«...идущего
ПУТЁМ ПРАВДЫ
Он любит» (Пр. 15:9)
«Между ними пришёл и сатана»

Несмотря на то, что в дальнейшем я буду стараться приводить тек­сты только из самых важных мест Книги Иова, было бы весьма по­лезно прежде еще раз ознакомиться, а тем, кто совсем не чи­тал, прочитать эту книгу, на основании которой мы продолжим наше дальнейшее исследование темы о Божьей правде. Итак, Книга Иова, на мой взгляд, представляет собой, прежде все­го, непростую историю отношений между людьми, называю­щими себя друзьями, с одной стороны, и Иовом — основным действующим лицом, с другой. И, конечно же, корнем этой истории являются непростые взаимоотношения человека и Бога как со стороны Иова, так и со стороны друзей. В этом ду­ховном треугольнике и развиваются все действия уникальной истории, которая, по правде, совсем не уникальна. Подобных историй со множеством вариаций немало и в наших церквях, что, безусловно, является главным оскверняющим фактором в жизни современных христиан. Неслучайно Библия содержит в себе эту удивительную и поучительную историю взаимоот­ношений.

Хотя мне доводилось сталкиваться уже не с одной трактов­кой событий, происходящих в этой книге, нигде, на удивле­ние, я так и не встретил пояснений, вскрывающих суть клю­чевого смысла всей этой истории. Авторы зачастую решаются комментировать лишь тему отношений между Богом и Иовом. Тем не менее в этой истории его друзьям уделяется не меньше места, чем самому Иову, поскольку большая часть разговора, который сопровождает нас на протяжении всей этой книги, является диалогом между друзьями и Иовом. Так что же через столь обильный диалог друзей с Иовом нам хотела сказать эта удивительная книга?

Сначала отметим тот факт, что еще с самого первого стиха Библия дает нам вполне понятное определение Иова, которое на протяжении всей этой истории нам нельзя забывать: «Был человек в земле Уц, имя его Иов, и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла» (Иов. 1:1). Но, не­смотря на это чересчур позитивное описание, его жизнь была опечалена одной неразрешимой проблемой — праздным су­ществованием его детей. «Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их, и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни» (Иов. 1:4,5). Перед глаза­ми Иова всегда был грех его сыновей, но он, по всей видимо­сти, более не знал, как еще, кроме освящения, можно повлиять на них, чтобы хоть как-то изменить сложившуюся ситуацию. Единственное, что у него осталось в качестве надежды, — это принесение всесожжений за грехи своих детей. Однако жерт­вы, коими он пытался умилостивить Бога, каждый раз освящая своих детей от грехов их, не меняли их сердец. Иов был вынужден вновь и вновь прибегать к своему ритуалу всесожжения после каждого такого круга пиршествен­ных дней. Но он не одинок в этой проблеме, ей страдают все родители, дети которых упорно не хотят принимать веры своих отцов. Была ли в этом вина Иова? Вряд ли. По крайней мере, в Библии об этом ничего не сказано, зато налицо проблема детей и искренняя любовь отца, который пытался спасти их. Как бы то ни было, за нашими жизнями всегда наблюдает Бог, и чтобы в этом еще раз убедиться, мы обязательно проследим за всей этой ситуацией, несмотря на то, что этот вопрос не явля­ется темой нашего разговора.

Далее, после описания семейной трагедии Иова Библия не­ожиданно сообщает нам удивительную вещь: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана» (Иов. 1:6). Зачем? Неужели это все как-то связано? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо разобраться, кто же такие были «сыны Божии». Итак, если это были ангелы, как об этом говорят многие, то почему бы так и не написать? Более того, Его ангелы всегда находятся перед Ним. Сатана же, сброшенный с высоты и лишенный славы Божьей, не мог предстать пред Господом, ведь написано: «…ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?..» (2 Кор. 6:14,15) или «И не войдет в него (Небо — от авт.) ничто нечистое и никто пре­данный мерзости и лжи …» (Отк. 21:27). Все становится гораздо понятнее, когда мы осознаем, что сынами Божьими здесь на­званы верующие в Бога люди. И это не только Новозаветная мысль. Подобное определение для верующих и боящихся Го­спода мы находим и в другой Ветхозаветной книге: «В страхе пред Господом надежда твердая, и сынам Своим Он прибежи­ще» (Прит. 14:26).

Теперь давайте выясним, каким образом сатана затесался между сынами Божьими, когда те предстали пред Господом. Предстать сыны Божьи могли лишь в двух случаях: или в слу­чае смерти, но тогда этот стих звучал бы слишком странно, или в молитве, когда человек обращается к Богу, и Он приклоняет ухо Свое к людским просьбам и молениям. Безусловно, в на­шем случае это была именно молитва, потому что дьявол, как мы помним, будучи свержен с небес, не может ни с кем и ни в каком виде появляться на Небесах. В Слове же Божьем для описания происходящих событий выбрана, как это всегда бы­вает, очень точная формулировка: «между ними пришел и сата­на». Не рядом, не с ними, а где-то между ними, что характери­зует его неявное и неконкретное положение. Таким образом в Книге Иова было описано лукавое свойство змея являться пред Богом в навеянных его хитрыми желаниями молитвах Божьих сынов. Этот разговор вновь возвращает нас к теме обманутого сердца, но только в данном случае это действо происходит, как бы минуя объект недовольства. Обманувшийся человек, буду­чи убежденным в своей правоте, напрямую прибегает к Богу с клеветой на своих устах: «...ныне настало спасение и сила и цар­ство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Отк. 12:10). Этот стих из Книги Откровение, без­условно, можно объяснить и как-то иначе, но в контексте правды Бо­жьей и ее исполнения он как нельзя кстати хорошо объясняет природу дьявола — появляться и клеветать на ближних через молитвы людей, пойманных его ложью и ставших тем самым врагами правды. Друзья ли это, как в случае с Иовом, или вра­ги, как это было у Давида, уже неважно, потому что сердце их изначально было поражено пороком зависти, обиды или гор­дости, коими умело манипулирует сатана, клевеща на наших братьев — Божьих праведников — как перед людьми, так и перед Богом.

«И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал са­тана Господу, и сказал: я ходил по земле, и обошел ее. И сказал Го­сподь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справед­ливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов. 1:7,8). Но почему тогда Господь спрашивает сатану, откуда тот пришел? Неужели Он — Всевидящий Бог — не знает этого? Если про­читать то, что далее говорит Господь, то становится понятно, что Он просто заставляет темные силы проявить себя в действии. Поэтому следующий за этим ответ сатаны, Господу даже неинтересен. Он нарочито вызывающе задает ему интересую­щий Его вопрос об Иове, характеризуя его перед сатаной как человека непорочного и праведного. Конечно, Господь знает, что такая оценка жизни Иова вызовет у сатаны только злость, однако не сатана был объектом работы Бога, а человек, которо­го Бог задумал исправить. Уже совсем скоро мы с вами увидим результат такой удивительной работы Господа, которая, как ни странно, выразится даже не в трагичном положении Иова, бла­годаря чему он лишь укрепится в правде, а в драме отношений его друзей, злое сокровище которых на фоне бедствий Иова выйдет из их сердца наружу.

«И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле. Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, — благосло­вит ли он Тебя?» (Иов. 1:9–11). Подобные слова, скорее всего, могли выйти из уст человеческой зависти, хотя перед тем, как они вошли туда, они, безусловно, были рождены в глубинах ада с одной единственной целью — прописаться в мыслях че­ловека. Дьяволу мало резона выступать врагом человека, ибо конфликт у него не с ним. Дело намного глубже: не имея воз­можности непосредственно выступить против Бога, он своей основной целью ставит навредить Ему любым возможным спо­собом. Дьявол знал, что любовь Бога к нам безмерна, поэтому самым действенным и очень ранящим оказался способ выну­дить любимое творение Божье забыть своего Творца и начать враждовать друг против друга, дабы весь замысел Всевышнего был лишен своего основного смысла. Трагедия даже не в том, о чем просит сатана, а в том, каким образом и с помощью кого он это делает. «Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем» (Пс. 10:2). О, если бы это были враги. Но нет же, это были дру­зья, так же, как и Иов, приходящие на молитву, но в отличие от него делающие это со злым сокровищем в сердце. Из тако­го сердца и взывал сатана голосом зависти, что искусно был прикрыт ложной озабоченностью за судьбу Иова. Результатом такой подмены было то, что уже не человек разговаривал с Бо­гом, а сатана, который клеветал на людей. Если у кого-то еще есть сомнения в том, что друзья Иова могли молиться, то мы имеем еще одно подтверждение этому в последней главе Книги Иова: «И было после того, как Господь сказал слова те Иову, ска­зал Господь Елифазу Феманитянину...» (Иов. 42:7). Господь мог обращаться к друзьям и обращался к ним, что, вероятнее всего, происходило во время молитвы.

Итак, с подачи Бога, а не сатаны на Иова обрушиваются испытания. Дьявол не в силах сотворить что-либо с праведни­ком, если на то не будет Божьей воли. Поэтому сатана выступа­ет здесь, скорее в роли Божьего инструмента, коим Бог совер­шенствует и очищает своих чад. «Всякую у Меня ветвь, не прино­сящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15:2). Первое, что происходит с Иовом, — это то, что погибают его дети, но не вследствие про­извольного решения Бога, а из-за давным-давно перешедшего все границы беззакония последних. Неслучайно такая необыч­ная кара постигла их тогда, когда они вновь вели разгульный образ жизни и пили вино. Потеряв семью, Иов затем ли­шился и своего хозяйства, включая слуг и скот. Разодрав от отчаяния одежды, он все же смиренно благословил Господа, при этом «не согрешил Иов, и не произнес ничего неразумного о Боге» (Иов. 1:22), что в очередной раз подтверждает непогре­шимость этого человека.

И вновь мы читаем, что предстали сыны, побуждаемые уязвленным самолюбием сатаны. Высота духовных принципов Иова слепила его черное око, поэтому сатана, надеясь на паде­ние праведника, вновь просит для него испытаний, и Господь, преследуя Свои цели и зная главную нужду Иова, соглашается на это. Правда, предварительно Он дает понять, что любые по­дозрения в отношении Иова неправомочны, ибо он «человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно» (Иов. 2:3). Но это не единственные отзывы об Иове, которые мы можем прочи­тать в Слове Божьем. Господь, подтверждая свое отношение к нему через уста пророка Иезекииля, еще раз дает наивысшую оценку жизни этого человека.

Есть одно известное Библейское изречение, что «не оправдается пред Тобой ни один из живущих» (Пс. 142:2), поэтому людям был не­обходим Посредник, Который бы сделал это вместо них. «По­тому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправ­дание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:23,24). Тем не менее мы сталкиваемся с невероятной вещью: Сам Господь называет три имени, которые благодаря своей праведности все же смогли оправдаться перед Ним. Для нас, людей Нового Завета, это может прозвучать, как нонсенс, потому что мы, в подавляющем своем большинстве, были на­учены в наших церквях пассивной вере, которая «взвалила» весь труд над нашей праведностью только на Христа. Оправды­вая такую позицию дарованной нам благодатью, мы отучились трудиться над собой, а это в корне неверно. Вера должна быть активна и, прежде всего, в плане работы над собой. «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Ин. 3:3). Поэтому я особо хочу подчеркнуть, что то, о чем мы сейчас прочитаем, не пустой звук, но важное для нас послание, которое исходит из уст Самого Бога: «Сын человеческий! если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступивши от Меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опо­ру, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот, и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Го­сподь Бог… Или, если бы Я послал на ту землю моровую язву и из­лил на нее ярость Мою в кровопролитии, чтобы истребить на ней людей и скот: то Ной, Даниил и Иов среди нее, — живу Я, говорит Господь Бог, — не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души» (Иез. 14:13–14,19–20). Но что это за новость? Разве такое может произойти без участия Бога?

На эти вопросы есть вполне очевидные ответы. Во-первых, можно заметить одну немаловажную деталь: все три перечис­ленных праведника, в том числе и Иов, жили в те времена, когда у людей не было Божьего Закона. Даже Даниил, живший уже после того, как Израильскому народу через Моисея был дан Закон, не имел его во всей полноте, хотя и знал о нем из других иудейских книг. Лишь после возвращения из Вавилон­ского пленения Закон благодаря Ездре был восстановлен: «За­кон Твой сожжен, и оттого никто не знает, что сделано Тобою или что должно им делать. Но если я приобрел милость у Тебя, ни­спошли на меня Духа Святаго, чтобы я написал все, что было со­делано в мире от начала, что было написано в законе Твоем, дабы люди могли найти стезю и дабы те, которые захотят жить в последние времена, могли жить» (Езд. 14:21,22).

То ли спасло сих трех мужей, что у них не оказалось Закона? Конечно, нет. Это лишь дает нам возможность понять, в чем основной недостаток человека с порочным сердцем, имеюще­го в руках Закон. «А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет» (Гал. 3:11), «потому что делами закона не оправдается пред Ним ника­кая плоть; ибо законом познается грех» (Рим. 3:20). Вот и выходит, что те, кто уповают на закон, могут познать с его помощью лишь грех, но праведности так и не достигнуть. Несмотря на свежесть и дерзновенность этих слов, напомню, что впервые они прозвучали у пророка Ветхого Завета Аввакума, которого и цитирует апостол Павел (Ав. 2:4). Здесь высвечивается еще одно обстоятельство, которое позволило трем праведным му­жам спастись. И об этом очень хорошо сказано в Послании к Евреям: «Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души» (Евр. 10:38,39). Все, чем руководствовались эти трое, была их безупречная вера. Ей они руководствовались в своих поступках, и только благодаря ей они могли угодить Богу. «А без веры угодить Богу невозмож­но; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6). Так поступал и Иов, однако с ним все равно случилась знакомая нам трагедия. Ответ на это вопрос – почему так произошло? – мы уже скоро найдем.

«И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него» (Иов. 2:4). Я удивля­юсь, до чего может порой дойти слепая зависть, и какие мысли насаждает сатана, сгорая от ненависти. Более того, он заговорил даже через жену, ясно обозначая, в чем есть суть его желания: «И сказа­ла ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри» (Иов. 2:9).

«Между ними пришёл и сатана»

Несмотря на то, что в дальнейшем я буду стараться приводить тек­сты только из самых важных мест Книги Иова, было бы весьма по­лезно прежде еще раз ознакомиться, а тем, кто совсем не чи­тал, прочитать эту книгу, на основании которой мы продолжим наше дальнейшее исследование темы о Божьей правде. Итак, Книга Иова, на мой взгляд, представляет собой, прежде все­го, непростую историю отношений между людьми, называю­щими себя друзьями, с одной стороны, и Иовом — основным действующим лицом, с другой. И, конечно же, корнем этой истории являются непростые взаимоотношения человека и Бога как со стороны Иова, так и со стороны друзей. В этом ду­ховном треугольнике и развиваются все действия уникальной истории, которая, по правде, совсем не уникальна. Подобных историй со множеством вариаций немало и в наших церквях, что, безусловно, является главным оскверняющим фактором в жизни современных христиан. Неслучайно Библия содержит в себе эту удивительную и поучительную историю взаимоот­ношений.

Хотя мне доводилось сталкиваться уже не с одной трактов­кой событий, происходящих в этой книге, нигде, на удивле­ние, я так и не встретил пояснений, вскрывающих суть клю­чевого смысла всей этой истории. Авторы зачастую решаются комментировать лишь тему отношений между Богом и Иовом. Тем не менее в этой истории его друзьям уделяется не меньше места, чем самому Иову, поскольку большая часть разговора, который сопровождает нас на протяжении всей этой книги, является диалогом между друзьями и Иовом. Так что же через столь обильный диалог друзей с Иовом нам хотела сказать эта удивительная книга?

Сначала отметим тот факт, что еще с самого первого стиха Библия дает нам вполне понятное определение Иова, которое на протяжении всей этой истории нам нельзя забывать: «Был человек в земле Уц, имя его Иов, и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла» (Иов. 1:1). Но, не­смотря на это чересчур позитивное описание, его жизнь была опечалена одной неразрешимой проблемой — праздным су­ществованием его детей. «Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их, и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни» (Иов. 1:4,5). Перед глаза­ми Иова всегда был грех его сыновей, но он, по всей видимо­сти, более не знал, как еще, кроме освящения, можно повлиять на них, чтобы хоть как-то изменить сложившуюся ситуацию. Единственное, что у него осталось в качестве надежды, — это принесение всесожжений за грехи своих детей. Однако жерт­вы, коими он пытался умилостивить Бога, каждый раз освящая своих детей от грехов их, не меняли их сердец. Иов был вынужден вновь и вновь прибегать к своему ритуалу всесожжения после каждого такого круга пиршествен­ных дней. Но он не одинок в этой проблеме, ей страдают все родители, дети которых упорно не хотят принимать веры своих отцов. Была ли в этом вина Иова? Вряд ли. По крайней мере, в Библии об этом ничего не сказано, зато налицо проблема детей и искренняя любовь отца, который пытался спасти их. Как бы то ни было, за нашими жизнями всегда наблюдает Бог, и чтобы в этом еще раз убедиться, мы обязательно проследим за всей этой ситуацией, несмотря на то, что этот вопрос не явля­ется темой нашего разговора.

Далее, после описания семейной трагедии Иова Библия не­ожиданно сообщает нам удивительную вещь: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана» (Иов. 1:6). Зачем? Неужели это все как-то связано? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо разобраться, кто же такие были «сыны Божии». Итак, если это были ангелы, как об этом говорят многие, то почему бы так и не написать? Более того, Его ангелы всегда находятся перед Ним. Сатана же, сброшенный с высоты и лишенный славы Божьей, не мог предстать пред Господом, ведь написано: «…ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?..» (2 Кор. 6:14,15) или «И не войдет в него (Небо — от авт.) ничто нечистое и никто пре­данный мерзости и лжи …» (Отк. 21:27). Все становится гораздо понятнее, когда мы осознаем, что сынами Божьими здесь на­званы верующие в Бога люди. И это не только Новозаветная мысль. Подобное определение для верующих и боящихся Го­спода мы находим и в другой Ветхозаветной книге: «В страхе пред Господом надежда твердая, и сынам Своим Он прибежи­ще» (Прит. 14:26).

Теперь давайте выясним, каким образом сатана затесался между сынами Божьими, когда те предстали пред Господом. Предстать сыны Божьи могли лишь в двух случаях: или в слу­чае смерти, но тогда этот стих звучал бы слишком странно, или в молитве, когда человек обращается к Богу, и Он приклоняет ухо Свое к людским просьбам и молениям. Безусловно, в на­шем случае это была именно молитва, потому что дьявол, как мы помним, будучи свержен с небес, не может ни с кем и ни в каком виде появляться на Небесах. В Слове же Божьем для описания происходящих событий выбрана, как это всегда бы­вает, очень точная формулировка: «между ними пришел и сата­на». Не рядом, не с ними, а где-то между ними, что характери­зует его неявное и неконкретное положение. Таким образом в Книге Иова было описано лукавое свойство змея являться пред Богом в навеянных его хитрыми желаниями молитвах Божьих сынов. Этот разговор вновь возвращает нас к теме обманутого сердца, но только в данном случае это действо происходит, как бы минуя объект недовольства. Обманувшийся человек, буду­чи убежденным в своей правоте, напрямую прибегает к Богу с клеветой на своих устах: «...ныне настало спасение и сила и цар­ство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Отк. 12:10). Этот стих из Книги Откровение, без­условно, можно объяснить и как-то иначе, но в контексте правды Бо­жьей и ее исполнения он как нельзя кстати хорошо объясняет природу дьявола — появляться и клеветать на ближних через молитвы людей, пойманных его ложью и ставших тем самым врагами правды. Друзья ли это, как в случае с Иовом, или вра­ги, как это было у Давида, уже неважно, потому что сердце их изначально было поражено пороком зависти, обиды или гор­дости, коими умело манипулирует сатана, клевеща на наших братьев — Божьих праведников — как перед людьми, так и перед Богом.

«И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал са­тана Господу, и сказал: я ходил по земле, и обошел ее. И сказал Го­сподь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справед­ливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов. 1:7,8). Но почему тогда Господь спрашивает сатану, откуда тот пришел? Неужели Он — Всевидящий Бог — не знает этого? Если про­читать то, что далее говорит Господь, то становится понятно, что Он просто заставляет темные силы проявить себя в действии. Поэтому следующий за этим ответ сатаны, Господу даже неинтересен. Он нарочито вызывающе задает ему интересую­щий Его вопрос об Иове, характеризуя его перед сатаной как человека непорочного и праведного. Конечно, Господь знает, что такая оценка жизни Иова вызовет у сатаны только злость, однако не сатана был объектом работы Бога, а человек, которо­го Бог задумал исправить. Уже совсем скоро мы с вами увидим результат такой удивительной работы Господа, которая, как ни странно, выразится даже не в трагичном положении Иова, бла­годаря чему он лишь укрепится в правде, а в драме отношений его друзей, злое сокровище которых на фоне бедствий Иова выйдет из их сердца наружу.

«И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле. Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, — благосло­вит ли он Тебя?» (Иов. 1:9–11). Подобные слова, скорее всего, могли выйти из уст человеческой зависти, хотя перед тем, как они вошли туда, они, безусловно, были рождены в глубинах ада с одной единственной целью — прописаться в мыслях че­ловека. Дьяволу мало резона выступать врагом человека, ибо конфликт у него не с ним. Дело намного глубже: не имея воз­можности непосредственно выступить против Бога, он своей основной целью ставит навредить Ему любым возможным спо­собом. Дьявол знал, что любовь Бога к нам безмерна, поэтому самым действенным и очень ранящим оказался способ выну­дить любимое творение Божье забыть своего Творца и начать враждовать друг против друга, дабы весь замысел Всевышнего был лишен своего основного смысла. Трагедия даже не в том, о чем просит сатана, а в том, каким образом и с помощью кого он это делает. «Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем» (Пс. 10:2). О, если бы это были враги. Но нет же, это были дру­зья, так же, как и Иов, приходящие на молитву, но в отличие от него делающие это со злым сокровищем в сердце. Из тако­го сердца и взывал сатана голосом зависти, что искусно был прикрыт ложной озабоченностью за судьбу Иова. Результатом такой подмены было то, что уже не человек разговаривал с Бо­гом, а сатана, который клеветал на людей. Если у кого-то еще есть сомнения в том, что друзья Иова могли молиться, то мы имеем еще одно подтверждение этому в последней главе Книги Иова: «И было после того, как Господь сказал слова те Иову, ска­зал Господь Елифазу Феманитянину...» (Иов. 42:7). Господь мог обращаться к друзьям и обращался к ним, что, вероятнее всего, происходило во время молитвы.

Итак, с подачи Бога, а не сатаны на Иова обрушиваются испытания. Дьявол не в силах сотворить что-либо с праведни­ком, если на то не будет Божьей воли. Поэтому сатана выступа­ет здесь, скорее в роли Божьего инструмента, коим Бог совер­шенствует и очищает своих чад. «Всякую у Меня ветвь, не прино­сящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15:2). Первое, что происходит с Иовом, — это то, что погибают его дети, но не вследствие про­извольного решения Бога, а из-за давным-давно перешедшего все границы беззакония последних. Неслучайно такая необыч­ная кара постигла их тогда, когда они вновь вели разгульный образ жизни и пили вино. Потеряв семью, Иов затем ли­шился и своего хозяйства, включая слуг и скот. Разодрав от отчаяния одежды, он все же смиренно благословил Господа, при этом «не согрешил Иов, и не произнес ничего неразумного о Боге» (Иов. 1:22), что в очередной раз подтверждает непогре­шимость этого человека.

И вновь мы читаем, что предстали сыны, побуждаемые уязвленным самолюбием сатаны. Высота духовных принципов Иова слепила его черное око, поэтому сатана, надеясь на паде­ние праведника, вновь просит для него испытаний, и Господь, преследуя Свои цели и зная главную нужду Иова, соглашается на это. Правда, предварительно Он дает понять, что любые по­дозрения в отношении Иова неправомочны, ибо он «человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно» (Иов. 2:3). Но это не единственные отзывы об Иове, которые мы можем прочи­тать в Слове Божьем. Господь, подтверждая свое отношение к нему через уста пророка Иезекииля, еще раз дает наивысшую оценку жизни этого человека.

Есть одно известное Библейское изречение, что «не оправдается пред Тобой ни один из живущих» (Пс. 142:2), поэтому людям был не­обходим Посредник, Который бы сделал это вместо них. «По­тому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправ­дание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:23,24). Тем не менее мы сталкиваемся с невероятной вещью: Сам Господь называет три имени, которые благодаря своей праведности все же смогли оправдаться перед Ним. Для нас, людей Нового Завета, это может прозвучать, как нонсенс, потому что мы, в подавляющем своем большинстве, были на­учены в наших церквях пассивной вере, которая «взвалила» весь труд над нашей праведностью только на Христа. Оправды­вая такую позицию дарованной нам благодатью, мы отучились трудиться над собой, а это в корне неверно. Вера должна быть активна и, прежде всего, в плане работы над собой. «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Ин. 3:3). Поэтому я особо хочу подчеркнуть, что то, о чем мы сейчас прочитаем, не пустой звук, но важное для нас послание, которое исходит из уст Самого Бога: «Сын человеческий! если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступивши от Меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опо­ру, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот, и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Го­сподь Бог… Или, если бы Я послал на ту землю моровую язву и из­лил на нее ярость Мою в кровопролитии, чтобы истребить на ней людей и скот: то Ной, Даниил и Иов среди нее, — живу Я, говорит Господь Бог, — не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души» (Иез. 14:13–14,19–20). Но что это за новость? Разве такое может произойти без участия Бога?

На эти вопросы есть вполне очевидные ответы. Во-первых, можно заметить одну немаловажную деталь: все три перечис­ленных праведника, в том числе и Иов, жили в те времена, когда у людей не было Божьего Закона. Даже Даниил, живший уже после того, как Израильскому народу через Моисея был дан Закон, не имел его во всей полноте, хотя и знал о нем из других иудейских книг. Лишь после возвращения из Вавилон­ского пленения Закон благодаря Ездре был восстановлен: «За­кон Твой сожжен, и оттого никто не знает, что сделано Тобою или что должно им делать. Но если я приобрел милость у Тебя, ни­спошли на меня Духа Святаго, чтобы я написал все, что было со­делано в мире от начала, что было написано в законе Твоем, дабы люди могли найти стезю и дабы те, которые захотят жить в последние времена, могли жить» (Езд. 14:21,22).

То ли спасло сих трех мужей, что у них не оказалось Закона? Конечно, нет. Это лишь дает нам возможность понять, в чем основной недостаток человека с порочным сердцем, имеюще­го в руках Закон. «А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет» (Гал. 3:11), «потому что делами закона не оправдается пред Ним ника­кая плоть; ибо законом познается грех» (Рим. 3:20). Вот и выходит, что те, кто уповают на закон, могут познать с его помощью лишь грех, но праведности так и не достигнуть. Несмотря на свежесть и дерзновенность этих слов, напомню, что впервые они прозвучали у пророка Ветхого Завета Аввакума, которого и цитирует апостол Павел (Ав. 2:4). Здесь высвечивается еще одно обстоятельство, которое позволило трем праведным му­жам спастись. И об этом очень хорошо сказано в Послании к Евреям: «Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души» (Евр. 10:38,39). Все, чем руководствовались эти трое, была их безупречная вера. Ей они руководствовались в своих поступках, и только благодаря ей они могли угодить Богу. «А без веры угодить Богу невозмож­но; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6). Так поступал и Иов, однако с ним все равно случилась знакомая нам трагедия. Ответ на это вопрос – почему так произошло? – мы уже скоро найдем.

«И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него» (Иов. 2:4). Я удивля­юсь, до чего может порой дойти слепая зависть, и какие мысли насаждает сатана, сгорая от ненависти. Более того, он заговорил даже через жену, ясно обозначая, в чем есть суть его желания: «И сказа­ла ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри» (Иов. 2:9).