1. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу





  2. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. (Евр.12:3)




  3. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. (Рим.14:9)




  4. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. (Матф.28:5,6)




  5. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. (1Пет.2:24)




  6. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу





  7. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом (1Пет.3:18)




  8. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! (Иоан.19:2,3)




  9. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. (1Кор.15:20)




  10. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2Кор.5:21)




  11. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1Иоан.4:10)




  12. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис.53:5)
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите. © Оскар Уайльд
ГлавнаяО ПРАВДЕИбо вам надлежало быть…

Ибо вам надлежало быть…

Итак, лжепророки появляются потому, что есть настоящие пророки; горе-пастыри появляются потому, что есть истинные пастыри; козлы в стаде появляются потому, что есть бараны. Описывая извечную тяжбу барана и козла, народная поговорка гласит: «бился ба­ран с козлом, помутилась вода с песком». В основе отношений между бараном и козлом, упомянутых пророком Иезекиилем, лежит борьба за влияние, или все та же конкуренция. Только на главную роль претендует не баран, который по данной от Бога природе обязан блюсти порядок, а козел, пытающийся перехватить инициати­ву в среде подопечных барану овечек. Несмотря на коварные желания козла, это, прежде всего, проблема барана, потому что именно он позволил появиться в своём стаде козлу. Пропустил ли он момент появления козла, либо сам из-за своего безволия и безынициативности сдал свои позиции, неважно. Важно то, что всё это выглядит весьма удручающе, и Господь неминуемо спросит как с барана, так и с козла.

Здесь следует понимать, что речь не идёт о появлении нового «горящего огнём» лиде­ра взамен старого «барана», сбившегося с пути правды. Нет, здесь говорится о появлении корыстного, претендующего на лидерские позиции, преследующего свои интересы самозванца, нагло или хитро входящего в дом и по­давляющего Духа Святого, попирая тем самым учение Христа. «Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуж­дению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуд.1:4). Таким образом мы видим, что эти «козлы» перехватывают инициативу не волюнтаристски, вламываясь и насильно захватывая власть, но вкрадчиво, порой даже тихо и незаметно, а иногда вполне харизматично и предприимчиво, переключая внимание «овечек» только на себя любимого.

Обращаясь к овцам, Господь в 34-й главе Книги Иезеки­иля продолжает: «Разве мало вам того, что пасетесь на хоро­шей пажити, а между тем остальное на пажити вашей топче­те ногами вашими, пьете чистую воду, а оставшуюся мутите ногами вашими, так что овцы Мои должны питаться тем, что потоптано ногами вашими, и пить то, что возмущено ногами вашими? Посему так говорит им Господь Бог: вот, Я Сам буду судить между овцою тучною и овцою тощею. Так как вы толка­ете боком и плечом, и рогами своими бодаете всех слабых, доколе не вытолкаете их вон, то Я спасу овец Моих, и они не будут уже расхищаемы, и рассужу между овцою и овцою» (Иез. 34:18–22). Для того чтобы понять, почему у овец появилось такое, мягко говоря, странное поведение, давайте разберемся, прежде все­го, с вопросом, о каких именно овцах говорит Господь, когда обличает Свою паству?

Безусловно, речь не идет о всём стаде разом. В 20-м стихе Бог конкретно указывает, кого Он будет су­дить за столь наглое и распущенное поведение, называя таких овец тучными, или разжиревшими, как это было сказано выше в 16-м стихе той же главы. Но еще выше, в 3-м стихе все той же 34-й главы, мы видим, что овцы, названные откормленными, представлены уже в положительном свете. Что это за подмена понятий? Неужели Слово Божье ошиблось, представив нам од­них и тех же овец по-разному? Безусловно, нет. Если быть вни­мательным, то можно заметить, что Господь, достаточно метко характеризуя этих овец, даёт им своеобразные названия. Читая о тучной и разжиревшей овце, мы, в первую очередь, представ­ляем её себе толстой, наглой и ленивой, но когда мы читаем об откормленной овце, то перед нами предстаёт совершенно иной образ: овца, набравшаяся сил, чтобы идти дальше (о чём мы уже подробно говорили выше).

Тем не менее подозрения в родственной близости этих овец возникают неслучайно. Действительно, дистанция между от­кормленной и разжиревшей овцой невелика. Дело в том, что очень быстро и незаметно откормленная овца может перейти из своего нормального, готового к служению состояния в состояние ожирения и шкурных интересов. Следовательно, если не остановиться вовремя в питании, тем более в том, которое может развратить, то хорошее состояние сытости мгновен­но может обратиться в неприятное состояние пресыщения. Так произошло с Церковью в Коринфе, которую апостол Па­вел был вынужден в своём послании обличать следующими словами: «Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!» (1 Кор. 4:8). Из-за своего пресыщения Церковь превратилась в сборище людей, которые мудрствуют без меры и понимают власть как господство над себе подобными, из-за чего и стали превозноситься друг над другом (1 Кор. 4:6). Желание оставаться безответственными младен­цами превратило их богатство, которым они должны были на­чать делиться с другими, в ничего не значащее пустословие и распри.

При каких обстоятельствах происходит такая ужасающая метаморфоза? Стоило мне задастся этим вопросом, как Господь тут же указал мне в ответ на то место Писания, где апостол Павел поднимает очень серьезную для Церкви проблему. Проблема оказалась напрямую связанна с нашим вопросом. «О сем надлежало бы нам говорить много; но труд­но истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несве­дущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приуче­ны к различению добра и зла» (Евр. 5:11–14).

Я специально стал цитировать этот текст из послания Павла именно с 11-го стиха, где он, раскрывая непростую тему, связанную с Мелхиседеком, вдруг останавливается и неожиданно для себя самого осознаёт, что его слушатели, оказывается, стали неспособны слушать такие серьёзные вещи. Павел вдруг понимает, что уровень про­блем, в тисках которых оказалась Церковь, и о которых он внезапно вспоминает, всё равно не даст им возможности по­стичь нечто высокое, о чём стал было рассуждать апостол. И пока они не разрешат главного, что мешает им двигаться дальше, и не повзрослеют для следующего шага, бесполезно говорить о высоких материях и духовных глубинах, что окружают нас.

Проблему, из-за которой овцы не только сделались неспо­собными слушать, но и потеряли слово правды, Павел именует духовным младенчеством — это когда человек по времени дав­но уже должен стать взрослым тружеником, однако всё также и по-прежнему хочет оставаться младенцем-потребителем. Но кем бы ни был человек, взрослым или младенцем — он никогда не переста­нет нуждаться в реализации собственных сил. Это естественный процесс для любого живого существа. Оттого потеряв­шие слово Божье и сбившиеся с пути правды овцы и начинают топтать, возмущать, толкать и бодать своих ближних, пытаясь таким младенческим способом найти применение своей накопившейся энергии, которая требует определённого выхода.

Совершенству предела нет, поэтому что младенец, что зрелый в Господе человек активно прикладывают свои усилия для ду­ховного роста. И если младенцу в качестве основного пи­тания для такого роста прежде всего необходимо духовное молоко, то взрослому человеку, по словам Павла, нужна твёрдая пища (о ней мы совсем скоро поговорим). Апостол, обращаясь в своём посла­нии к Церкви, говорит: «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями». Первая и, по сути, единственно оправданная цель применения сил, полученных на злачных пажитях это учительство, но не простое, в словах и рассуждениях, а препо­данное, прежде всего, через дела и примерами собственной жизни. Учитель в библейском понимании это человек совершенный. Он учит и помогает другим, потому что смог осознать своё предназначение благодаря полученным в личных отношениях со Христом наставлениям в правде. Путь же, который он прошёл доказывает это. Без реализации, определяющейся исполнением правды, совершенный человек не может представить сво­ей жизни. И это для него как пища забери у такого человека правду, лиши его возможности её реализовать, и он как личность погибнет.

Если же человек всё ещё наставляем и питаем другими, а в его жизни нет собственного опыта различения добра и зла, то он находится ещё в состоянии духовного младенчества. Таким человеком зачастую руководят чувства и эмоции, которые в случае с совершенным человеком уже приучены действовать не ради удовлетворения собственного эго, а ради различения добра и зла глазами Бога, что крайне необходимо для испол­нения правды. Мы должны уметь различать: навредит ли нам в отношениях со Христом то, что предлагает нам жизнь, или нет, а также уметь чувствовать, будет ли то, что мы делаем, яв­ляться добром для окружающих, или это будет злом. Ведь может случиться и так, что «милость», которую мы проявляем к кому-то, может лишь только поощрить его грех, а «твердость», которой мы стараемся придерживаться, может разрушить в человеке последнюю надежду на любовь.

Кто нам подскажет, как правильно по­ступать? Возможно, кто-то сразу же ответит, что Дух Святой подскажет. Безусловно, поскольку ничего не можем без Господа, но давайте по­смотрим на мотивы. Не надеемся ли мы таким путём заменить работу, в результате которой в нас должен появиться тот самый духовный опыт, на некую чаемую нами, добрую и сказочную силу, которая беспроблемно вела бы нас, как добрая фея? Но это уже скорее попахивает каким-то христианским ми­стическим фэнтези. Никто иной, как только Дух Святой определяет, когда и как Ему говорить, и не наше право, особенно при отсутствии желания трудиться над собой, уповать на «волшебные» подсказки с Неба. Такое «общение» с Господом, если бы оно было возмож­но, привело бы нас лишь только к духовной деградации, к извращенному панибратскому отношению к Богу и духовному паразитированию, в результате чего мы бы попали под оболь­щение гордости и пали бы, как сатана.

Если мы постигаем жизнь с её радостями и испытаниями как то, что имеет причину и следствие в контексте Божьего за­мысла, мы приобретаем колоссальный опыт веры, надежды и любви. Этот опыт, который можно назвать навыком жизни, начинает приходить к нам на помощь как некое новое чувство, способное различить добро и зло. Оно же, а точнее его прояв­ление служит для нас и для окружающих нас людей индикато­ром духовной зрелости, именно поэтому апостол Павел и сумел заме­тить данную проблему у еврейской церкви. Однако чувства не просто приучаются, словно их выдрессировали, в этом нет никакого смысла должна измениться сама их мотивация. Слово Божье говорит: «Итак, если есть какое утешение во Хри­сте, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один друго­го высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:1–5).

Качества, которые перечислил апостол не возможны в человеке, который живёт по стихиям мира, но только в том, кто стремиться к совершенству чувств, воспитанных правдой. А значит, прежде чем что-то сделать, необходимо это возжелать или прочувствовать сердцем, как это было в жизни Христа, то есть прежде всего не быть лицемером перед собой и Небесным Отцом. Например: не имея сил справиться с обидой, от всего сердца желать про­щения или же, не испытывая любви, искренне стремиться к ней, и тогда наши чувства постепенно навыком будут приучены восприни­мать всё через Христово сердце. Перефразируя одну известную поговорку, можно сказать так: Христос навык и нам велел. И что, собственно, говорить о нас, если Сам Спаситель, в Своей жизни претерпев, был на­учен послушанию: «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» (Евр. 5:8) (слово «навык» здесь выступает в роли глагола).

Отсюда следует простой вывод: то, что некогда наставляло тебя и служило поддержкой, давая силы к новой жизни, теперь для тебя становится пищей, но не простой, как это было в мла­денчестве, когда ничего не нужно было жевать и стараться, а твердой, для которой необходимо приложить теперь усилия, чтобы на­сытиться. Именно из такого труда состоит подавляющая часть пути правды, и именно это имел в виду Иисус, когда говорил о конечном пункте такого пути старания: «От дней же Иоанна Крести­теля доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).

Хотелось бы добавить, что как невозможно представить жизнь младенца без молока, для которого оно является основной пищей, так и невозможно представить жизнь взрослого в Боге человека без служения, поскольку теперь оно питает и укрепляет человека, вставшего на путь правды. В качестве примера в Евангелии перед нами всегда есть описание служения Иисуса Хри­ста. И если на минутку представить невероятное, а именно то, что у Христа вдруг отняли возможность служения и Его труд, то боюсь Иисус бы умер, как Христос, потому что не смог бы реализовать Себя и стать для нас Спасителем. Служение для Христа было тем же, что и пища, Он жил этим и не мыслил Себя без это­го.

Еще один показательный пример мы видим в Евангелии от Иоанна, когда в результате разговора Спасителя с одной самаритянкой ко Христу пришёл практически весь город, а возвратившиеся ученики, кото­рые незадолго до этого отправились за едой, никак не могли взять в толк, что такое могло произойти, от чего Иисус оказал­ся сытым и довольным. «Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. По­сему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4:31–34). Это и есть твёрдая пища – тот самый путь правды, о котором Иисус говорил ещё Иоанну Крестите­лю, выходя на Своё служение, – творить волю Пославшего и совершать дело Его. А следовательно, для нас, чтобы перейти из мла­денческого состояния в настоящую взрослую жизнь человека, в сердце которого живёт Христос, требуется выйти в это творящее Божью волю и питающее нас служение.

Теперь, чтобы продвинуться дальше давайте окончательно разберёмся, что в таком случае из себя представляет молоко? Мо­локо это первые начала Слова Божьего, или начатки учения Христова, как говорит Павел в конце 5-й и начале 6-й главы послания к Евреям, продолжая обличать Церковь в младенче­стве: «Посему, оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложе­нии рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. И это сделаем, если Бог позволит» (Евр. 6:1–3). Безусловно, восприятие любой истины со временем может притупляться и для каждого из нас нуждается в обновлении, однако Павел пытается сказать не об этом. Говоря «поспешим к совершенству», он, прежде всего, призывает нас начать при­менять в жизни те истины, которые мы уже постигли, изучая Слово Божье. То есть от обучения перейти к практике служения.

Но в таком случае становится крайне непонятно, почему, учась столь немалое время, человек так и не начинает использо­вать на практике то, что он постиг за прошедшее время роста? По­чему в его жизни так и не видны дела веры, зато по-прежнему правят дела мира? Почему до сих пор человек не задумался о посвящении, и не знает о той власти, которая дарована ему во Христе Иисусе? Почему эти люди, по словам Павла, живут так, как будто нет надежды на воскресение, и они ни разу не слы­шали о том, что за всё в жизни придётся отвечать перед Правед­ным Судьей (учение о воскресении мертвых и о суде вечном)? Познав истину и прощение Бога, приняв Духа Святого, а также «вкусивши благого глагола Божия и сил будущего века», то есть любви Бога и Его Церкви, эти люди продолжают оставаться та­кими же потребителями, как и были в начале своего пути, вме­сто того чтобы превратиться в даятелей, несущих людям свет.

В чём сокрыты причины этой проблемы? В одном из двух: первое – возможно, это лукавство и в стадо вкрались волки в овечьей шкуре, о которых пишет Павел во Втором послании к Тимо­фею, раскрывая истинное нутро таких людей: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут са­молюбивы, сребролюбивы, горды, надменны... предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся... всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания исти­ны» (2 Тим. 3:1–2, 4–5,7). Если это действительно так, то совет, который даёт нам апостол довольно короткий — «таковых удаляйся».

И второе – это может быть той самой болезнью хронического младенчества, о чём говорим мы и о чём рассуждает апостол Павел в послании к Евреям. Однако это тоже не лучший вариант. Если с такой болезнью не справиться вовремя, то, по словам Павла, придёт не что иное, как отступление. Как бы эта новость ни шокировала нас – это факт. И чтобы убедиться в этом, давайте прочитаем, о чём пишет апостол дальше: «Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделав­шихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покая­нием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6:4–6).

Если переложить всю эту мысль Павла на современный язык, то мы прочитаем следующее: «Судя по времени, вы должны быть уже учителями и помогать другим, но до сих пор, как младен­цы, сами нуждаетесь в заботе. Вам с вашим багажом того, что вы уже приобрели, необходимо оставить это младенчество, которое выглядит, по меньшей мере, очень странно. Рас­считывая на помощь и заботу других, вы до сих пор не можете самостоятельно различить ни добра, ни зла. В вас нет ни еди­ного желания познать волю Божью, дабы встать на путь правды и исполнить своё призвание. Вы похожи на незрелые яблоки осенью, которые выглядят, вроде, как яблоки, но от них нет никакого толку. Отвернувшись от Христа и попав под оболь­щение, вы не собираете для Бога, а расточаете. Можно ли вер­нуть назад тех, кто думает, что с ними все в порядке? Нет, их практически невозможно вернуть на путь раскаяния, ибо они вновь распинают Сына Божьего и при всех подвергают Его унижению». Каким образом, — спросите вы, — они подверга­ют унижению Сына Божьего? Да тем, что извращают своим по­ведением Евангелие и подвергают унижению своих меньших братьев и сестёр. Но Иисус говорит: «…истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сде­лали Мне» (Мф. 25:40).

Пророк Осия, предрекая неизбежную расплату за грехи, так говорит о духовной инфантильности своего народа: «Муки родильницы постигнут его; он — сын неразумный, иначе не сто­ял бы долго в положении рождающихся детей» (Ос. 13:13). По­стоянное положение в состоянии рождающегося младенца так же неестественно, как и положение откормленного, обу­ченного, но не желающего работать человека. Откормленные, но не вступившие на стези правды овцы не могут трудиться на Божьей ниве. А отсутствие должной работы в жизни ведёт к ожирению. Поэтому, несмотря на то, что эти овцы находят­ся в Божьем стаде, они становятся тучными, ленивыми, эго­истичными, и первое, что заплывает жиром, это их сердце. Но даже и в этом случае энергия таких овец всё равно куда-то должна реализоваться. И зачастую она начинает уходить не на созидание, где необходимо приложить труд и собствен­ную жертву, а на разрушение, когда преобладает желание уго­дить себе или заставить кого-то трудиться вместо себя, нежели взять инициативу и ответственность в свои руки.

Поэтому-то борьба за теплое место под солнцем, неприкосновенный по­кой и зону комфорта нередко доходит до состояния, которое описал пророк Иезекииль: «Посему так говорит им Господь Бог: вот, Я Сам буду судить между овцою тучною и овцою тощею. Так как вы толкаете боком и плечом, и рогами своими бодаете всех слабых, доколе не вытолкаете их вон» (Иез. 34:20,21). Как правило, жертвой за все неудачи у тучной овцы так же, как и у горе-пастырей, становится кто угодно, но только не они сами. Те, кто должен был подавать пример, показывая собой Христа, на самом деле претыкают своей жизнью других овечек, которые смотрят и, вполне возможно, страдают от них. Мутится живая вода, втаптывается в грязь хлеб насущный, который есть уче­ние Христово, так что другим достается уже поражённая исти­на и запятнанное христианство, что впоследствии может привести лишь к отвращению и отпугнуть их от Бога. «Разве мало вам того, что пасетесь на хорошей пажити, а между тем остальное на пажити вашей топчете ногами вашими, пьете чи­стую воду, а оставшуюся мутите ногами вашими, так что овцы Мои должны питаться тем, что потоптано ногами вашими, и пить то, что возмущено ногами вашими?» (Иез. 34:18,19).

Если вновь вспомнить проблему коринфян, о которых Па­вел в своём послании пишет, что они уже пресытились и обога­тились, то причину, которая привела их к отступлению и блуду не­которых из них, мы можем увидеть в грехе пресыщения: «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вме­сто жены имеет жену отца своего» (1 Кор. 5:1). Итак, оказы­вается, мы имеем дело с довольно опасной болезнью, которая приводит Божий народ к самому страшному, что может слу­читься в жизни верующих людей, отступлению и еще более изощренному греху, который оскверняет уже всю Церковь.

Сначала отступление не видно, но оно уже есть, потом оно начинает расти, толкаться и превозноситься и в итоге приводит человека к своей крайней степени открытого согрешения блуду. К тому же эта болезнь, если её запустить, крайне плохо лечится, ибо Слово Божье говорит нам, что «не­возможно отпавших, опять обновлять покаянием». Дело в том, что даже если подвести такого человека к покаянию, велика вероятность того, что это для него так и останется очередным учением начатков, которые он привык глотать, словно пилюли, для успокоения, а не истиной, которая обличает и которой необходимо начать жить. Но как же выбраться из этой тупиковой ситуации? Безусловно, всегда есть милость возлюбившего нас Бога, Который силен спасти в любых обстоятельствах. Однако, чтобы не попасться на эту хитрую дьявольскую приманку младенчества, нам прежде не­обходимо обратить своё внимание на предупреждение, кото­рое даёт Бог.

«И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем по­саженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю за­нимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк. 13:6–9). Дере­во на языке Библии означает человека. Поэтому когда Иисус рассказывал свою притчу о смоковнице Он, конечно, имел в виду нас людей. Под плодом же всегда подразумевался ре­зультат нашей праведной жизни, которую, если вспомнить то, о чём мы говорили выше, можно иметь, лишь следуя путем правды. Господь — хозяин виноградника, Он же Творец и Создатель законов и самой жизни. Следовательно, Он прекрасно пони­мает, что от одного года до трех лет вновь посаженное дерево не в состоянии будет дать спелого плода, так как ему нужно вырасти, набраться сил и крепости. Данное состояние аналогично мла­денческому периоду развития ребенка. Но, подчеркиваю, Бог устроил так, что плодовое дерево обязательно должно начать приносить плоды, и для некоторых деревьев это может прои­зойти даже раньше, чем три года, потому виноградарь и приходит три года подряд в надежде увидеть хоть какой-нибудь плод.

И вот когда на третий год хозяин виноградника, опять не находит на дереве плода, он весьма негодует, потому что уже вправе ожидать от дерева, растущего в его винограднике, плод. Виноградарь же, который был поставлен блюсти и ухаживать за садом, упрашивает хозяина оставить дерево ещё на один год, пока он особым образом не поухаживает за смоковницей, дабы она, наконец, принесла свои плоды. В роли виноградаря в этой притче выступает Сам Иисус Христос, Который был поставлен Небесным Отцом блюсти Его виноградник, то есть Церковь. Уход же, который обещает произвести виноградарь, сводится к окапыванию дерева и обкладыванию его навозом. Надежда ходатая в том, что в результате хорошего ухода смоковница даст свой плод. Но если этого вдруг не произойдёт, то виноградарь, который вступился за смоковницу, теперь уже сам соглашается с хозяином, что такое дерево необходимо срубить и выбросить, чтобы не тратить на него то, что можно отдать другим нуждаю­щимся деревьям.

Что же в нашем случае означает окопать и обложить навозом? Почему не сказано, что виноградарь просто берётся с осо­бой заботой ухаживать за деревом? С точки зрения агрономии окопать значит окружить дерево земляной преградой, для того чтобы питательные вещества из навоза, которым затем будет обложено дерево, не разлились по поверхности, а благодаря поливу более точно и целенаправленно дошли до корневой си­стемы этого дерева. Нередко бывает так, что если человек за­стревает в младенчестве или застаивается на каком-либо этапе своего развития, не говоря уже об отклонении назад, в его жизни вдруг начинают появляться преграды, неприятности и испы­тания, которые поначалу кажутся не радостью, а каким-то на­возом, который кто-то сверху подкидывает. Тем не менее, как лекарство, оказываясь зачастую горьким и неприятным и несёт в себе из­бавление от болезни, так и испытания, которые допускает в на­шей жизни Господь, помогают нам опомниться и выздороветь от духовной болезни.

Если человек всё ещё не потерян, то у него начина­ется переплавка и борьба с самим собой. У мудрого человека с нелицемерным сердцем подобный этап жизни неизбежно за­канчивается победой и благословением. Давид хорошо гово­рил о таких людях в своих псалмах: «Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением» (Пс. 83:7). Прибегая в конце концов к Богу и находя в Нём источники сил, такой человек пробуждается ото сна, и перед ним откры­ваются новые цели и путь правды, ведущий к этим целям. Так, используя испытания как возможность встать на путь правды, этот человек начинает плодоносить для Бога.

Интересный текст мы находим в Книге Левит, когда читаем Божьи указания для входящих в обетованную землю Израиль­тян: «Когда придете в землю, которую Господь Бог даст вам, и посадите какое-либо плодовое дерево, то плоды его почитайте за необрезанные; три года должно почитать их за необрезанные, не должно есть их; а в четвертый год все плоды его должны быть посвящены для празднеств Господних. В пятый же год вы можете есть плоды его и собирать себе все произведения его. Я Господь, Бог ваш» (Лев.19:23–25). Здесь практически идёт речь о том же сроке, что и в притче со смоковницей. Говоря о сроках прине­сения плода, Господь даёт человеку, как хозяину земли, право требовать то же самое и от обычных плодовых деревьев. В этом есть некая пророческая аналогия с притчей, которую рассказал Иисус Христос, но с одной лишь разницей: здесь появляется пятый год.

Первые три года дерево считается как необрезан­ное, то есть непосвященное. Все это время, оказавшись в но­вом для себя обществе, «дерево» как бы привыкает и окончатель­но расстаётся с прежним своим языческим состоянием. Срок освящения, когда плоды, наконец, становятся пригодными не только для Божьего народа, но и для Самого Господа, так­же равняется трём годам. Поэтому считается, что на четвертый год дерево начинает приносить первые плоды, а поскольку это первенцы, то по закону они должны быть принесены Богу. И только на пятый год владельцам даётся право есть от этих деревьев.

«Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас бо­лее и дать вам наследие со всеми освященными» (Деян. 20:31,32). Всё очень просто, единственное стремление Павла было в том, чтобы мы как можно быстрее вышли на самостоятельный путь развития с Богом, Который может дать несравненно больше, чем любой, даже самый мудрый человек. Только тот, кто по­знал Бога лично, может быть управляем и назидаем Самим Господом. Такой человек из младенца, который нуждается в человеческом руководстве, превращается во взрослого посвя­щенного Богу мужа, который теперь благодаря своей правед­ной жизни может наставлять других и быть лидером для вновь обращенных. Ограничив этот срок тремя годами, Павел обо­значает предел учительства для него, после чего человек может уверенно встать на собственный путь правды и примкнуть ко всем освящённым.

Итак, мы видим, что этот срок не жесткий, и всё же он есть и варьируется в пределах от одного года как это было в притче о смоковнице до пяти лет. Слово Божье не призы­вает нас к тому, чтобы мы начали требовать от человека таких вещей, какие мы делаем сами, но которые он не может сделать, даже не смотря на минувший срок. Причиной затянувшегося младенчества может ока­заться всё что угодно, начиная от такой серьезной проблемы, как демоническая зависимость, когда уже необходима работа по освобождению человека, до типичного заблуждения, ког­да требуется лишь донести свет истины, который и освободит человека.

Будет страшной ошибкой, если людей начать при­нуждать, загоняя их в какие-то рамки, и при этом упорно за­бывать о своём настоящем духовном состоянии. Также нельзя забывать, что духовное развитие у людей происходит по-разному и за­висит от стартовой позиции человека и траектории его подъ­ёма, которая обуславливается всевозможными жизненными обстоятельствами, в которых находится человек. Например, одно дело человек, родившийся и воспитанный в христиан­ской семье, другое дело — тот, кто пришёл из самых низов, не имеет ни единого класса образования, да ещё зависим от ал­коголя или наркотиков. Первый к моменту своего осознанного выбора уже знает Библию, никогда не воровал и без проблем может уступить, скажем, место в автобусе. Второй, выбрав Хри­ста, вынужден начинать борьбу с самых элементарных вещей и подниматься, освобождаясь по пути от немалого груза греха и его последствий. Поэтому если такой человек через год пере­стает пить, избавляется от мата и устраивается на работу, через два года уже может удержаться от зла и прошлых соблазнов, а через три сам способен разобрать Библию и молиться, то это явная победа и очевидный рост, который свидетельствует о том, что дерево приносит плоды. Как может выглядеть на его фоне второй человек, можете предположить уже сами.

Итак, подводя итог всему сказанному в этой главе, хотелось бы привлечь ваше внимание к первостепенному, а именно: к способности обращать взор своего искания на собственный внутренний мир, дабы, преодолев младенчество, в дальней­шем быть способными прийти на выручку другим, запутав­шимся в этой проблеме. Поэтому, если вы заметили в своей жизни то, о чём мы говорили выше, то впору тогда задать себе вопрос: а не болею ли я духовным младенчеством? И если да, то необходимо успеть исправить своё собственное духовное по­ложение чтобы с вами не случилось того, о чём пред­упреждает Священное Писание: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели познавши возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвраща­ется на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет. 2:21,22).

наверх