Три сна церкви
Однако Елеон — это не обязательно елейное состояние духа, на Елеоне человек может встретиться и с другой неожиданной ситуацией. Как ни странно, но именно Елеон оказывается тем единственным местом, где любая, в том числе и самая застарелая проблема, благодаря Иисусу Христу становится очевидной. Приходя на Елеон, люди зачастую встречаются именно с проблемами, которые всплывают, как грязь, после того как сосуд начинают наполнять чистой водой. Причина здесь в том, что Господь сначала желает избавить нас от прежних ошибок, с тем чтобы потом освобожденными направить нас на путь правды.
Ученики Христа, которых Спаситель взял с Собой в ночь Своего ареста на молитву в Гефсиманский сад, находившийся на склонах Елеонской горы, являются для нас ярким примером этого. Более того, в этих событиях я вижу пророческое указание на те проблемы, в которые погрузилась современная Церковь. Вот как этот момент описывает евангелист Марк: «Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь, и бодрствуйте. И, отошед немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отошед, молился, сказав то же слово. И возвратившись, опять нашел их спящими: ибо глаза у них отяжелели; и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час; вот, предается Сын Человеческий в руки грешников» (Мк. 14:32–41).
Иисус неоднократно говорит: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение», тем не менее ученики не смогли справиться со сном и уснули. Три раза приходил Христос и будил их, но глаза у них отяжелели, и они вновь засыпали. Заснув, они перестали бодрствовать, что неминуемо, как и предсказывал Спаситель, привело их к искушению, в результате которого они бежали, предавали, боялись и не понимали что происходит. Слово Божье говорит, что уже через несколько минут после того, как пришел Иуда с солдатами, «…все ученики, оставивши Его, бежали» (Мф. 26:56). Находясь в апогее своего искушения, они рассыпались по сторонам, забыв обо всём, что говорил им Иисус. Не было никого, кто бы был в состоянии защитить Христа, и уж тем более не было никакого единства, каждым руководили обычные человеческие чувства страха и непонимания. Все прошло лишь тогда, когда Дух Святой, сойдя на них, крестил их огнём, и они пошли, каждый зная, что делает.
Бодрствует ли сейчас Церковь? Если бы бодрствовала, то, наверно, Слово Божье не предупреждало бы нас о коварстве и трудностях последних дней, ставя под сомнение даже наличие веры: «...Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8). А если это так, и мы спим, то, по словам Христа, нам никак не избежать искушения, как это случилось с Его учениками на Елеонской горе. Но как человеку можно определить, находится ли он в искушении или нет? И как определить, в искушении ли наша собственная церковь или нет? Для ответа мы снова обратимся к эпизоду, который описывает то, что случилось с учениками в Гефсиманском саду, где Иисус не один, а целых три раза будил их. Эти три сна учеников являются прообразом трёх снов Церкви, в которых прибывает она сейчас. Разобравшись в причинах сна, мы сможем понять пути выхода к правде, которой должен следовать духовный Сион, чтобы спастись (Ис. 1:27).
Итак, почему спали ученики? Если причиной была ночь, то вполне понятно, почему глаза их отяжелели. Но чем же тогда они отличаются от простых людей, которые не переживали того, что испытывали ученики, находясь со Христом и участвуя в столь волнующих событиях последних дней? В том-то и особенность учеников Христа, что они должны были бодрствовать, когда вокруг тьма, ибо все остальные по этой причине спят, потому что идут на поводу у плоти, которая не в силах бодрствовать в такое время. «Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать; ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фес. 5:4–8).
Так в чём же тогда особенность сна учеников Христа, если они были не как все, но тем не менее всё равно уснули? Мне кажется, ученики не заснули бы, если бы не утомление, которое тяжелым грузом событий навалилось на них в эти последние дни, и не удручающее ожидание грядущих событий, предсказанных Христом. Помимо этого, бешенный темп и скрытый подтекст последних событий серьёзно дезориентировал итак не всегда разбирающихся в происходящем учеников. Усталость, дезориентация и как следствие печаль — это главные и вполне объяснимые причины их изнеможения в конце напряженного дня, отчего они и не смогли справиться со сном. «Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали» (Лк. 22:45).
Всего несколько дней назад они входили в Иерусалим, и их приветствовала ликующая толпа, которая вознесла их на пик популярности; ещё совсем недавно Иисус не боясь выгонял всех продающих и покупающих в храме и вступал в открытую конфронтацию с фарисеями, прямо обличая этих людей, что должно было укрепить их положение среди народа, однако по факту лишь осложнило их положение в городе; ко всему прочему на протяжении всего этого времени их мысли не покидали слова Иисуса о Его скорой смерти, что с каждым днём всё больше опечаливало их сердце грузом неизвестности. И вот буквально ещё несколько часов назад они втайне принимали вечерю, где Господь говорил им весьма необычные вещи и разум, не обновленный Духом Святым отказывался понимать эти вещи. Всё это и многое другое навалилось на плечи учеников в те роковые дни.
Интенсивность событий, смятение, физическая усталость, печаль и хорошо ощутимая напряженность вокруг Христа нарастали с каждым часом, и ученики, будучи вовлечены во все это, не выдержали, отключившись в самый ответственный момент. Однако Иисус не обещал им, что будет легко, Он многократно предупреждал их о трудностях и необходимости бодрствования при хождении с Ним. Более того, в последнюю ночь Он три раза будил их, но они снова и снова засыпали, невольно причисляя себя к прочим сынам ночи. Потеряв бодрость и уснув, они в результате впали в искушение и оказались духовно не готовы к развернувшимся в ночь ареста событиям. По причине охватившего их искушения ученики стали воспринимать происходящее и реагировать на него по плоти, ибо не смогли вовремя облечься в духовное оружие, о котором говорит нам Слово Божье: броню веры и любви, а также шлем спасения, которые могли получить от Бога, лишь трезвясь в молитве. «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фес. 5:8).
Итак, мы выяснили, что сон, который приводит к искушению, наступает вследствие печали, смятения и усталости, которая становится особо чувствительной в тёмное время суток, когда глаза и так смыкаются. Подобным же образом накопившаяся усталость, смятение и печаль современных учеников Христа усугубляется тьмой нашего последнего времени. Но откуда могла взяться печаль в Церкви в наше время? Да всё оттуда же — удручающее ожидание грядущих событий, предсказанных в Библии, возрастающая интенсивность века сего и множественные искушения и вызовы, которые предстали перед Церковью.
Но согласитесь, мы не должны причисляться к людям этого мира, чтобы нам страшиться приближающихся событий. Как и ученики, которые боялись потерять воплощенного Христа, не понимая, что их ждут совершенно иные отношения с Богом, так и многие из нас боятся потерять видимое, к чему они уже привыкли, не доверяя таким образом грядущему Богу и Его обещанию — взять нас с Собой. Это вызывает неправильную печаль и томление Божьего народа, что лишает его необходимой силы, твёрдости, мира и радости. В сердце входит ложное беспокойство, которым умело манипулирует дьявол.
Разберём подробнее причины, по которым могла, устать, дезориентироваться и опечалиться наша современная Церковь. Существуют три таких важных для жизни состояния человека, как вера, любовь и надежда, облекаясь в которые, мы можем в бодром и трезвом здравии противостоять тьме. Об этом говорит Слово Божье. А если так, то значит, существуют и три противоположных состояния, которые могут похитить и подавить эти три необходимых и спасительных для нас состояния. Если им это удастся, то у нас не хватит сил, чтобы выстоять тьму, которая нарастает, но которая вскоре будет развеяна и озарена потому, что за нами придёт Христос. В этом и состоит основная цель дьявола – обессилить и растоптать бездействующую Церковь ещё до прихода Спасителя.
Следовательно, эти три противоположных состояния и есть три причины усталости и смятения, которые вызывают сон, и как вы, наверно, уже догадались, именно они образно показаны в трёх снах учеников Христа. Причины, на которые указал мне Господь, на первый взгляд, слабо связаны с целью атаки лукавого — это вера, любовь и надежда – но при ближайшем рассмотрении становится видно всё коварство придуманного способа усыпления и подавления в нас этих спасительных качеств. В этом и заключается та самая каверзная уловка сатаны, а именно: не отвергать напрямую, но угасить, исподволь лишив человека настоящего смысла веры, любви и надежды, подменив это суррогатом веры, иллюзией любви и обесцененной надеждой.
Профанация — это центральная ось, вокруг которой выстроил свою тактику лукавый, именно она дезориентирует и вызывает основную причину усталости. В том и заключается искушение, что человек думает, что он это имеет, а на самом деле это оказывается мистификацией. Естественно, это пустое действие не может произвести никакой положительной работы и принести духовного восполнения от Бога, что неминуемо влечёт за собой усталость и сон. Иными словами, «смиряясь», человек как бы привыкает к своему нереализованному и неудовлетворенному духовному состоянию, что делает его застывшим по отношению к всегда движущейся правде. И некоторые из этих причин мы уже успели рассмотреть, а некоторые же нуждаются в большем пояснении.