Что такое Путь Правды?
Итак, что же такое правда? У правды есть антоним — неправда, иначе говоря, ложь. Обратившись к Слову Божьему, мы легко можем узнать отношение нашего Бога к этой неправде, например, «Всякая неправда есть грех…» (1 Ин. 5:17). И если неправда — это грех, значит, правда — это то, что наверняка не приведет нас ко греху. Но в таком случае не достаточно ли нам просто говорить только правду и одну лишь правду, чтобы гарантированно избавить свою жизнь от греха? Ведь в Слове Божьем написано, что «возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23). Боюсь, в таком суждении есть что-то ошибочное. Бесспорно, мы можем говорить правду, но при этом ей же и «убить» человека. Можно также говорить правду, а в сердце оставаться завистником. Или, например, можно, даже говоря правду, тайно заниматься аморальными вещами. Наконец, можно без умолку кричать эту самую правду, но при этом возникает вопрос: чья она, и вообще является ли она правдой?
В связи с этим нашей первостепенной задачей становится исследование того, что из себя может представлять правда. В Библии мы довольно часто сталкиваемся с привычным для нашего слуха и понимания словом «правда». Что я имею в виду? Это то, когда мы честно говорим о ком-либо или о чем-либо. Например: «...Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа» (Ин. 4:17). Но если исходить только из такого понимания, тогда многое в Библии будет просто невозможно объяснить. В частности, как можно понять следующий текст: «Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей» (Ис. 56:1)? Для того чтобы понять данное высказывание пророка Исаии, давайте обратим свое внимание на то, что упоминание о правде здесь встречается в двух очень важных контекстах. Первое значение правды в этом стихе употребляется явно по отношению к человеку в виде призыва: «делайте правду», а второе исходит напрямую от Бога и принадлежит только Ему: «откровение правды Моей».
Безусловно, для нас, живущих в эпоху Нового Завета, после прихода Спасителя, уже не секрет, что под откровением Своей правды Господь прежде всего подразумевал Благую Весть и Самого Иисуса Христа — Царя правды. При этом для живущих в древние времена эти слова содержали в себе некую мистику и довольно непонятный смысл, несмотря на то, что Писание со своих страниц непрестанно, с момента своего возникновения, пытается донести до людей сей самый смысл о грядущем Спасителе. Мы же, учитывая контекст послания о правде, можем сформулировать данный смысл следующими словами: без откровения о Царе правды нам никогда не постичь и не исполнить самой правды.
Для сердец, ищущих Господа, такое откровение никогда не являлось тайной, в какой бы период истории это ни происходило. Только одни с самых ранних лет ходили с ним, а другие приобретали его с годами через испытания и лишения. Именно такой путь испытаний прошел всем известный патриарх Иов. Что интересно, он обладал всеми атрибутами правды, но, увы, не видел в ней смысла, доколе в страданиях и испытаниях не познал Самого Даятеля правды. Тем же самым откровением о правде с детства обладал и Давид — человек по сердцу Бога, который, в свою очередь, уверенно шагал по пути правды, поскольку каждый раз лично встречал и лицезрел ее Источник — Само Солнце правды, отчего и написал в одном из псалмов: «Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда» (Пс. 104:4), и далее: «Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!» (Пс. 105:3). Последний стих вообще можно назвать ветхозаветной заповедью блаженства, по сути, включающей в себя большинство новозаветных заповедей блаженства, сказанных позже Иисусом в Нагорной проповеди.
Коснёмся первого значения слова «правда», о котором говорит Исаия: «...делайте правду...». Здесь нельзя не заметить, что перед словом «правду» идет иное, придающее выражению новый динамический смысл, слово «делайте». Выходит, что правду можно не только говорить, но и делать! Мы же зачастую привыкли ее только говорить. Но и это не все. Послание становится гораздо серьезней, когда мы осознаем, что это есть повеление от Господа: «Так говорит Господь ... делайте правду». Однако, цитируя этот текст, я упустил другое очень важное словосочетание: «сохраняйте суд». Несмотря на то, что нас более интересует правда, мы не можем самовольно делать упор только на втором наставлении, пропустив первое. Делая так, можно потерять основной смысл всего наставления, не понять его и в итоге не исполнить повеление Бога. А между тем Господь повелел следующее: «... сохраняйте суд и делайте правду...» (Ис. 56:1).
И действительно, слова о суде настолько важны для делания правды, что они встречаются в союзе с ней не только в книге пророка Исаии, но и в приведенном выше стихе псалмопевца Давида, а также и во многих других местах Библии: «Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!» (Пс. 105:3), или «Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток!» (Ам. 5:24). На самом деле хранение суда не является каким-то отдельным от исполнения правды деянием. Все это, как говорит Слово Божье, есть составляющие одного полноценного ПУТИ ПРАВДЫ, по которому должен в своей жизни двигаться Божий человек. «Мерзость пред Господом — путь нечестивого, а идущего ПУТЕМ ПРАВДЫ Он любит» (Прит. 15:9). Слово Божье, разделяя весь ПУТЬ ПРАВДЫ как бы на две составляющие, говорит нам другими словами о том, что наш жизненный путь должен соответствовать двум основным направляющим: деланием правды и хранением суда, как это и было в жизни всех Божьих избранников. Разбором этих двух направляющих мы непременно займемся. А сейчас пока давайте запомним эту «святую чету» суда и правды и остановимся на том, что это и есть основные составляющие нашего пути в Господе.
Сейчас же предлагаю выяснить откуда черпает силу этакое неугомонное желание Божьих избранников руководствоваться в своей жизни именно правдой и судом, словно это одна из десяти священных заповедей? Что интересно, предположение о заповеди недалеко от истины. Это стремление, действительно, основано на древней заповеди, которую дал нам Господь через нашего отца по вере Авраама еще задолго до знаменитых десяти заповедей. Древняя заповедь была дана Самим Богом как особое откровение тайны для будущих поколений в момент посещения старца Авраама Богом, пришедшим в образе трех мужей.
Итак, Господь в день Своего посещения сказал: «Ибо Я избрал его <Авраама – от авт.> для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд...» (Быт. 18:19). Мы снова видим, что древняя заповедь «ходить путем Господним» состоит из тех же составляющих, что и Путь Правды, описанных Давидом, а также его сыном Соломоном (Прит. 15:9). Следовательно, можно окончательно утверждать, что Священное Писание говоря о пути Господнем или о Пути Правды, подразумевает один и тот же ПУТЬ. И для того чтобы полноценно разобрать тему суда и правды – составляющих Господнего пути, нам для начала необходимо будет определить смысл данного ПУТИ как такового.