Свободный вход в вечное Царство
Теперь, коль скоро мы затронули этот текст, хочется отдельно заострить внимание ещё на одном интересном факте, что упоминает в своём послании апостол Павел. Посмотрите, что апостол говорит: в конце жизненного пути (который столь колоритно и красиво описал Павел) ему готовится не иначе как венец правды, который будет именовать собой успешное окончание того пути, что был совершен праведником (в данном случае Павлом). Это как в спорте: если спортсмен бежал длинную дистанцию и одержал победу, то приз ему вручают за бег на длинную дистанцию, а не за штангу или стрельбу. Венец правды может быть дан только за верное прохождение пути правды, а не за добрые дела, великую мудрость, сильную веру или исполнение десяти заповедей.
Можно ли, например, праведнику в конце жизненного пути выдать венец за святость, любовь, мудрость, мир, терпение или даже какую-то победу? Ведь всё это по сути дары, которые даёт нам в Святом Духе Господь. Давайте скажем прямо – это не наше, а значит награда и вся слава лишь только Иисусу Христу. Однако есть то, что точно принадлежит только праведнику – это его путь, который он должен пройти, поэтому и венец как символ заслуги, человек может получить лишь только за то, что действительно было им исполнено.
Хочу отметить, что Павел не просто сохранил веру и творил добрые подвиги, но и «течение совершил». Восхищает формулировка: не приплыл по течению, но совершил его сам, то есть создавал его своим следованием за Богом. Это и есть отличительная черта основательного и уверенно следующего путём правды человека. Он похож на большой корабль, который, несмотря на существующие течения, может следовать своим курсом к цели, создавая вокруг себя собственное течение.
Итак, какое же качество позволило апостолу Павлу совершить это течение и не поддаться иному сильному движению или мнению других, весьма уважаемых людей? Благодаря чему Иов остался праведным, выстояв в серьезных испытаниях и среди предательских нападок людей? Что помогло Давиду, несмотря на множество врагов, препятствий и собственных ошибок, довести до конца своё дело и сохранить горячую веру в себе и своем народе? Что, в конце концов, приобрел Петр, получив после предательства прощение Христа? И каковой должна стать вера, чтобы нам, как и всем героям нашей веры, без страха и сомнения закончить свой жизненный путь с полным осознанием того, что мы совершили правду, а значит, Царство Небесное, о котором мы так долго мечтали, откроется перед нами? Ответ уже в следующем стихе.
«Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание: так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 1:10,11). Если мы сопоставим данное утверждение апостола Петра с самыми последними словами Иова, что были приведены выше, то окончательно убедимся в том, что речь идет именно о твердости. «Но праведник будет крепко держаться пути своего, и чистый руками будет больше и больше утверждаться» (Иов. 17:9). Какие еще нужны доказательства, дабы убедиться в том, что твердость является тем самым качеством, без которого невозможно до конца пройти путь правды?
«Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр. 3:14). «Нога моя твердо держится стези Его; пути Его я хранил и не уклонялся» (Иов. 23:11). Об этом свидетельствуют жизни всех, кто неуклонно следовал такому пути, и кто в итоге дошёл, исполнив свою правду, какое бы сопротивление они не встречали, как это нередко бывало в жизни Божьих пророков. «А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю грех его» (Мих. 3:8), — говорил пророк Михей, зная какой трудный путь ему предстоит пройти, чтобы исполнить Божью волю в своей жизни для спасения Божьего народа. И никакой человек не в силах будет пройти свой путь правды в твердости, если не будет исполнен силой от Духа Господня.
Такой благородной и твёрдой личностью может стать любой человек. Личность же, как известно, состоит из убеждений. Соответственно, насколько убеждения человека основательны, настолько его личность и крепка. Однако просьба не путать твёрдость с твердолобостью или упрямством, как это было в случае с «друзьями» Иова. В отличие от твёрдого в своих убеждениях Иова, его «друзья» были весьма упрямыми в своих заблуждениях и зависти. Как же в таком случае отличить такое необходимое качество, как твёрдость, от такой пагубной черты, как упрямство? Ответ — всё в той же правде, а точнее, в условиях ее соблюдения, которые прописаны правилами святой четы.
Если человек движим правилами святой четы, то тогда его твёрдость заведомо всегда будет отстаивать Божий замысел, а значит, никогда не сможет стать эгоистической. Если же нет, то такая твёрдость легко превращается в человеческое упрямство, которое, отстаивая греховные человеческие вожделения, будет ведомо низменными и себялюбивыми чувствами. В этом есть принципиальная разница природы происхождения твёрдости и упрямства, которое только прикидывается твёрдостью. Эту разницу можно охарактеризовать примерно так: в зависимости от того, из какого источника черпает человек силы для своей твёрдости, той силе и подчинена мотивация действий, да и вся личность человека.
Так, силы человека, рожденного свыше, должны брать своё начало в собственном духе человека, который, в свою очередь, может быть питаем и освящаем только Духом Святым. Пророк Михей говорил: «А я исполнен силы Духа Господня». У каждого же человека, который движим эгоистичным мотивом, упрямство черпает свои силы в плотских или душевных пристрастиях, называемых в Библии похотью, которую подпитывает дух этого мира. «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:16). Итак, личность человека, черпающего свои силы в духе, подчинена Духу Святому и исполняет Его волю, которая проецируется в правду его пути, а личность, которая питается от вожделений плоти и душевных пристрастий, подчинена духу этого мира и его кукловоду — дьяволу, и, значит, исполняет неправду.
Теперь, разобравшись с упрямством, которое является подделкой твёрдости, двинемся дальше и выясним, каким образом твёрдость на практике позволит сохранить до конца свой путь правды и не позволит ему обернуться в путь неправды. Так было в жизни Моисея, который верою, взирая только на Бога, выполнил свою миссию, избавив Божий народ от Египетского рабства. «Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского; ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд» (Евр. 11:27). Так же было и с его последователем Иисусом Навином, которого наставлял на путь правды Сам Господь, говоря: «Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих» (Нав. 1:7). Израилю всегда не хватало такого качества, как твёрдость и неотступность, однако теперь, после смерти Моисея, твёрдость особенно была необходима Божьему народу. Спустя сорок лет после скитаний, Израилю предстояло войти и, наконец, взять у языческих племен землю, которую обещал им Господь. И только благодаря Иисусу Навину, который неотступно следовал совету Господа, у них это получилось. В чём состоял совет? И как определил Сам Господь понятие «твёрдость»? Не отклоняться ни направо, ни налево, чтобы поступать в любом предприятии с мудростью и во благо для торжества Божьей правды!
На примере жизни Иисуса Навина мы видим, что твёрдость и мужественность требует постоянного проявления усилий и, прежде всего, над собой. Так было не только в жизни Иисуса Навина, но и всех Божьих помазанников, потому что они были обязаны не просто плыть, а создавать течение, которое благодаря их усилиям дотекло и до наших дней. Для нас, живущих во времена Нового Завета и читающих Слово Божье, сейчас эти слова приобретают более глубокий смысл, суть которого высказал Сам Спаситель: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Речь идёт о твёрдой позиции – о том усилии, которое позволяет нам не сойти с трудного пути правды ни направо, ни налево, особенно когда появляются эти искусительные повороты.
«Кузнец ободряет плавильщика, разглаживающий листы молотом — кующего на наковальне, говоря о спайке: „хороша“; и укрепляет гвоздями, чтобы было твердо» (Ис. 41:7). Почему же спайка хороша, если её приходится укреплять ещё и гвоздями (заклёпками), чтобы было твёрдо? Дело в том, что сама спайка, хоть и соединяет, но по определению, не может быть твёрдой. Она по своему качеству вполне хороша, но не в плане твердости, а в плане практичности, непроницаемости и красоты. Оттого, чтобы сохранить такую хорошую спайку, и требуется укрепление её заклёпками. Если этого не сделать, то вскоре, в процессе эксплуатации, из-за динамических нагрузок спайка может разрушиться, так и не прослужив должным образом. Кроме того, соединяемые спайкой элементы без твердых заклёпок будут постоянно находиться в нестабильном, легко поддающемся внешнему воздействию состоянии, а следовательно, раз от раза гнуться и деформировать стык, что повлечёт за собой нарушение спайки и сведёт на нет смысл данного соединения.
О чём же говорит нам этот пример? Если представить союз человека с Богом наподобие такого соединения, то в роли спайки может выступать правда, а в роли заклёпок — наш твёрдый дух, который должен придать крепость спаянному соединению. Что касается нашего твёрдого духа, то он может проявить себя лишь через твёрдую веру. Если твёрд дух, тверда и вера, а отсюда следует, что при любом повороте событий такой человек всё больше и больше будет укреплять свое звание и призвание, которое дал ему Бог. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» (1 Пет. 5:8,9).