«...идущего
ПУТЁМ ПРАВДЫ
Он любит» (Пр. 15:9)
Субботство

Можно с уверенностью сказать, что Иов до своих испыта­ний, которые повергли его в такое тяжелое состояние, был че­ловеком уверенным, спокойным и мирным. Об этом говорили и «друзья», свидетельствуя о его добрых делах. В продолжении нашего разговора о святой чете это будет ещё одним обязатель­ным качеством человека, идущего путем правды, которое не­разрывно связано с правосудием и правдой. «И делом правды будет мир, и плодом правосудия — спокойствие и безопасность вовеки» (Ис. 32:17). Безусловно, в этих строках речь не идёт о какой-то гарантии внешнего мира и безопасности человека, ис­полняющего правду. Нет, речь здесь о внутреннем спокойствии и чувстве безопасности, которое дает Господь, несмотря на то, что может твориться за бортом нашего внутреннего мира, «ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф. 12:8). В перево­де с иврита суббота (шаббат) означает день отдыха или празд­ничный день, другими словами, суббота, или покой, — это день священного успокоения от всякой суеты. Господь, сотворив не­когда все за 6 дней и войдя в вечный покой седьмого дня, при­зывает и нас также войти в оный покой духом, успокоившись и отделившись от суеты этого мира. «Посему для народа Божия ещё остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр. 4:9,10). Только таким образом Иисус может стать полновластным господином не только одного дня в неделю, но и всей нашей жизни.

При этом, условия субботы никоем образом не противоречат обычным делам, которые постоянно сопровождают нашу жизнь и на самом деле, никуда деться не могу. Зато они, при изменении нашего внутреннего состояния, могут приобрести иной статус и назначение, как учил тому Сам Иисус: «Тогда ска­зал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали» (Лк. 6:9). По­судите сами: речь не идёт о каком-то бездействии, Иисус про­должает говорить о деле, но теперь уже акцент стоит не на нем самом, а на его мотивации. Отсюда, в свете такой новой поста­новки вопроса нашим Спасителем мы должны уразуметь одну очень важную и освобождающую от ложных догм закона вещь: вера всегда должна действовать, тем более в субботу, ибо те­перь уже не имеют силы нормы ограничения (закон), но имеет силу Дух, всегда поощряющий любовь. «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действую­щая любовью» (Гал. 5:6). Следовательно, все то, что в прошлой жизни без Бога было нашим делом и имело какой-то смысл, в новой жизни перестает быть таковым. Не случайность или ко­рысть, не горький опыт или зависть, а путь правды, который является частью глобального Божьего замысла, теперь руково­дит нами, становясь нашим основным делом во славу Иисуса.

Есть ли он в нашей жизни, легко будет проверить с помо­щью одного простого, но действенного принципа: «и все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3:23). Соблюдая этот принцип даже в делах житейских, мы никогда не оставим Его субботы, потому что дела наши будут добрыми, мотивированными любовью, а значит, славя­щими Его Святое имя. Тем не менее это не упрощает жизнь, как может показаться, поскольку это довольно глубокий и от­ветственный процесс. Он требует серьезных вложений личного времени и сил, а также усилий самоконтроля, ибо призывает нас не к внешнему соблюдению субботы раз в неделю, а к по­стоянному покою духа, отрешенному от суетных дел и интере­сов этого мира. Понаблюдайте за собой: стоит только даже в мыслях допустить суету, корысть или незначительное мирское увлечение, как мы незамедлительно теряем состояние покоя, а это автоматически выводит нас из духовной субботы, госпо­дином которой является Иисус. Кто в таком случае становится господином нашего сердца? Это большой вопрос.

Сколько раз Израильский народ подобным образом терял Божий покой, священники Бога Всевышнего обманывались, пророки становились лжепророками, а фарисеи, которых впо­следствии не раз обличал Иисус, забыв об истинных мотивах священника, переходили на службу идолам суетного покло­нения. Лишь формально соблюдая седьмой день, сердцами такие люди были далеки от Бога, и их не спасло даже то, что это требование распространялось всего лишь на один день. «Не носите больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу тер­петь: беззаконие — и празднование! Новомесячия ваши и праздни­ки ваши ненавидит душа Моя; они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сиро­ту; вступайтесь за вдову» (Ис. 1:13–17). Хочу признаться, что я весьма обрадовался, когда, читая в Книге Исход о субботе, вновь столкнулся с понятием правды. Обратите внимание, что Сам Господь расставляет приоритеты в нашей жизни, воору­жая нас верным знанием того, когда для Него наши субботы отвратительны. И приоритеты эти очень просты: если мы, сле­дуя Божьим постановлениям, не делаем при этом добра. Но как только мотивация нашего сердца меняется, и мы начинаем ис­кать правду, что выражается в действенной заботе о ближнем, мы автоматически перестаем делать зло. Только в таком случае смысл исполнения каких-либо законов, суббот и праздников не пропадает.

Однако теперь возникает вопрос, как нам быть с четвертой заповедью, которая гласит: «Помни день субботний, чтобы свя­тить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный ника­кого дела… Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю… а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8–12). Давайте вновь порассуждаем, о каком таком деле в 10-м стихе снова говорит Господь? Неуже­ли о добром? Конечно, речь здесь идёт о тех заботах, которые затмевают своей суетой Самого Бога, или о наших собственных делах, включая собственные желания, планы, интересы и т. д. Но Господь, начав когда-то с одного дня четвертой заповеди, раздвинул рамки этой заповеди до пределов всей жизни человека, ори­ентируя нас на высший покой души и духа, а не только на по­кой плоти. «Итак не заботьтесь и не говорите: „что нам есть?“ или: „что пить?“ или: „во что одеться?“ Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:31–34). Если вы заметили, Иисус здесь не говорит лишь только о субботнем дне недели, здесь имеется в виду вся наша жизнь. Но ни есть ли это требования той самой четвертой заповеди?

Итак, мы видим, что теперь четвертая заповедь переходит из непонятного для нас строгого обряда во вполне осмыслен­ное и желанное действие, когда мы становимся почитателями не одного дня недели, но почитателями Самого Господина, Который создал все эти дни и призвал нас в Свой вечный суб­ботний покой, в котором Сам и пребывает: «…субботы Мои со­блюдайте; ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13). Именно в этом и лежит весь смысл субботы, определенной Богом как знамение между Ним и Его народом, причём зна­мение не между Его народом и миром и не между Ним и ми­ром, а только между Ним Самим и Его народом, потому что состояние покоя, или, другими словами, мира, де-факто всегда будет являться результатом дружбы человека с Богом. Покой дается всем, кто любит Бога и дружит с Ним, во свидетельство правильного пути, которым следует отдельно взятый человек или какая-либо церковь. «Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезно­му, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя — как волны морские» (Ис. 48:17,18). Вели­чием полноводной реки потек бы мир в сердце и бесконечным множеством морских волн омывала бы правда жизнь человека, любящего и исполняющего заповеди Господни. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня…» (Ин. 14:21). Как нет другого пути у человека, чтобы показать, как он любит Христа, кроме исполнения Божьих заповедей, так и не может быть у человека другого способа удостовериться в том, что его путь угоден в глазах Господа, кроме как наличие состояния по­коя в его сердце.

Ничто другое не сможет доказать нам или, словами Библии, быть для нас знамением, как только внутренний покой, кото­рый в нас может произвести только Святой Дух. Необходимо отметить, что данный покой разительно отличается от обыч­ного физиологического покоя, в который может погрузиться человек без какой-либо посторонней помощи. Отличительная особенность покоя, который дарует нам Дух Святой, — это освящение, суть которого есть отделение от духа и идолов мира сего. «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздер­живались от блуда» (1 Фес. 4:3). «И потому выйдите из среды их (неверных — от авт.) и отделитесь, говорит Господь, и не прика­сайтесь к нечистому, и Я прииму вас; и буду вам Отцем, и вы бу­дете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6:17,18). Это есть верный показатель освящения: когда мир и покой присутствуют в нашем сердце, они реально отде­ляют нас от желания блудить с идолами этого мира, от его инте­ресов и мирской суеты. Если это есть, то такое состояние смело можно назвать субботой. Соответственно, в таком состоянии человек может полноценно быть посвящен любым Божьим де­лам, которые должно творить ему на собственном пути правды не только в субботний день, но и во все обычные дни.

Также, Слово Божье обращает наше внимание и на обрат­ную связь правды и мира. Найдя когда-то мир с Богом, мы не можем сохранить его и остаться в покое, будучи непослушными Ему. Послушание не замыкается только на одном отсутствии безгрешных дел. Оно, помимо основного дела нашей жизни, всегда подразумевает наличие и самых обычных добрых дел, которые нам приходится делать согласно тем обстоятельствам и вызовам, что преподносит нам жизнь. Это ещё одно прекрас­ное подтверждение присутствия правды в нашей жизни. Лю­бое доброе дело, творимое в контексте Божьего замысла, всегда будет освящать и наполнять нас, возвращаясь в наше сердце миром и спокойствием от Духа Святого. «И делом правды будет мир, и плодом правосудия — спокойствие и безопасность вовеки» (Ис. 32:17). На этом о субботстве пока все, однако в дальней­шем нам ещё не раз придется столкнуться и поразмышлять о мире и покое, чтобы глубже постичь это уникальное и важное состояние сердца праведника.

В качестве перехода к следующей главе приведу ещё одно уникальное изречение Библии, которое наилучшим образом показывает связь между двумя свойствами правды: миром и новым качеством, которое мы станем разбирать — твердостью. «И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир бу­дет у сыновей твоих. Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не прибли­зится к тебе» (Ис. 54:13,14). Получается, утвердиться правдою немыслимо, если прежде в сердце человека не будет царство­вать покой, который свидетельствует о том, что человек вну­тренне свободен от любого угнетения и страха. Страх же и угне­тение являются врагами не только любви, ибо написано, что «боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4:18), но даже твердости, лишая ее основного свойства, которое дает человеку способность неуклонно следовать правде и правильно противостоять любому покушению на нее врага.

Субботство

Можно с уверенностью сказать, что Иов до своих испыта­ний, которые повергли его в такое тяжелое состояние, был че­ловеком уверенным, спокойным и мирным. Об этом говорили и «друзья», свидетельствуя о его добрых делах. В продолжении нашего разговора о святой чете это будет ещё одним обязатель­ным качеством человека, идущего путем правды, которое не­разрывно связано с правосудием и правдой. «И делом правды будет мир, и плодом правосудия — спокойствие и безопасность вовеки» (Ис. 32:17). Безусловно, в этих строках речь не идёт о какой-то гарантии внешнего мира и безопасности человека, ис­полняющего правду. Нет, речь здесь о внутреннем спокойствии и чувстве безопасности, которое дает Господь, несмотря на то, что может твориться за бортом нашего внутреннего мира, «ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф. 12:8). В перево­де с иврита суббота (шаббат) означает день отдыха или празд­ничный день, другими словами, суббота, или покой, — это день священного успокоения от всякой суеты. Господь, сотворив не­когда все за 6 дней и войдя в вечный покой седьмого дня, при­зывает и нас также войти в оный покой духом, успокоившись и отделившись от суеты этого мира. «Посему для народа Божия ещё остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр. 4:9,10). Только таким образом Иисус может стать полновластным господином не только одного дня в неделю, но и всей нашей жизни.

При этом, условия субботы никоем образом не противоречат обычным делам, которые постоянно сопровождают нашу жизнь и на самом деле, никуда деться не могу. Зато они, при изменении нашего внутреннего состояния, могут приобрести иной статус и назначение, как учил тому Сам Иисус: «Тогда ска­зал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали» (Лк. 6:9). По­судите сами: речь не идёт о каком-то бездействии, Иисус про­должает говорить о деле, но теперь уже акцент стоит не на нем самом, а на его мотивации. Отсюда, в свете такой новой поста­новки вопроса нашим Спасителем мы должны уразуметь одну очень важную и освобождающую от ложных догм закона вещь: вера всегда должна действовать, тем более в субботу, ибо те­перь уже не имеют силы нормы ограничения (закон), но имеет силу Дух, всегда поощряющий любовь. «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действую­щая любовью» (Гал. 5:6). Следовательно, все то, что в прошлой жизни без Бога было нашим делом и имело какой-то смысл, в новой жизни перестает быть таковым. Не случайность или ко­рысть, не горький опыт или зависть, а путь правды, который является частью глобального Божьего замысла, теперь руково­дит нами, становясь нашим основным делом во славу Иисуса.

Есть ли он в нашей жизни, легко будет проверить с помо­щью одного простого, но действенного принципа: «и все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3:23). Соблюдая этот принцип даже в делах житейских, мы никогда не оставим Его субботы, потому что дела наши будут добрыми, мотивированными любовью, а значит, славя­щими Его Святое имя. Тем не менее это не упрощает жизнь, как может показаться, поскольку это довольно глубокий и от­ветственный процесс. Он требует серьезных вложений личного времени и сил, а также усилий самоконтроля, ибо призывает нас не к внешнему соблюдению субботы раз в неделю, а к по­стоянному покою духа, отрешенному от суетных дел и интере­сов этого мира. Понаблюдайте за собой: стоит только даже в мыслях допустить суету, корысть или незначительное мирское увлечение, как мы незамедлительно теряем состояние покоя, а это автоматически выводит нас из духовной субботы, госпо­дином которой является Иисус. Кто в таком случае становится господином нашего сердца? Это большой вопрос.

Сколько раз Израильский народ подобным образом терял Божий покой, священники Бога Всевышнего обманывались, пророки становились лжепророками, а фарисеи, которых впо­следствии не раз обличал Иисус, забыв об истинных мотивах священника, переходили на службу идолам суетного покло­нения. Лишь формально соблюдая седьмой день, сердцами такие люди были далеки от Бога, и их не спасло даже то, что это требование распространялось всего лишь на один день. «Не носите больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу тер­петь: беззаконие — и празднование! Новомесячия ваши и праздни­ки ваши ненавидит душа Моя; они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сиро­ту; вступайтесь за вдову» (Ис. 1:13–17). Хочу признаться, что я весьма обрадовался, когда, читая в Книге Исход о субботе, вновь столкнулся с понятием правды. Обратите внимание, что Сам Господь расставляет приоритеты в нашей жизни, воору­жая нас верным знанием того, когда для Него наши субботы отвратительны. И приоритеты эти очень просты: если мы, сле­дуя Божьим постановлениям, не делаем при этом добра. Но как только мотивация нашего сердца меняется, и мы начинаем ис­кать правду, что выражается в действенной заботе о ближнем, мы автоматически перестаем делать зло. Только в таком случае смысл исполнения каких-либо законов, суббот и праздников не пропадает.

Однако теперь возникает вопрос, как нам быть с четвертой заповедью, которая гласит: «Помни день субботний, чтобы свя­тить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный ника­кого дела… Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю… а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8–12). Давайте вновь порассуждаем, о каком таком деле в 10-м стихе снова говорит Господь? Неуже­ли о добром? Конечно, речь здесь идёт о тех заботах, которые затмевают своей суетой Самого Бога, или о наших собственных делах, включая собственные желания, планы, интересы и т. д. Но Господь, начав когда-то с одного дня четвертой заповеди, раздвинул рамки этой заповеди до пределов всей жизни человека, ори­ентируя нас на высший покой души и духа, а не только на по­кой плоти. «Итак не заботьтесь и не говорите: „что нам есть?“ или: „что пить?“ или: „во что одеться?“ Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:31–34). Если вы заметили, Иисус здесь не говорит лишь только о субботнем дне недели, здесь имеется в виду вся наша жизнь. Но ни есть ли это требования той самой четвертой заповеди?

Итак, мы видим, что теперь четвертая заповедь переходит из непонятного для нас строгого обряда во вполне осмыслен­ное и желанное действие, когда мы становимся почитателями не одного дня недели, но почитателями Самого Господина, Который создал все эти дни и призвал нас в Свой вечный суб­ботний покой, в котором Сам и пребывает: «…субботы Мои со­блюдайте; ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13). Именно в этом и лежит весь смысл субботы, определенной Богом как знамение между Ним и Его народом, причём зна­мение не между Его народом и миром и не между Ним и ми­ром, а только между Ним Самим и Его народом, потому что состояние покоя, или, другими словами, мира, де-факто всегда будет являться результатом дружбы человека с Богом. Покой дается всем, кто любит Бога и дружит с Ним, во свидетельство правильного пути, которым следует отдельно взятый человек или какая-либо церковь. «Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезно­му, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя — как волны морские» (Ис. 48:17,18). Вели­чием полноводной реки потек бы мир в сердце и бесконечным множеством морских волн омывала бы правда жизнь человека, любящего и исполняющего заповеди Господни. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня…» (Ин. 14:21). Как нет другого пути у человека, чтобы показать, как он любит Христа, кроме исполнения Божьих заповедей, так и не может быть у человека другого способа удостовериться в том, что его путь угоден в глазах Господа, кроме как наличие состояния по­коя в его сердце.

Ничто другое не сможет доказать нам или, словами Библии, быть для нас знамением, как только внутренний покой, кото­рый в нас может произвести только Святой Дух. Необходимо отметить, что данный покой разительно отличается от обыч­ного физиологического покоя, в который может погрузиться человек без какой-либо посторонней помощи. Отличительная особенность покоя, который дарует нам Дух Святой, — это освящение, суть которого есть отделение от духа и идолов мира сего. «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздер­живались от блуда» (1 Фес. 4:3). «И потому выйдите из среды их (неверных — от авт.) и отделитесь, говорит Господь, и не прика­сайтесь к нечистому, и Я прииму вас; и буду вам Отцем, и вы бу­дете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6:17,18). Это есть верный показатель освящения: когда мир и покой присутствуют в нашем сердце, они реально отде­ляют нас от желания блудить с идолами этого мира, от его инте­ресов и мирской суеты. Если это есть, то такое состояние смело можно назвать субботой. Соответственно, в таком состоянии человек может полноценно быть посвящен любым Божьим де­лам, которые должно творить ему на собственном пути правды не только в субботний день, но и во все обычные дни.

Также, Слово Божье обращает наше внимание и на обрат­ную связь правды и мира. Найдя когда-то мир с Богом, мы не можем сохранить его и остаться в покое, будучи непослушными Ему. Послушание не замыкается только на одном отсутствии безгрешных дел. Оно, помимо основного дела нашей жизни, всегда подразумевает наличие и самых обычных добрых дел, которые нам приходится делать согласно тем обстоятельствам и вызовам, что преподносит нам жизнь. Это ещё одно прекрас­ное подтверждение присутствия правды в нашей жизни. Лю­бое доброе дело, творимое в контексте Божьего замысла, всегда будет освящать и наполнять нас, возвращаясь в наше сердце миром и спокойствием от Духа Святого. «И делом правды будет мир, и плодом правосудия — спокойствие и безопасность вовеки» (Ис. 32:17). На этом о субботстве пока все, однако в дальней­шем нам ещё не раз придется столкнуться и поразмышлять о мире и покое, чтобы глубже постичь это уникальное и важное состояние сердца праведника.

В качестве перехода к следующей главе приведу ещё одно уникальное изречение Библии, которое наилучшим образом показывает связь между двумя свойствами правды: миром и новым качеством, которое мы станем разбирать — твердостью. «И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир бу­дет у сыновей твоих. Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не прибли­зится к тебе» (Ис. 54:13,14). Получается, утвердиться правдою немыслимо, если прежде в сердце человека не будет царство­вать покой, который свидетельствует о том, что человек вну­тренне свободен от любого угнетения и страха. Страх же и угне­тение являются врагами не только любви, ибо написано, что «боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4:18), но даже твердости, лишая ее основного свойства, которое дает человеку способность неуклонно следовать правде и правильно противостоять любому покушению на нее врага.