Идёт ли правда пред тобой?
«Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать. Ибо руки ваши осквернены кровью, и персты ваши — беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду. Никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство. Высиживают змеиные яйца и ткут паутину: кто поест яиц их, — умрет, а если раздавит, — выползет ехидна. Паутины их для одежды негодны, и они не покроются своим произведением; дела их — дела неправедные, и насилие в руках их. Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их — мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их. Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира. Потому-то и далек от нас суд, и правосудие не достигает до нас; ждем света, и вот тьма, — озарения, и ходим во мраке... Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою, и грехи наши свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем. Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова. И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти. И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда. И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его. И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения — на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащем. По мере возмездия, по этой мере Он воздаст противникам Своим — яростью, врагам Своим — местью, островам воздаст должное. И убоятся имени Господа на западе и славы Его — на восходе солнца. Если враг придет как река, дуновение Господа прогонит его. И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь» (Ис. 59:1–9,12–20).
Всё послание Исаии, особенно выделенное жирным курсивом, снова отсылает нас к проблеме отсутствия в жизни верующих людей святой четы. Пути людей искривлены, царят беззаконие, ложь, клевета, измена и насилие, нет заступника, и никто не отстаивает правду, вследствие чего она удалилась. Из-за отсутствия правды в сердцах нет мира, а в отношениях между людьми — правосудия. Всё это мерзость в глазах Бога, которая производит разделение между Ним и человеком. Но религиозным людям практически невозможно доказать, что их отношения с Богом испорчены, поэтому Исаия аргументирует это с помощью очевидных для совести каждого человека вещей, используя очень простой, но безошибочный принцип: «Кто говорит: "я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20).
По сути это последняя надежда Исаии указать людям на их отступничество от Бога, обратив внимание на творящиеся между ними разделения и притеснения. Для наглядности он даже заключает эти обличения и обвинения в весьма яркие образы, с той целью, чтобы хоть как-то, беззаконникам было понятно, что творимое в их глазах «добро» на деле либо рождает ехидну, либо является негодным, как одежда из паутины.
И если мы наблюдаем подобные отношения в церкви или сами являемся их причиной, если верующие люди, и, прежде всего, лидеры и пасторы продолжают, как и во времена Исаии, изводить людей и господствовать над волей человека, преследуя тем свои интересы, если мы видим, что человек, идущий путём правды, то есть удаляющийся от зла, подвергается оскорблению или остракизму, но ничего не предпринимаем, это означает, что данная церковь попала в старую ловушку сатаны. А путь от Ситтима до Галгала, как известно, может пролететь незаметно. Поэтому, чтобы остановить это духовное разложение и вернуться на путь правды, необходимо срочно предпринять жесткие меры, разорвав оковы неправды. И Священное Писание, слава Богу, через того же пророка Исаию не оставляет нас и даёт нам конкретное направление.
Говоря о вражде и распрях в главе «От Ситтима до Галгала», мы упоминали слова пророка Исаии, устами которого Господь уличал людей с порочным сердцем в неверности их мотивов. Эти люди, по словам Исаии, распаляемые своими вожделениями и желаниями, дошли до абсурда, используя в своих целях даже пост, который, наоборот, был призван препятствовать возникновению подобных желаний. Двигаясь по накатанной схеме, они извратили суть и перевернули смысл поста с ног на голову. Предназначенный для их собственного совершенствования и усмирения способ они употребляли как оружие, чтобы с его помощью попытаться «усовершенствовать» других.
В ответ на такой извращенный пост Господь призывает нас к настоящему посту, который Он может принять, и который только и может возыметь необходимое действие для исправления совершенных ошибок и прежде всего в собственной жизни. «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, — одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис. 58:6–8).
Думаю, все согласятся, что речь здесь идёт не о посте в привычном его понимании, а, скорее, о расстановке приоритетов праведности. И первое, на что обращает внимание Господь, — это на оковы неправды, которые сковывают жизнь людей. Если Слово Божье говорит о неправде в контексте жизни человека, то оно имеет в виду только одно: наше неправильное направление и, как следствие, грех и неправильное отношение к другим. В силу такой скованности человек не может смотреть на Бога, а, следовательно, и исполнять Его волю, но зато он вынужден смотреть на людей и, в зависимости от их поведения, то впрягаться с ними в какое-нибудь не в своё дело, то искать в них причины собственных проблем. Поэтому Господь и призывает: отпусти угнетенных из тюрьмы своего сердца, освободи их от обвиняющего суда и дай им милость, а также «расторгни всякое ярмо», в которое ты впрягся с теми, с кем тебе не должно быть по пути.
Ведь каким бы хорошим дело ни казалось, если оно противоречит Слову Божьему, не отвечает личным откровениям и не преследует Божьего замысла для нашей жизни, лишая человека и мира и радости, оно всегда будет делом неправды, независимо от того, какой эмоциональный эффект оно несет и где оно совершается — в мире или в Церкви. Такое неустройство, к которому привело испорченное недовольством сердце, впоследствии обязательно отразится на отношениях с другими людьми. Как правило, после этого человек обижается, начинает злиться, лицемерит, уходит в себя и, наконец, вообще прекращает вести благочестивый образ жизни, забывая о милости, странноприимстве и помощи другим, о чём также упоминал пророк Исаия.
Но чтобы разрешить оковы неправды и разорвать этот порочный круг, когда один грех провоцирует другой, более тяжелый, необходимо решиться на серьезный и вполне конкретный шаг покаяния, чтобы в жизнь пришло новое пробуждение. В чём каяться, и какие для этого необходимо внести в свою жизнь изменения, чтобы разрушить оковы неправды, может подсказать только Дух Святой. Однако в Библии есть хороший совет, с чего необходимо начать, чтобы Дух Святой вместе с вами начал работать в вашем сердце над этой проблемой: «Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их» (Прит. 20:5). Если вы видите, что в жизни что-то не так, и чувствуете, как вас сковали невидимые оковы, если вы устали от гнёта неправды, и вам надоело постоянно себя оправдывать, в конце концов, если вы желаете наполнить свою жизнь простой и чистой радостью, то этот совет как нельзя кстати. Он помогает начать с главного: раскрутить клубок неправды до того момента, пока не найдётся первопричина того самого недовольства, которое некогда запало в ваше сердце и испортило всю воду в вашем колодце.
Разумный человек отличается тем, что он не станет ждать кого-то, кто бы пришел и раскрутил этот клубок за него. В притче ясно говорится о том, что не кто-то должен тыкать вас носом в ваши собственные ошибки и согрешения, мастерски распутывая сложные хитросплетения обид, зависти или гордости вашего сердца, но вы сами должны вычерпать эти глубокие и мутные воды прошлого, чтобы вычистить свой собственный колодец, в котором должна плескаться лишь живая чистая вода. Сделав это и отпустив тем самым измученных на свободу, вы поймете, что необходимо предпринять дальше, для того чтобы в жизни окончательно восторжествовала правда. Это и будет падением оков неправды, что успели сковать человека.
Таким образом, находясь в единственно верном и значимом для Бога посте и пребывая в постоянном исполнении этих условий, человек обязательно сможет пройти предначертанный ему путь правды. Потому и откроется перед всеми свет Его, который направит ноги многих, и исцеление и правда его пойдут перед ним подобно тому, как прямой путь всегда идёт перед глазами путника, направляя его к цели его странствования.
Хотелось бы отдельно поговорить о славе Господней, которая будет сопровождать человека, разрешившего оковы неправды: «…и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис. 58:8). Скажу лишь самое главное из того, что открыл Господь. А предварю я данный ответ вопросом: неужели так необходимо, чтобы нас на протяжении нашего пути сопровождала слава Господня? И почему именно слава? Не возгордится ли от этого наше сердце? Ответ – безусловно нет. Но только в том случае, если мы правильно будем понимать, что такое Божья слава. Для этого большинству из нас придётся изменить своё отношение к ней и вместо ожидания неких абстрактно-мистических чувств (в которых совсем не обязательно должен проявляться Господь) прийти к чистому и свободному осознанию в Духе Святом. Реальному восприятию Бога в той мере, в которой требуется человеку или обществу в конкретной ситуации.
Божья слава — это не всегда елейное чувство необычного блаженства, это, скорее, приход Божьей реальности, в которой, прежде всего, всё становится на свои места: грех обличается, а правда торжествует. Именно в присутствии Его славы, как будто под действием невидимого проявителя, человек становится способен видеть подлинную суть происходящих событий, когда вещи предстают в своём истинном свете, то есть как они есть. А уже впоследствии человека может наполнить как необычное чувство радости и счастья, так и полная слёз раскаяния скорбь или печаль о Боге. Слава Господня всегда сопровождает людей, идущих путём правды, позволяя нам под действием освящающей силы Духа Святого пребывать в бодрствующем и трезвом состоянии разума, что в Божьей реальности удерживает нас от неверных решений на нашем пути. «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18). Без Божьей славы праведник не сможет думать, как Христос, не сможет видеть, как Христос, но, как слепой кутёнок, будет постоянно попадаться на разного рода дьявольские козни и ухищрения.
Итак, всё, что нам требуется, чтобы вернуться на путь правды, — это разрешить оковы неправды. Но почему земная реальность выглядит гораздо сложнее, чем хотелось бы? Почему не так просто сбросить оковы? Отчего неправда имеет в себе такую силу? Ответ мы находим в следующих словах пророка Иеремии: «О пророках. Сердце мое во мне раздирается... потому что земля наполнена прелюбодеями, потому что плачет земля от проклятия; засохли пастбища пустыни, и стремление их — зло, и сила их — неправда; ибо и пророк и священник — лицемеры; даже в доме Моем Я нашел нечестие их, говорит Господь» (Иер. 23:9–11).
По словам Иеремии, земля будет наполнена прелюбодеями и неправда в среде Божьего народа будет иметь силу только в том случае, если и священники, и пророки будут пребывать в лицемерии. Другими словами, пророк утверждает, что основание силы неправды — в лицемерии тех, кто призван быть лидером Божьего народа, священником и пророком, несущим слово от Бога. Это весьма серьезное заявление, особенно если учесть, что поднимаемая Иеремией проблема так и не канула в лету, но стала еще более актуальной в наше время. Секрет успеха неправды, оказывается, довольно прост и хорошо раскрывается в одном метком выражении: «рыба гниет с головы». А почему так происходит, и что за этим следует, мы разберем уже в следующей главе.