Почему христианство - это истинная религия?
Для умственного и духовного развития иногда следует возобновлять давно решенные и кажущиеся банальными вопросы. И сегодня мы попытаемся дать нетривиальный ответ на вопрос об истинности христианства.
Что есть истина? Начнем с классического научного определения истины от Аристотеля в редакции Фомы Аквинского: «истина – это соответствие знания о предмете самому предмету». И, можно добавить сюда замечание Ленина: «критерий истины – практика». Например, мы имеем знание химических формул и экспериментально получаем нужный химический состав. Банальность научного века.
Но – должно возобновить удивление. Человек отличается по ДНК от обезьяны на 2%. Человек – это слегка исправленная обезьяна. Вот скажите, по какому тогда праву маленькая, ничтожная часть Вселенной по имени «человек» тогда дерзает познавать весь мир?
Я еще могу поверить, что человекообразная обезьяна, смешав случайно пиво с водкой, возжелала лететь в космос или проникнуть в тайны атомного ядра. Но во мне вызывает крайнее удивление мысль, что у человека это ПОЛУЧАЕТСЯ.
На каком основании «истины» человеческого познания соответствуют истинам реальности?
Я вижу только ОДНО возможное основание: что сам мир, сама Вселенная, имеют ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ. Древние греки называли человека «микрокосмос» (маленькая Вселенная), а философ Мартин Хайдеггер Da-Sein (вот-бытие или тут-бытие: всё бытие, сжатое до маленькой человеческой «точки»).
И, из религий, ТОЛЬКО ХРИСТИАНСТВО говорит об этом человеческом измерении бытия. Христос – не просто Бог, но Богочеловек. Бог, который во времени стал Человеком. Или же – Сын Божий, который в вечном плане всегда (не во времени) «был» вечным человеком, но явился людям по пришествии полноты времен в Иисусе Христе. Христианство, точнее Христос, решает здесь извечную философскую загадку: проблему «трансцендентности познания»: каким образом маленький человек способен УСПЕШНО познавать и преобразовывать большой мир?
Есть, конечно, альтернатива – нашу Вселенную создала сверхцивилизация со сверхразумными качествами. Но тогда проблема уходит в «дурную бесконечность»: а кто создал эту сверхцивилизацию и т.д…
Иначе говоря, когда Христос говорит «Я есть…истина» (Ин. 14:6), то это включает в себя и научно-практическую истину, в том числе. Христианский философ Николай Кузанский потому назвал Христа «равенством бытия»: тем, что соединяет бытие и познание, человека и Бога.
В этом плане, ислам, например, упрекая христианство в «излишнем антропоцентризме», совершенно прав. Христианство именно такое. Оно – самая ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ из всех религий: удовлетворяющая самым глубинным потребностям человека.
Но каковы САМЫЕ глубинные из этих потребностей? Описанное выше научно-практическое познание соответствует тому, что Фридрих Ницше назвал «волей к власти», а Библия говорит, что Бог заповедовал человеку «возделывать и хранить» Сад Эдемский, то есть творчески господствовать над природой…Это – важно, но не самое важное для человека.
Что же важнее? Персонаж фильма Тарковского «Солярис», доктор Снаут, говорит так:
«Нам не нужен никакой космос. Мы хотим расширить Землю до его границ. Нам нужно зеркало. ЧЕЛОВЕКУ НУЖЕН ЧЕЛОВЕК!»
Вы спросите: а при чем здесь ИСТИНА? Более того, Достоевскому принадлежит знаменитое выражение: если бы Христос был вне истины, то я скорее предпочел бы остаться со Христом, нежели с истиной. Но это – если понимать истину «научно», как мы делали выше.
Греческое слово «истина», звучит как АЛЕТЕЙЯ. И его главные значения: «несокрытость», «незабвенность», «открытость», «искренность».
И, на практике, оно ближе даже не к открытости человеку научно-практических физико-химических тайн мироздания, а к открытости сердец и жизней людей друг к другу. Вот как писал Федор Тютчев:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь, –
Мысль изреченная есть ложь.
Колоссальная не только философско-практическая, но жизненно-человеческая проблема – это проблема ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ, проблема глубинного понимания людей.
Восточные религии решают ее очень просто: общение и отношения должны быть формальными. Каждый должен четко выполнять четко предписанные обязанности и не выходить из их круга. Тогда не будет никаких проблем и «трагедий».
Не подпускать человека «близко к сердцу», даже если он очень близок физически, а формально выполнять ролевую функцию: мужа, жены, ребенка, воина, работника, торговца, жреца и т.д, уважать чужую жизнь и не лезть в чужие функции. Современная психология называет это «четкими границами».
Но штука в том, что именно христианство стремится, В ИДЕАЛЕ, к чему-то противоположному: к очень близкому духовно-душевно-телесному слиянию людей без потери личной индивидуальности. Оно называет это ЛЮБОВЬЮ. Свойством двух личностей, не теряя себя, «перевоплощаться» друг в друга.
Но – как это возможно? Возможно только потому, что Бог во Христе стал Человеком, чтобы мы имели силу и власть ПРИМИРЕНИЯ друг с другом. Греческое «примирение» (КАТАЛЛАССО) = «становиться таким, как другой». Смотрите 2 Кор. 5 глава.
У человека есть глубинная потребность в любви именно в этом смысле личностного слияния, а не просто четкого выполнения своих ролевых функций при уважении личных границ другого.
Я не знаю ни одной другой религии, говорящей об идеале полной открытости, искренности и прозрачности сердец друг для друга:
«Посему, отвергнув ложь, ГОВОРИТЕ ИСТИНУ каждый ближнему своему, потому что МЫ ЧЛЕНЫ ДРУГ ДРУГУ» (Еф. 4:25).
Здесь речь идет вовсе не о научной истине, и даже не о богословской. А именно об абсолютной искренности на уровне «члены друг другу» в одной Церкви.
«Душа человека – по природе христианка», – сказал Тертуллиан. И истинность христианства не только в Библии и решениях Соборов, а в том, что наш «внутренний человек» мечтает ровно о том, что и христианство. Хотя внешне мы можем быть мусульманами, буддистами, атеистами, психологами, философами, менеджерами, бизнесменами и проч.
И, напоследок, про реинкарнацию. Был в ХХ веке такой эзотерический философ Хорхе Анхель Ливрага, последователь мадам Блаватской, «братства религий» и реинкарнации. Одна из его книг в жанре художественной беллетристики называется «Анкор-ученик». В ее финале есть потрясающее свидетельство истинности именно христианства.
Стоят влюбленные принц и принцесса, ожидая мировой катастрофы, «конца света», прощаются друг с другом, обещая друг другу быть верными и после смерти и встретиться в «следующем воплощении». Только их мучает единственный вопрос: узнают ли они друг друга в реинкарнации?
Ливрага, как последователь Древнего Востока, говорит о бессилии и безнадежности человеческой любви перед лицом могучих космических сил, сминающих личности, и бросающих души из тела в тело.
Но вопрос принца и принцессы – это скрытое христианское и ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ «доказательство» нелепости идеи реинкарнации.
Если именно человеческая любовь является главной силой мироздания, то любят конкретные люди с душой и телом других конкретных людей с душой и телом. Этот голос, эти глаза, это тело и эту душу, а ни какую-то иную. И душа с телом не могут, НЕ ДОЛЖНЫ разлучиться без потери личности, без потери любви.
А если «не должны», значит, в небесном измерении, и не могут – вот в чем нелепость всех восточных идей реинкарнации. Человек – это целостное существо, а не сумма частей тела и душевных качеств.
Источник https://vk.com/nacl_christ?w=wall-87335652_5195
Что есть истина? Начнем с классического научного определения истины от Аристотеля в редакции Фомы Аквинского: «истина – это соответствие знания о предмете самому предмету». И, можно добавить сюда замечание Ленина: «критерий истины – практика». Например, мы имеем знание химических формул и экспериментально получаем нужный химический состав. Банальность научного века.
Но – должно возобновить удивление. Человек отличается по ДНК от обезьяны на 2%. Человек – это слегка исправленная обезьяна. Вот скажите, по какому тогда праву маленькая, ничтожная часть Вселенной по имени «человек» тогда дерзает познавать весь мир?
Я еще могу поверить, что человекообразная обезьяна, смешав случайно пиво с водкой, возжелала лететь в космос или проникнуть в тайны атомного ядра. Но во мне вызывает крайнее удивление мысль, что у человека это ПОЛУЧАЕТСЯ.
На каком основании «истины» человеческого познания соответствуют истинам реальности?
Я вижу только ОДНО возможное основание: что сам мир, сама Вселенная, имеют ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ. Древние греки называли человека «микрокосмос» (маленькая Вселенная), а философ Мартин Хайдеггер Da-Sein (вот-бытие или тут-бытие: всё бытие, сжатое до маленькой человеческой «точки»).
И, из религий, ТОЛЬКО ХРИСТИАНСТВО говорит об этом человеческом измерении бытия. Христос – не просто Бог, но Богочеловек. Бог, который во времени стал Человеком. Или же – Сын Божий, который в вечном плане всегда (не во времени) «был» вечным человеком, но явился людям по пришествии полноты времен в Иисусе Христе. Христианство, точнее Христос, решает здесь извечную философскую загадку: проблему «трансцендентности познания»: каким образом маленький человек способен УСПЕШНО познавать и преобразовывать большой мир?
Есть, конечно, альтернатива – нашу Вселенную создала сверхцивилизация со сверхразумными качествами. Но тогда проблема уходит в «дурную бесконечность»: а кто создал эту сверхцивилизацию и т.д…
Иначе говоря, когда Христос говорит «Я есть…истина» (Ин. 14:6), то это включает в себя и научно-практическую истину, в том числе. Христианский философ Николай Кузанский потому назвал Христа «равенством бытия»: тем, что соединяет бытие и познание, человека и Бога.
В этом плане, ислам, например, упрекая христианство в «излишнем антропоцентризме», совершенно прав. Христианство именно такое. Оно – самая ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ из всех религий: удовлетворяющая самым глубинным потребностям человека.
Но каковы САМЫЕ глубинные из этих потребностей? Описанное выше научно-практическое познание соответствует тому, что Фридрих Ницше назвал «волей к власти», а Библия говорит, что Бог заповедовал человеку «возделывать и хранить» Сад Эдемский, то есть творчески господствовать над природой…Это – важно, но не самое важное для человека.
Что же важнее? Персонаж фильма Тарковского «Солярис», доктор Снаут, говорит так:
«Нам не нужен никакой космос. Мы хотим расширить Землю до его границ. Нам нужно зеркало. ЧЕЛОВЕКУ НУЖЕН ЧЕЛОВЕК!»
Вы спросите: а при чем здесь ИСТИНА? Более того, Достоевскому принадлежит знаменитое выражение: если бы Христос был вне истины, то я скорее предпочел бы остаться со Христом, нежели с истиной. Но это – если понимать истину «научно», как мы делали выше.
Греческое слово «истина», звучит как АЛЕТЕЙЯ. И его главные значения: «несокрытость», «незабвенность», «открытость», «искренность».
И, на практике, оно ближе даже не к открытости человеку научно-практических физико-химических тайн мироздания, а к открытости сердец и жизней людей друг к другу. Вот как писал Федор Тютчев:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь, –
Мысль изреченная есть ложь.
Колоссальная не только философско-практическая, но жизненно-человеческая проблема – это проблема ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ, проблема глубинного понимания людей.
Восточные религии решают ее очень просто: общение и отношения должны быть формальными. Каждый должен четко выполнять четко предписанные обязанности и не выходить из их круга. Тогда не будет никаких проблем и «трагедий».
Не подпускать человека «близко к сердцу», даже если он очень близок физически, а формально выполнять ролевую функцию: мужа, жены, ребенка, воина, работника, торговца, жреца и т.д, уважать чужую жизнь и не лезть в чужие функции. Современная психология называет это «четкими границами».
Но штука в том, что именно христианство стремится, В ИДЕАЛЕ, к чему-то противоположному: к очень близкому духовно-душевно-телесному слиянию людей без потери личной индивидуальности. Оно называет это ЛЮБОВЬЮ. Свойством двух личностей, не теряя себя, «перевоплощаться» друг в друга.
Но – как это возможно? Возможно только потому, что Бог во Христе стал Человеком, чтобы мы имели силу и власть ПРИМИРЕНИЯ друг с другом. Греческое «примирение» (КАТАЛЛАССО) = «становиться таким, как другой». Смотрите 2 Кор. 5 глава.
У человека есть глубинная потребность в любви именно в этом смысле личностного слияния, а не просто четкого выполнения своих ролевых функций при уважении личных границ другого.
Я не знаю ни одной другой религии, говорящей об идеале полной открытости, искренности и прозрачности сердец друг для друга:
«Посему, отвергнув ложь, ГОВОРИТЕ ИСТИНУ каждый ближнему своему, потому что МЫ ЧЛЕНЫ ДРУГ ДРУГУ» (Еф. 4:25).
Здесь речь идет вовсе не о научной истине, и даже не о богословской. А именно об абсолютной искренности на уровне «члены друг другу» в одной Церкви.
«Душа человека – по природе христианка», – сказал Тертуллиан. И истинность христианства не только в Библии и решениях Соборов, а в том, что наш «внутренний человек» мечтает ровно о том, что и христианство. Хотя внешне мы можем быть мусульманами, буддистами, атеистами, психологами, философами, менеджерами, бизнесменами и проч.
И, напоследок, про реинкарнацию. Был в ХХ веке такой эзотерический философ Хорхе Анхель Ливрага, последователь мадам Блаватской, «братства религий» и реинкарнации. Одна из его книг в жанре художественной беллетристики называется «Анкор-ученик». В ее финале есть потрясающее свидетельство истинности именно христианства.
Стоят влюбленные принц и принцесса, ожидая мировой катастрофы, «конца света», прощаются друг с другом, обещая друг другу быть верными и после смерти и встретиться в «следующем воплощении». Только их мучает единственный вопрос: узнают ли они друг друга в реинкарнации?
Ливрага, как последователь Древнего Востока, говорит о бессилии и безнадежности человеческой любви перед лицом могучих космических сил, сминающих личности, и бросающих души из тела в тело.
Но вопрос принца и принцессы – это скрытое христианское и ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ «доказательство» нелепости идеи реинкарнации.
Если именно человеческая любовь является главной силой мироздания, то любят конкретные люди с душой и телом других конкретных людей с душой и телом. Этот голос, эти глаза, это тело и эту душу, а ни какую-то иную. И душа с телом не могут, НЕ ДОЛЖНЫ разлучиться без потери личности, без потери любви.
А если «не должны», значит, в небесном измерении, и не могут – вот в чем нелепость всех восточных идей реинкарнации. Человек – это целостное существо, а не сумма частей тела и душевных качеств.
Источник https://vk.com/nacl_christ?w=wall-87335652_5195