием того, что Сеннахирим решил покуситься на боявшихся Бога и исполняющих Его правду.