Усовершайтесь
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше. Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим; и надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении» (2 Кор. 1:3–7).
Жизнь со Христом — не обычная прогулка, а узкий и трудный путь. Иисус некогда сказал: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 15:20). Помимо гонений за правду и неизбежной вражды с этим миром в жизни христианина есть много и других сложностей, которые могут сопровождать его. Настоящий Божий народ такие трудности лишь укрепляют и не только в отношениях с Богом, но и друг с другом. Поэтому чтобы сплотить нас, в том числе и с помощью пророческого дара, Господь и рождает Духом Своим в каждом, кто познал Его утешение, такое же желание помогать и утешать других.
Общество, состоящее из людей, отстаивающих лишь свои собственные интересы без учета Божьего замысла, можно назвать толпой. Но Господь не хочет видеть в Церкви разрозненную толпу, Он желает создать из нас единый народ, похожий на дружную семью, где, находясь в единстве, мы жили бы переживаниями и радостями друг друга. Однако единство — это не самоцель. Оно является следствием сострадания и радости друг за друга близких по духу людей. Как это ни странно, но чувство радости за ближнего (как естественная реакция на счастье другого) — в отличие от сострадания — порой появляется не сразу. Бывает, что в человеке такая позитивная реакция на счастье другого заложена как дар от рождения, но зачастую она приобретается с помощью продолжительного опыта общения, который перерастает в такую дружбу, когда человек без тени сомнения может смело сказать своему другу: «Все мое — твое». Это, по утверждению Слова Божьего, и рождает в нас то самое взаимное утешение, которое в наших церквях сейчас в таком огромном дефиците.
То же самое и в отношении с Богом: утешение и радость — это плоды Духа Святого, появляющиеся в результате тесного общения с Отцом, когда Его интересы по-настоящему восхищают и захватывают человека. В результате утешения радость становится искренней, благодаря чему мы получаем еще одно отличительное качество человека, идущего путем правды. О радости можно говорить много. Она заслуживает отдельной темы, касающейся личных взаимоотношений с Богом, поскольку согласно Слову Божьему (1Фесс.5:16) является наиважнейшим признаком нашей любви к Господу. Но чтобы не создавать в голове наслоений этих важных тем, более подробно мы затронем её в другой, более подходящий момент, когда начнем говорить об освящении.
«Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей. Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне — нападения, внутри — страхи. Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался» (2 Кор. 7:4–7). Всегда, когда есть скорби, будут присутствовать Его утешение и защита. Обратная сторона скорби или испытаний — это утешение и радость. Если человек принимает утешение от Христа, всякая скорбь неминуемо завершается радостью. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4); «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» (Лк. 6:21б), — все это есть неотъемлемая часть любых испытаний, перенесенных со Христом, даже если причиной скорби послужил наш собственный грех.
«И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12:1–3). Когда в результате Божьего прощения и утешения приходит радость спасения и осознание свободы: свободы от гнетущего греха, от груза вины и злости, то сердце не может не ликовать о таком милостивом и любящем Боге, Который протянул нам Свою руку спасения. Был снят приговор и ожидающую нас участь преступника Господь заменил на привилегию и достоинство Своего сына. Только переплавившись и освободившись от власти греха, мы наконец-то, по-настоящему понимаем свою ущербность без Бога и обретаем Христа. Только Его утешение способно успокоить нас, нивелировать влияние греха, суеты и мирских дел. Лишь только таких людей Бог может сплотить в единую семью, которая, научившись слышать утешающий голос Духа Святого, теперь способна объединиться и воспринять следующие откровения, дабы пройти предназначенный для нее путь правды.
«Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13:11). Данный текст Священного Писания показывает нам духовную связку плодов Духа Святого, описанных более подробно в послании к Галатам (Гал. 5:22,23). Они сродни прекрасной виноградной грозди: взаимосвязаны и являются, как бы, одним целым. Эти плоды, что перечисляет апостол Павел, — радость, утешение, единомыслие и мир — открывают перед нами качественно иной мир Церкви, той самой желанной Богом, без пятна и порока, Церкви стремящейся к совершенству во Христе, где не чувства и даже не закон, но только Дух Святой играет главную роль. Это может означать лишь одно: любой простой и искренний сердцем человек, ищущий Господа, придя туда, найдет там Того Самого Бога, в чьей безусловной любви и мире нуждается его израненное грехом сердце.
«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14:26,27). Если утешение представить, как начало отношений с Богом, что означает также и начало собственного пути правды, то мир в душе и покой в сердце можно характеризовать, как состояние дружбы с Богом, равно как и радость, которая приходит в результате постоянных и близких отношений с Богом. В таком же состоянии должна пребывать и Церковь, исполняющая правду или, другими словами, миссию своего существования. А свидетельствовать об этом будут не только её добрые дела, но и единомыслие, выраженное в активной и смелой позиции в этом мире: «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается».
Все эти признаки, которые суть плоды Духа Святого, говорят нам о том, что если мы пребываем в таком состоянии, то нами не смогут завладеть ни страх, ни страсть, ни паника, ни какое-то другое чувство. Мы сами владеем своими чувствами, а следовательно, и собой, чтобы уже в этой свободе полноценно посвятить себя служению Богу и людям. Теперь именно это становится пищей совершенного христианина, питающей его дух, как об этом хорошо говорит апостол Павел. Правда, речь идет не о той пище, что мы ели в младенчестве, когда не умели жевать, а уже о твердой пище, требующей приложения силы: «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:13,14). Только тот, кто может различить что есть добро и зло, воспитанный верой и воплотивший в своей жизни наставление Слова Божьего, способен к верному и полноценному служению другим людям. Питаемый молоком, то есть пытающийся разобраться и приобрести опыт исполнения Слова Божьего, не может утверждать, что он понимает, что есть правда.
Жизнь совершенных в Боге людей, прошедших через утешение и дошедших до внутренней радости, априори предполагает знание правды, ибо сама по себе уже является следствием исполнения этой правды. Потому Павел и настаивал, говоря: «усовершайтесь» (2Кор.13:11). Он вкладывал в это слово саму суть желания быть совершенными людьми, сведущими в слове правды, поскольку на этом и должны быть построены все взаимоотношения в Церкви. Что касается твердой пищи, мы еще обязательно поговорим, но уже в главе «Ибо вам надлежало быть…», сейчас же предлагаю вернуться к утешающей роли Святого Духа в самой Церкви.
«Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем, и, при утешении от Святого Духа, умножались» (Деян. 9:31). Первая Церковь исповедовала именно такой принцип устройства жизни. Поэтому, став настоящей семьей, она была любима в народе и имела успех. «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:46,47). Есть единый, стоящий над всем принцип, приверженность которому поможет нам достичь освященного Богом успеха, с тем чтобы явить себя истинной без пятна и порока Церковью. Этот принцип также будет являться основополагающим и в дальнейшем нашем изучении правды, ибо поможет разрешить нам вопрос, который ранее был поставлен в главе «Пророк обманутого сердца».
«Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию» (Рим. 15:5–7). Последние слова о принятии друг друга, выделенные жирным курсивом, и являются квинтэссенцией упомянутого выше принципа или даже воззрением, в котором должна пребывать Церковь. Такое забытое отношение к ближнему и даёт нам силы перевести свой испорченный эгоцентричным мировоззрением взгляд на реальное решение проблемы внутри себя, а не на поиск ее причины в ком-либо. Этим секретом владела первая Церковь, и к такому сердечному теплу тянулись люди. Этим же секретом будет владеть и последняя Церковь, потому что иного пути выстоять и победить у нас просто не будет.