«...идущего
ПУТЁМ ПРАВДЫ
Он любит» (Пр. 15:9)
Пророк обманутого сердца

Цель откровения о правде — это переадресация вопроса, который некогда был задан Богом в самое сердце согрешивше­му человеку, но впоследствии перемещен последним на свое­го ближнего. В результате такого переворота вопрос Бога, суть которого можно было изложить как «что ты наделал Адам, или что ты наделала Ева, или же что ты наделал Каин?», поменял адресата и превратился во что угодно, но только не в отрезвля­ющий голос совести, которая должна была вывести виновника отступления на путь правды. Грех извращает голос совести в претензию, укор, обвинение, другими словами, все то, в чем нас обличает Дух Святой, у таких людей переворачивается с ног на голову и через искаженную призму испорченного серд­ца видится уже не в самом себе, а в другом человеке. По этой же причине голос совести, призывающий сердце смириться перед Богом, принести жертву Ему и помочь ближнему, оборачива­ется в «пророческий» укор по отношению к тем, кто находится рядом. Человек с таким сердцем не перестает желать смирения, но не для себя, а для другого. Он призывает отдавать, но не са­мого себя, а ближнего, а его внутренние претензии требуют поддержки лишь для самого себя, не желая при этом поддер­живать других.

Господь не создал нас надзирателями для других, Он хочет, чтобы мы стремились помогать друг другу. Но часто именно здесь, как-то незаметно для нас самих, знак плюс меняется на минус. Нередко это происходит из-за жизненных разоча­рований, обид, неудач или претыканий, которые подталкива­ют человека решать возникшие проблемы более легким спо­собом — путем освобождения себя от ответственности или перекладывания вины на другого. Как этого избежать? Как не превратиться из источника помощи в источник проблем для других? Каким образом удержать и нейтрализовать эту заразу, чтобы она не разложила Божью семью и не превратила ее в мертвую религиозную организацию? Нас может спасти только верное следование правде. Но почему бы не сказать, что нас может спасти Иисус Христос, как многие справедливо утверж­дают? Да, можно было бы сказать и так, если бы на спасении все и заканчивалось. Однако нас окружает мир, а он, как боло­то, засасывает каждого зазевавшегося, еще недавно вытащен­ного из трясины греха человека. Ведь, несмотря на то, что он был вырван из болота спасающей рукою Христа и омыт от гря­зи этого мира Его Кровью, все может оказаться тщетным, если человек вновь свернет на путь неправды и обратно попадет в болото. Но именно познанный путь правды от Бога позволит нам правильно ориентироваться и направлять свои ноги на те твердые и надежные стези, которые приготовлены были для нас, чтобы нам не провалиться вновь в эту трясину греха. Если данное послание сумеет помочь вам найти такие надежные Бо­жьи стези, то я буду очень рад, потому что тогда его цель будет на сто процентов выполнена. Итак, первый непростой вопрос, с которым мы сталкиваемся на этом пути, это вопрос пророче­ства, которое по своей сути призвано вести Божий народ путем правды. Вопрос же этот приобрел такой серьезный масштаб по той причине, что в руках дьявола пророчество нередко ста­новится весьма успешным оружием для разрушения дружбы, которая является основанием для единства в совместном ис­полнении правды.

В Библии, начиная с Ветхого и заканчивая Новым Заветом, мы найдем немало строк о пророчествах. Значительную часть их занимают обличения лжепророков, основная проблема ко­торых заключалась в том, что они были пророками от своего собственного сердца, движимые в угоду своей порочности. На­пример, сказано: «Сын человеческий! изреки пророчество на про­роков Израилевых пророчествующих, и скажи пророкам от соб­ственного сердца: слушайте слово Господне! Так говорит Господь Бог: горе безумным пророкам, которые водятся своим духом, и ни­чего не видели! … Они видят пустое и предвещают ложь, говоря: «Господь сказал»; а Господь не посылал их; и обнадеживают, что слово сбудется. Не пустое ли видение видели вы? и не лживое ли предвещание изрекаете, говоря: «Господь сказал», а Я не говорил? Посему так говорит Господь Бог: так как вы говорите пустое и видите в видениях ложь, за то вот Я — на вас, говорит Господь Бог … За то, что они вводят народ Мой в заблуждение, говоря: «мир», тогда как нет мира; и когда он строит стену, они обма­зывают ее грязью, скажи обмазывающим стену грязью, что она упадет. Пойдет проливной дождь, и вы, каменные градины, па­дете, и бурный ветер разорвет ее. И вот, падет стена; тогда не скажут ли вам: «где та обмазка, которою вы обмазывали?» (Иез. 13:2–12). Вся 13-я глава является выражением гнева Господа на подобных лжепророков. Здесь мы находим все: и пустые, пред­вещающие ложь пророчества, и те, которые притупляют бди­тельность, и даже такие пророчества, которые обмазывают гря­зью. Бог говорит: «И раздеру покрывала ваши, и избавлю народ Мой от рук ваших, и не будут уже в ваших руках добычею, и узна­ете, что Я — Господь. За то, что вы ложью опечаливаете сердце праведника, которое Я не хотел опечаливать, и поддерживаете руки беззаконника, чтобы он не обратился от порочного пути своего и не сохранил жизни своей» (Иез. 13:21–22). Лжепророкам всегда нужно было сначала поднять свой авторитет, а затем его значительно упрочить, чтобы удержать ту власть, которую дает этот авторитет. Единственным препятствием для них в среде Божьего народа были настоящие праведники, упорно идущие своим путем правды, который никак не совпадал с планами лжепророков. Во все времена самым прекрасным способом устранить это препятствие была выдаваемая за правду ложь, которой они опечаливали сердца праведников и убеляли свои пути. На практике это выражалось либо в замаскированной атаке через лжепророчество, или лжеобличение, либо травле через открытое или скрытое унижение. Делалось это с той це­лью, чтобы сбитый с толку и облитый грязью праведник был морально подавлен или увяз в разгребании несуществующих завалов. И если при этом вспомнить, что всякий делающий правду это праведник (1 Ин. 3:7), то становится легко по­нять такую тактику: всякий сбитый с пути правды праведник перестает быть таковым. Опечаленный и отвлеченный ложью, сбитый с прямого пути, он уже не является конкурентом для лжепророка, поскольку перестает обличать последнего и ме­шать двигаться по путям неправды.

Надо отметить, что праведник никогда не задается целью кого-то обличить, он это делает как бы невольно, через про­стое исполнение собственной правды, что раздражает людей с испорченным сердцем. Яркий пример этого мы наблюдаем в жизни Ноя проповедника правды, как говорит о нем апостол Петр, напоминая нам, что Господь «в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых» (2 Пет. 2:5). Но в чем состояла проповедь Ноя? В том, что он под непрекращающиеся издевательства, насмешки и свист развращенного народа изо дня в день 120 лет подряд продолжал делать то, что повелел ему Господь. Будучи немым укором для людей, Ной не нотациями или угрозами, но своими делами обличал совесть нечестивцев, мешая им, как кость в горле, «спокойно» грешить и дальше. Своей верой пре­творяя в жизнь дела правды, он тем самым возвещал незыбле­мость Божьего замысла и возмездие за дела беззаконные, что до последнего дня возмущало порочные сердца нечестивцев. Да, Ною не удалось спасти никого, кроме членов своей семьи. Но если на минуту предположить, что все-таки нашелся бы такой человек, который сумел бы отвлечь, сбив его с пути правды, то становится страшно, как это могло бы отразиться на даль­нейшей судьбе всего человечества в целом и на каждом из нас в отдельности. Однако благодаря вере и твердой преданности пути правды Ной выполнил свою миссию и воплотил Божий замысел, сохранив человечеству жизнь.

И все же смею предположить, что во времена Ноя такого прецедента не могло произойти по одной простой причине: на тот момент никто, кроме Ноя, не претендовал на знание о Боге, ибо грех до такой степени развратил людей, что они даже не пытались стремиться к какому-либо познанию Всевышне­го. Но с появлением религии ситуация кардинально измени­лась. Дьявол, видя позитивный потенциал пророческого сло­ва, стал увлекать людей лжепророчествами, дабы разрушить между ними те отношения, которые хотел выстроить Бог. Для этого он стал манипулировать самыми разнообразными ин­струментами, какие только можно было придумать, в том чис­ле и всевозможными видениями и снами. Но чтобы не быть предвзятым сразу же оговорюсь, Слово Божье допускает сны как откровение от Бога (особенно это касается последних дней), но с заметной оговоркой: «И будет в последние дни, гово­рит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророче­ствовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2:17,18). Давайте немного за­денем тему снов, поскольку Слово Божье наравне с пророче­ством приравнивает сновидения к откровениям личного ха­рактера, которые, как подчеркивает евангелист Лука, должны вразумлять лишь только самих получателей этих откровений. В арсенале лукавого этот необычный инструмент, который по задумке Бога должен быть подспорьем для самоконтроля, пре­вращается в оружие лжи. Мы видим, как «удачно» лжепророк использует его для обоснования своей позиции, о чем мы чи­таем в Книге Иеремии: «Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: «мне снилось, мне снилось». Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца?.. Пророк, который ви­дел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого — Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чи­стым зерном? говорит Господь» (Иер. 23:25–28).

Такая чрезмерная «духовность» уже должна насторожить. Но если на этот счет есть какие-нибудь сомнения, то слова Иисуса о таких людях должны поставить все на свои места: «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признай­те дерево худым и плод его худым: ибо дерево познается по плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из до­брого сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, ка­кое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:33–36). Сердцеведец Иисус говорит им, что они злы, и их слова при всей их слащавости и мягкости не могут быть добрыми, по­скольку внутри их зло. Существует правило, что уста не скроют того, чем живет сердце, и для ищущих правды людей это бу­дет видно. Более того, плоды, о которых говорит нам Иисус, непременно явят нам суть того дерева, в котором мы сомнева­емся. А сомневаемся мы практически постоянно: либо хоро­шее путаем с плохим, либо наоборот. Кстати, сама постановка вопроса Господом говорит нам о такой необходимости: «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым». Да, рано или поздно признать все равно придется. Вот только если признаем ложь за правду, а правду за ложь, то такое невежество может оказать разру­шительное влияние на всю нашу жизнь. Если же отказываемся верить лжи и принимаем правду такой, как она есть на самом деле, то влияние будет созидательным. Выбор, как мы видим, сделать необходимо. И коль скоро мы сомневаемся в качестве дерева, то его плоды однозначно раскроют нам его суть. Это то же самое, как с источником горькой и соленой воды, из кото­рого не может течь одновременно и сладкая. «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, бра­тия мои, смоковница приносить маслины, или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду» (Иак. 3:11,12).

В чем же видел Иисус плод? Наверно, было бы странно со стороны Бога указать на плод и не разъяснить его значения. Многие, вырывая из контекста это выражение Христа и не видя Его последующих слов, спешат наделить данный плод разнообразными хорошими качествами, что отчасти, навер­ное, и справедливо. Но Сам Христос говорил о другом: «До­брый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6:45). Вот он плод! Речь идет не просто о словах, которые выносит из своего серд­ца человек, «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). Здесь говорится о том, что вообще исходит от чело­века, и в каком свете он все видит. Если сокровище порочно, то оно, как грязное стекло, позволит видеть лишь порочные вещи: порок, негатив и лукавство. Если же сокровище светлое, то человек даже посреди мрака будет продолжать сиять и ви­деть во всем руку Божью.

«Постойте, скажут некоторые, но при чем тут лжеот­кровения и лжепророки?» — Ответ очевиден: лишь только по причине испорченного сердца люди получают лжеоткровения и становятся лжепророками. Сердце, испорченное злым со­кровищем, которое оно хранит внутри себя, не дает им воз­можности видеть все в добром Божьем свете. Оно переносит злое на доброе а доброе на злое. Люди с таким сердцем, не задумываясь, делают вывод согласно тому, что оно им диктует, и даже не подозревают, что чернят кого-то или что-то, будучи уверенными в истинности своих слов. Наша задача — разгля­деть и не допустить такого обмана в нашем собственном серд­це, но мы можем этого избежать, лишь всецело посвятив себя исполнению правды. Если же у нас проблемы, раздражение, неразрешимый духовный дискомфорт, отсутствие мира и радо­сти, или явная конфликтная ситуация, а причиной этого опять является кто-то другой, то, значит, мы попались на коварную удочку дьявола.

Но как бы сложно и запутанно все это ни выглядело, у Бога есть решение этой проблемы. Первым правильным ша­гом, как и любым последующим (чтобы устоять и не сбиться вновь), должен стать шаг, обращающий наше беспокойство о других в заботу о состоянии собственного сердца. «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16). Поступающий так человек спасает себя благодаря постоянному анализу своей жизни посредством Слова. Более того, он еще подает пример и тем, кто смотрит на него как на человека, идущего путем Бо­жьим. В результате на нашем дереве жизни вырастают плоды любви, мира, радости, милосердия, кротости, веры, долготер­пения, благости, воздержания, причем вырастают не благо­даря нашим собственным стараниям нарисовать эти плоды, а действию Духа Святого в нас. А Он может плодоносить лишь в жизни правильно идущего человека. Люди должны видеть, что в нас есть смысл, и что он заключается не в намерении ис­править кого-то или услужить кому-то, но в горячем желании познать волю Божью, дабы исполнить собственное предназна­чение. Таким образом, обычным примером нашей собствен­ной жизни мы можем либо оттолкнуть человека, причинив ему вред, либо поступать так, что за нами станут наблюдать, как в хорошем, так и в плохом смысле.

Пророк обманутого сердца

Цель откровения о правде — это переадресация вопроса, который некогда был задан Богом в самое сердце согрешивше­му человеку, но впоследствии перемещен последним на свое­го ближнего. В результате такого переворота вопрос Бога, суть которого можно было изложить как «что ты наделал Адам, или что ты наделала Ева, или же что ты наделал Каин?», поменял адресата и превратился во что угодно, но только не в отрезвля­ющий голос совести, которая должна была вывести виновника отступления на путь правды. Грех извращает голос совести в претензию, укор, обвинение, другими словами, все то, в чем нас обличает Дух Святой, у таких людей переворачивается с ног на голову и через искаженную призму испорченного серд­ца видится уже не в самом себе, а в другом человеке. По этой же причине голос совести, призывающий сердце смириться перед Богом, принести жертву Ему и помочь ближнему, оборачива­ется в «пророческий» укор по отношению к тем, кто находится рядом. Человек с таким сердцем не перестает желать смирения, но не для себя, а для другого. Он призывает отдавать, но не са­мого себя, а ближнего, а его внутренние претензии требуют поддержки лишь для самого себя, не желая при этом поддер­живать других.

Господь не создал нас надзирателями для других, Он хочет, чтобы мы стремились помогать друг другу. Но часто именно здесь, как-то незаметно для нас самих, знак плюс меняется на минус. Нередко это происходит из-за жизненных разоча­рований, обид, неудач или претыканий, которые подталкива­ют человека решать возникшие проблемы более легким спо­собом — путем освобождения себя от ответственности или перекладывания вины на другого. Как этого избежать? Как не превратиться из источника помощи в источник проблем для других? Каким образом удержать и нейтрализовать эту заразу, чтобы она не разложила Божью семью и не превратила ее в мертвую религиозную организацию? Нас может спасти только верное следование правде. Но почему бы не сказать, что нас может спасти Иисус Христос, как многие справедливо утверж­дают? Да, можно было бы сказать и так, если бы на спасении все и заканчивалось. Однако нас окружает мир, а он, как боло­то, засасывает каждого зазевавшегося, еще недавно вытащен­ного из трясины греха человека. Ведь, несмотря на то, что он был вырван из болота спасающей рукою Христа и омыт от гря­зи этого мира Его Кровью, все может оказаться тщетным, если человек вновь свернет на путь неправды и обратно попадет в болото. Но именно познанный путь правды от Бога позволит нам правильно ориентироваться и направлять свои ноги на те твердые и надежные стези, которые приготовлены были для нас, чтобы нам не провалиться вновь в эту трясину греха. Если данное послание сумеет помочь вам найти такие надежные Бо­жьи стези, то я буду очень рад, потому что тогда его цель будет на сто процентов выполнена. Итак, первый непростой вопрос, с которым мы сталкиваемся на этом пути, это вопрос пророче­ства, которое по своей сути призвано вести Божий народ путем правды. Вопрос же этот приобрел такой серьезный масштаб по той причине, что в руках дьявола пророчество нередко ста­новится весьма успешным оружием для разрушения дружбы, которая является основанием для единства в совместном ис­полнении правды.

В Библии, начиная с Ветхого и заканчивая Новым Заветом, мы найдем немало строк о пророчествах. Значительную часть их занимают обличения лжепророков, основная проблема ко­торых заключалась в том, что они были пророками от своего собственного сердца, движимые в угоду своей порочности. На­пример, сказано: «Сын человеческий! изреки пророчество на про­роков Израилевых пророчествующих, и скажи пророкам от соб­ственного сердца: слушайте слово Господне! Так говорит Господь Бог: горе безумным пророкам, которые водятся своим духом, и ни­чего не видели! … Они видят пустое и предвещают ложь, говоря: «Господь сказал»; а Господь не посылал их; и обнадеживают, что слово сбудется. Не пустое ли видение видели вы? и не лживое ли предвещание изрекаете, говоря: «Господь сказал», а Я не говорил? Посему так говорит Господь Бог: так как вы говорите пустое и видите в видениях ложь, за то вот Я — на вас, говорит Господь Бог … За то, что они вводят народ Мой в заблуждение, говоря: «мир», тогда как нет мира; и когда он строит стену, они обма­зывают ее грязью, скажи обмазывающим стену грязью, что она упадет. Пойдет проливной дождь, и вы, каменные градины, па­дете, и бурный ветер разорвет ее. И вот, падет стена; тогда не скажут ли вам: «где та обмазка, которою вы обмазывали?» (Иез. 13:2–12). Вся 13-я глава является выражением гнева Господа на подобных лжепророков. Здесь мы находим все: и пустые, пред­вещающие ложь пророчества, и те, которые притупляют бди­тельность, и даже такие пророчества, которые обмазывают гря­зью. Бог говорит: «И раздеру покрывала ваши, и избавлю народ Мой от рук ваших, и не будут уже в ваших руках добычею, и узна­ете, что Я — Господь. За то, что вы ложью опечаливаете сердце праведника, которое Я не хотел опечаливать, и поддерживаете руки беззаконника, чтобы он не обратился от порочного пути своего и не сохранил жизни своей» (Иез. 13:21–22). Лжепророкам всегда нужно было сначала поднять свой авторитет, а затем его значительно упрочить, чтобы удержать ту власть, которую дает этот авторитет. Единственным препятствием для них в среде Божьего народа были настоящие праведники, упорно идущие своим путем правды, который никак не совпадал с планами лжепророков. Во все времена самым прекрасным способом устранить это препятствие была выдаваемая за правду ложь, которой они опечаливали сердца праведников и убеляли свои пути. На практике это выражалось либо в замаскированной атаке через лжепророчество, или лжеобличение, либо травле через открытое или скрытое унижение. Делалось это с той це­лью, чтобы сбитый с толку и облитый грязью праведник был морально подавлен или увяз в разгребании несуществующих завалов. И если при этом вспомнить, что всякий делающий правду это праведник (1 Ин. 3:7), то становится легко по­нять такую тактику: всякий сбитый с пути правды праведник перестает быть таковым. Опечаленный и отвлеченный ложью, сбитый с прямого пути, он уже не является конкурентом для лжепророка, поскольку перестает обличать последнего и ме­шать двигаться по путям неправды.

Надо отметить, что праведник никогда не задается целью кого-то обличить, он это делает как бы невольно, через про­стое исполнение собственной правды, что раздражает людей с испорченным сердцем. Яркий пример этого мы наблюдаем в жизни Ноя проповедника правды, как говорит о нем апостол Петр, напоминая нам, что Господь «в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых» (2 Пет. 2:5). Но в чем состояла проповедь Ноя? В том, что он под непрекращающиеся издевательства, насмешки и свист развращенного народа изо дня в день 120 лет подряд продолжал делать то, что повелел ему Господь. Будучи немым укором для людей, Ной не нотациями или угрозами, но своими делами обличал совесть нечестивцев, мешая им, как кость в горле, «спокойно» грешить и дальше. Своей верой пре­творяя в жизнь дела правды, он тем самым возвещал незыбле­мость Божьего замысла и возмездие за дела беззаконные, что до последнего дня возмущало порочные сердца нечестивцев. Да, Ною не удалось спасти никого, кроме членов своей семьи. Но если на минуту предположить, что все-таки нашелся бы такой человек, который сумел бы отвлечь, сбив его с пути правды, то становится страшно, как это могло бы отразиться на даль­нейшей судьбе всего человечества в целом и на каждом из нас в отдельности. Однако благодаря вере и твердой преданности пути правды Ной выполнил свою миссию и воплотил Божий замысел, сохранив человечеству жизнь.

И все же смею предположить, что во времена Ноя такого прецедента не могло произойти по одной простой причине: на тот момент никто, кроме Ноя, не претендовал на знание о Боге, ибо грех до такой степени развратил людей, что они даже не пытались стремиться к какому-либо познанию Всевышне­го. Но с появлением религии ситуация кардинально измени­лась. Дьявол, видя позитивный потенциал пророческого сло­ва, стал увлекать людей лжепророчествами, дабы разрушить между ними те отношения, которые хотел выстроить Бог. Для этого он стал манипулировать самыми разнообразными ин­струментами, какие только можно было придумать, в том чис­ле и всевозможными видениями и снами. Но чтобы не быть предвзятым сразу же оговорюсь, Слово Божье допускает сны как откровение от Бога (особенно это касается последних дней), но с заметной оговоркой: «И будет в последние дни, гово­рит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророче­ствовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2:17,18). Давайте немного за­денем тему снов, поскольку Слово Божье наравне с пророче­ством приравнивает сновидения к откровениям личного ха­рактера, которые, как подчеркивает евангелист Лука, должны вразумлять лишь только самих получателей этих откровений. В арсенале лукавого этот необычный инструмент, который по задумке Бога должен быть подспорьем для самоконтроля, пре­вращается в оружие лжи. Мы видим, как «удачно» лжепророк использует его для обоснования своей позиции, о чем мы чи­таем в Книге Иеремии: «Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: «мне снилось, мне снилось». Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца?.. Пророк, который ви­дел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого — Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чи­стым зерном? говорит Господь» (Иер. 23:25–28).

Такая чрезмерная «духовность» уже должна насторожить. Но если на этот счет есть какие-нибудь сомнения, то слова Иисуса о таких людях должны поставить все на свои места: «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признай­те дерево худым и плод его худым: ибо дерево познается по плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из до­брого сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, ка­кое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:33–36). Сердцеведец Иисус говорит им, что они злы, и их слова при всей их слащавости и мягкости не могут быть добрыми, по­скольку внутри их зло. Существует правило, что уста не скроют того, чем живет сердце, и для ищущих правды людей это бу­дет видно. Более того, плоды, о которых говорит нам Иисус, непременно явят нам суть того дерева, в котором мы сомнева­емся. А сомневаемся мы практически постоянно: либо хоро­шее путаем с плохим, либо наоборот. Кстати, сама постановка вопроса Господом говорит нам о такой необходимости: «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым». Да, рано или поздно признать все равно придется. Вот только если признаем ложь за правду, а правду за ложь, то такое невежество может оказать разру­шительное влияние на всю нашу жизнь. Если же отказываемся верить лжи и принимаем правду такой, как она есть на самом деле, то влияние будет созидательным. Выбор, как мы видим, сделать необходимо. И коль скоро мы сомневаемся в качестве дерева, то его плоды однозначно раскроют нам его суть. Это то же самое, как с источником горькой и соленой воды, из кото­рого не может течь одновременно и сладкая. «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, бра­тия мои, смоковница приносить маслины, или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду» (Иак. 3:11,12).

В чем же видел Иисус плод? Наверно, было бы странно со стороны Бога указать на плод и не разъяснить его значения. Многие, вырывая из контекста это выражение Христа и не видя Его последующих слов, спешат наделить данный плод разнообразными хорошими качествами, что отчасти, навер­ное, и справедливо. Но Сам Христос говорил о другом: «До­брый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6:45). Вот он плод! Речь идет не просто о словах, которые выносит из своего серд­ца человек, «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). Здесь говорится о том, что вообще исходит от чело­века, и в каком свете он все видит. Если сокровище порочно, то оно, как грязное стекло, позволит видеть лишь порочные вещи: порок, негатив и лукавство. Если же сокровище светлое, то человек даже посреди мрака будет продолжать сиять и ви­деть во всем руку Божью.

«Постойте, скажут некоторые, но при чем тут лжеот­кровения и лжепророки?» — Ответ очевиден: лишь только по причине испорченного сердца люди получают лжеоткровения и становятся лжепророками. Сердце, испорченное злым со­кровищем, которое оно хранит внутри себя, не дает им воз­можности видеть все в добром Божьем свете. Оно переносит злое на доброе а доброе на злое. Люди с таким сердцем, не задумываясь, делают вывод согласно тому, что оно им диктует, и даже не подозревают, что чернят кого-то или что-то, будучи уверенными в истинности своих слов. Наша задача — разгля­деть и не допустить такого обмана в нашем собственном серд­це, но мы можем этого избежать, лишь всецело посвятив себя исполнению правды. Если же у нас проблемы, раздражение, неразрешимый духовный дискомфорт, отсутствие мира и радо­сти, или явная конфликтная ситуация, а причиной этого опять является кто-то другой, то, значит, мы попались на коварную удочку дьявола.

Но как бы сложно и запутанно все это ни выглядело, у Бога есть решение этой проблемы. Первым правильным ша­гом, как и любым последующим (чтобы устоять и не сбиться вновь), должен стать шаг, обращающий наше беспокойство о других в заботу о состоянии собственного сердца. «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16). Поступающий так человек спасает себя благодаря постоянному анализу своей жизни посредством Слова. Более того, он еще подает пример и тем, кто смотрит на него как на человека, идущего путем Бо­жьим. В результате на нашем дереве жизни вырастают плоды любви, мира, радости, милосердия, кротости, веры, долготер­пения, благости, воздержания, причем вырастают не благо­даря нашим собственным стараниям нарисовать эти плоды, а действию Духа Святого в нас. А Он может плодоносить лишь в жизни правильно идущего человека. Люди должны видеть, что в нас есть смысл, и что он заключается не в намерении ис­править кого-то или услужить кому-то, но в горячем желании познать волю Божью, дабы исполнить собственное предназна­чение. Таким образом, обычным примером нашей собствен­ной жизни мы можем либо оттолкнуть человека, причинив ему вред, либо поступать так, что за нами станут наблюдать, как в хорошем, так и в плохом смысле.