1. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу





  2. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. (Евр.12:3)




  3. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. (Рим.14:9)




  4. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. (Матф.28:5,6)




  5. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. (1Пет.2:24)




  6. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу





  7. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом (1Пет.3:18)




  8. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! (Иоан.19:2,3)




  9. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. (1Кор.15:20)




  10. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2Кор.5:21)




  11. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1Иоан.4:10)




  12. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис.53:5)
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите. © Оскар Уайльд
ГлавнаяО ПРАВДЕ«Между ними пришёл и сатана»

«Между ними пришёл и сатана»

Несмотря на то, что в дальнейшем я буду стараться приводить тек­сты только из самых важных мест Книги Иова, было бы весьма по­лезно прежде еще раз ознакомиться, а тем, кто совсем не чи­тал, прочитать эту книгу, на основании которой мы продолжим наше дальнейшее исследование темы о Божьей правде. Итак, Книга Иова, на мой взгляд, представляет собой, прежде все­го, непростую историю отношений между людьми, называю­щими себя друзьями, с одной стороны, и Иовом — основным действующим лицом, с другой. И, конечно же, корнем этой истории являются непростые взаимоотношения человека и Бога как со стороны Иова, так и со стороны друзей. В этом ду­ховном треугольнике и развиваются все действия уникальной истории, которая, по правде, совсем не уникальна. Подобных историй со множеством вариаций немало и в наших церквях, что, безусловно, является главным оскверняющим фактором в жизни современных христиан. Неслучайно Библия содержит в себе эту удивительную и поучительную историю взаимоот­ношений.

Хотя мне доводилось сталкиваться уже не с одной трактов­кой событий, происходящих в этой книге, нигде, на удивле­ние, я так и не встретил пояснений, вскрывающих суть клю­чевого смысла всей этой истории. Авторы зачастую решаются комментировать лишь тему отношений между Богом и Иовом. Тем не менее в этой истории его друзьям уделяется не меньше места, чем самому Иову, поскольку большая часть разговора, который сопровождает нас на протяжении всей этой книги, является диалогом между друзьями и Иовом. Так что же через столь обильный диалог друзей с Иовом нам хотела сказать эта удивительная книга?

Сначала отметим тот факт, что еще с самого первого стиха Библия дает нам вполне понятное определение Иова, которое на протяжении всей этой истории нам нельзя забывать: «Был человек в земле Уц, имя его Иов, и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла» (Иов. 1:1). Но, не­смотря на это чересчур позитивное описание, его жизнь была опечалена одной неразрешимой проблемой — праздным су­ществованием его детей. «Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их, и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни» (Иов. 1:4,5). Перед глаза­ми Иова всегда был грех его сыновей, но он, по всей видимо­сти, более не знал, как еще, кроме освящения, можно повлиять на них, чтобы хоть как-то изменить сложившуюся ситуацию. Единственное, что у него осталось в качестве надежды, — это принесение всесожжений за грехи своих детей.

Однако жерт­вы, коими он пытался умилостивить Бога, каждый раз освящая своих детей от грехов их, не меняли их сердец. Иов был вынужден вновь и вновь прибегать к своему ритуалу всесожжения после каждого такого круга пиршествен­ных дней. Но он не одинок в этой проблеме, ей страдают все родители, дети которых упорно не хотят принимать веры своих отцов. Была ли в этом вина Иова? Вряд ли. По крайней мере, в Библии об этом ничего не сказано, зато налицо проблема детей и искренняя любовь отца, который пытался спасти их. Как бы то ни было, за нашими жизнями всегда наблюдает Бог, и чтобы в этом еще раз убедиться, а также исключить всякого рода инсинуации в нашем расследовании, мы обязательно проследим за всей этой ситуацией, несмотря на то, что этот вопрос не явля­ется прямой темой нашего разговора.

Далее, после описания семейной трагедии Иова Библия не­ожиданно сообщает нам удивительную вещь: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана» (Иов. 1:6). Зачем? Неужели это всё как-то связано? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо разобраться, кто же такие были «сыны Божии».

Итак, если это были ангелы, как об этом говорят многие, то почему бы так и не написать? Более того, даже если сатана имел такую возможность пребывать на Небе (поскольку мы не может сказать точно, когда он был сброшен с Небес), то он навряд ли мог предстать среди ангелов пред Самим Господом, ведь написано: «…ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?..» (2 Кор. 6:14,15). Все становится гораздо яснее, когда мы понимаем, что сынами Божьими здесь на­званы ни ангелы, а верующие в Бога люди. И это не только Новозаветная мысль. Подобное определение для верующих и боящихся Го­спода мы находим и в другой Ветхозаветной книге притч Соломона: «В страхе пред Господом надежда твердая, и сынам Своим Он прибежи­ще» (Прит. 14:26).

Теперь давайте выясним, каким образом сатана затесался между сынами Божьими, когда те предстали пред Господом. Предстать сыны Божьи могли лишь в двух случаях: либо в слу­чае смерти, но этого, как мы понимаем, не произошло, либо в молитве, когда человек обращается к Богу, и Он приклоняет ухо Свое к людским просьбам и молениям. Безусловно, в на­шем случае это была именно молитва. В Слове же Божьем для описания происходящих событий выбрана, как это всегда бы­вает, очень точная формулировка: «между ними пришел и сата­на». Не рядом, не с ними, а где-то между ними, что характери­зует его неявное и неконкретное положение. Таким образом в Книге Иова было описано лукавое свойство змея являться пред Богом в навеянных его хитрыми желаниями молитвах Божьих сынов.

Этот разговор вновь возвращает нас к теме обманутого сердца, но только в данном случае это действо происходит, как бы минуя объект недовольства. Обманувшийся человек, буду­чи убежденным в своей правоте, напрямую прибегает к Богу с обольщением или клеветой на своих устах: «...низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Отк. 12:10). Этот стих из книги Откровение, без­условно, можно объяснить и как-то иначе, но в контексте правды Бо­жьей и её исполнения он как нельзя кстати хорошо объясняет природу дьявола — появляться и клеветать на ближних, в том числе через молитвы людей, пойманных в сети его лжи и ставших, тем самым, врагами правды. Друзья ли это, как в случае с Иовом, или вра­ги, как это было у Давида, уже неважно, потому что сердце их изначально было поражено пороком зависти, обиды или гор­дости, коими умело манипулирует сатана, клевеща на наших братьев — Божьих праведников — как перед людьми, так и перед Богом.

«И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал са­тана Господу, и сказал: я ходил по земле, и обошел ее. И сказал Го­сподь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справед­ливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов. 1:7,8). У многих сразу может возникнуть вопрос, почему Господь спрашивает сатану, откуда тот пришел? Неужели Он — Всевидящий Бог — не знает этого? Но если про­читать то, что говорит Господь далее, то становится понятно, что Он просто заставляет темные силы проявить себя в действии. Оттого следующий за этим ответ сатаны, Господу даже неинтересен. Он нарочито вызывающе задает ему следующий интересую­щий Его вопрос об Иове, характеризуя его перед сатаной как человека непорочного и праведного. Конечно, Господь в курсе, что такая оценка жизни Иова вызовет у сатаны только злость, однако не сатана был объектом работы Бога, а человек, которо­го Бог задумал исправить. Уже совсем скоро мы с вами увидим результат такой удивительной работы Господа, которая, как ни странно, выразится не только в трагичном положении Иова, бла­годаря чему он лишь укрепится в правде, но и в драме отношений его друзей, злое сокровище которых на фоне бедствий Иова выйдет из их сердец наружу.

«И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле. Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, — благосло­вит ли он Тебя?» (Иов. 1:9–11). Подобные слова, скорее всего, могли выйти из уст человеческой зависти, хотя перед тем, как они вошли туда, безусловно, были рождены в глубинах ада с одной единственной целью — прописаться в мыслях че­ловека. По большому счету дьяволу мало резона выступать врагом человека, ибо главные претензии у него не к нему. Дело намного глубже. Однако, не имея пока воз­можности непосредственно выступить против Бога, он своей целью ставит закулисно навредить Богу любым возможным для него спо­собом.

Дьявол прекрасно знает, что любовь Бога к нам безмерна велика, поэтому самым действенным и очень ранящим Небесного Отца способом оказалась затея выну­дить любимое творение Божье забыть своего Творца, отвернуться от Него и начать враждовать друг против друга, дабы весь замысел Всевышнего был лишен своего основного смысла. И трагедия даже не в том, о чём просит сатана, а в том, каким образом и с помощью кого он это делает. «Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем» (Пс. 10:2). О, если бы это были враги. Но нет же, чаще всего это бывают дру­зья, так же, как и Иов, приходящие на молитву, но в отличие от него делающие это со злым сокровищем в сердце. Из тако­го сердца и взывал сатана голосом зависти, что искусно был прикрыт ложной озабоченностью за судьбу Иова.

Результатом такой подмены было то, что уже не человек разговаривал с Бо­гом, а сатана, который клеветал и обливал грязью людей. Если у кого-то еще есть сомнения в том, что друзья Иова могли так молиться, то мы имеем еще одно подтверждение этому в последней главе Книги Иова: «И было после того, как Господь сказал слова те Иову, ска­зал Господь Елифазу Феманитянину...» (Иов. 42:7). Следовательно, Господь мог обращаться к друзьям и обращался к ним, что, вероятнее всего, происходило во время молитвы.

Итак, с подачи Бога, а не сатаны на Иова обрушиваются испытания. Дьявол не в силах сотворить что-либо с праведни­ком, если на то не будет Божьей воли. Поэтому сатана выступа­ет здесь, скорее в роли Божьего инструмента, коим Бог совер­шенствует и очищает своих чад. «Всякую у Меня ветвь, не прино­сящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15:2). Первое, что происходит с Иовом, — это то, что погибают его дети, но не вследствие про­извольного решения Бога, а из-за давным-давно перешедшего все границы беззакония последних. Неслучайно столь необыч­ная кара постигла их тогда, когда они вновь вели разгульный образ жизни и пили вино. Потеряв семью, Иов затем ли­шился и своего хозяйства, включая слуг и скот. Разодрав от отчаяния одежды, он все же смиренно благословил Господа, при этом «не согрешил Иов, и не произнес ничего неразумного о Боге» (Иов. 1:22), что в очередной раз подтверждает непогре­шимость этого человека.

И вновь мы читаем, что предстали сыны, побуждаемые уязвленным самолюбием сатаны. Высота духовных принципов Иова слепила его черное око, поэтому сатана, надеясь на паде­ние праведника, вновь просит для него испытаний, и Господь, преследуя Свои цели и зная главную нужду Иова, соглашается на это. Правда, предварительно Он дает понять, что любые по­дозрения в отношении Иова неправомочны, ибо он «человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно» (Иов. 2:3). Но это не единственные отзывы об Иове, которые мы можем прочи­тать в Слове Божьем. Господь, всё так же подтверждая Своё отношение к нему потом уже, через уста пророка Иезекииля, еще раз дает наивысшую оценку жизни этого человека.

Есть одно известное Библейское изречение, что «не оправдается пред Тобой ни один из живущих» (Пс. 142:2), именно поэтому людям был не­обходим Посредник, Который бы сумел сделать это вместо них, «по­тому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправ­дание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:23,24). Тем не менее в Библии мы сталкиваемся с невероятной вещью: Сам Господь называет три имени, которые благодаря своей праведности все же смогли оправдаться перед Ним. Для нас, людей Нового Завета, это может прозвучать, как нонсенс, потому что мы, в подавляющем своём большинстве, были на­учены в наших церквях пассивной вере, которая «взвалила» весь труд над нашей праведностью только на Христа. Оправды­вая такую позицию дарованной нам благодатью, многие из нас, тем самым, отучились трудиться над собой, а это в корне неверно.

Вера должна быть активна и, прежде всего, в плане работы над собой. «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Ин. 3:3). Поэтому я особо хочу подчеркнуть, что то, о чем мы сейчас прочитаем, не пустой звук, но важное для нас послание, которое исходит из уст Самого Бога: «Сын человеческий! если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступивши от Меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опо­ру, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот, и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Го­сподь Бог… Или, если бы Я послал на ту землю моровую язву и из­лил на нее ярость Мою в кровопролитии, чтобы истребить на ней людей и скот: то Ной, Даниил и Иов среди нее, — живу Я, говорит Господь Бог, — не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души» (Иез. 14:13–14,19–20). Что это за новость? Разве такое может произойти без оправдания Бога?

На эти вопросы есть вполне очевидные ответы. Во-первых, давайте заметим одну немаловажную деталь: все три перечис­ленных праведника, в том числе и Иов, жили в те времена, когда у людей не было Божьего Закона. Даже Даниил, живший уже после того, как Израильскому народу через Моисея был дан Закон, не имел его во всей полноте, хотя и знал о нём, поскольку читал в юности своей, а также из других иудейских книг. Лишь после возвращения из Вавилон­ского пленения Закон благодаря пророку Ездре был восстановлен: «За­кон Твой сожжен, и оттого никто не знает, что сделано Тобою или что должно им делать. Но если я приобрел милость у Тебя, ни­спошли на меня Духа Святаго, чтобы я написал все, что было со­делано в мире от начала, что было написано в законе Твоем, дабы люди могли найти стезю и дабы те, которые захотят жить в последние времена, могли жить» (3Езд. 14:21,22).

Спасло ли сих трех мужей то, что у них не оказалось Закона? Конечно, нет. Однако это даёт нам уникальную возможность понять, в чём состоит основной недостаток человека с порочным сердцем, имеющего в своих руках Закон. «А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет» (Гал. 3:11), «потому что делами закона не оправдается пред Ним ника­кая плоть; ибо законом познается грех» (Рим. 3:20). Вот и выходит, что те, кто уповает на закон, с его помощью могут познать лишь грех, а праведности, увы, так и не достигнуть. Несмотря на кажущуюся новизну и дерзновенность этих слов, напомню, что впервые они прозвучали у пророка Ветхого Завета Аввакума, которого и цитирует апостол Павел (Ав. 2:4).

Здесь высвечивается еще одно обстоятельство, которое позволило трём праведным му­жам спастись. И об этом очень хорошо сказано в Послании к Евреям: «Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души» (Евр. 10:38,39). Всё, чем руководствовались эти трое, была их безупречная вера. Ей они следовали в своих поступках, и только благодаря ей они могли угодить Богу. «А без веры угодить Богу невозмож­но; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6). Так поступал и Иов. Тем не менее с ним всё равно случилась знакомая нам трагедия. Ответ на это вопрос – почему так произошло? – мы уже скоро найдем.

«И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него» (Иов. 2:4). Я удивля­юсь, до чего может порой дойти слепая зависть, и какие мысли насаждает сатана, сгорая от ненависти. Более того, он заговорил даже через жену, ясно обозначая, в чем есть суть его глубинного желания: «И сказа­ла ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри» (Иов. 2:9).

наверх