Пророк обманутого сердца
Цель откровения о правде — это переадресация или лучше сказать возврат вопроса, который некогда был задан Богом в самое сердце согрешившему человеку, но впоследствии перемещен грехом на ближнего. В результате такого кульбита вопрос Бога, суть которого можно было изложить как «что ты натворил Адам, или что ты натворила Ева, или же что же ты наделал Каин?», поменял адресата и превратился во что угодно, но только не в отрезвляющий голос совести, которая должна была остановить и вывести виновника отступления на путь правды.
Поработивший человека грех извращает его внутренний голос совести и переворачивает факты с ног на голову. По причине искаженной призмы испорченного сердца, внутренний дискомфорт от обличающего действия совести незаметно превращается в претензию, укор или обвинение к своему визави. Всё то, в чем нас справедливо хотела обличить совесть теперь видится уже не в самом себе, а в другом человеке. По этой же причине голос совести, призывающий сердце смириться перед Богом, принести Ему жертву или помочь ближнему, оборачивается в «пророческий» укор по отношению к тем, кто находится рядом. Это значит, что человек с таким сердцем не перестает желать смирения, но не для себя, а для другого, он призывает отдавать, но не самого себя, а ближнего, а его внутренние недовольство требует поддержки лишь самого себя, никак не желая при этом поддерживать других.
Господь не создал нас надзирателями для других, Он хочет, чтобы мы стремились помогать друг другу. Но часто именно здесь, как-то незаметно для нас самих, знак плюс меняется на минус. Нередко это происходит из-за жизненных разочарований, обид, неудач или претыканий, которые подталкивают человека решать возникшие проблемы более легким способом — путем освобождения себя от ответственности и перекладывания вины на другого. Как этого избежать? Как не превратиться из источника помощи в источник проблем для других? Каким образом удержать и нейтрализовать эту заразу, чтобы она не разложила Божью семью и не превратила её в мертвую религиозную организацию?
Нас может спасти только верное следование правде. Но почему именно правде? Почему бы не сказать, что нас может спасти Иисус Христос? Безусловно, Христос нас спасает. Но если бы на спасении всё заканчивалось... Однако нас окружает мир и он, как болото засасывает каждого зазевавшегося, еще недавно вытащенного из трясины греха человека. Несмотря на то, что он был вырван из болота спасающей рукою Христа и омыт от грязи этого мира Его Кровью, всё может оказаться тщетным, если человек вновь свернёт на путь неправды и обратно попадет в еще более вязкое болото. Волшебного, действующего, как оберег спасения не существует. Зато существует путь правды. Правильно познанный и исполняемый путь правды от Бога позволит нам бодрствовать и направлять свои ноги на те твердые и надежные стези, которые были приготовлены для нас, дабы нам не провалиться вновь в эту трясину греха. Если данное послание сумеет помочь вам найти такие надежные Божьи стези, то я буду несказанно рад, потому что цель в таком случае будет на сто процентов достигнута.
Итак, первый непростой вопрос, с которым мы сталкиваемся на этом пути, это вопрос пророчества, которое по своей сути призвано вести Божий народ путем правды. Почему вопрос пророчества для нас приобрел такое серьезное значение? Потому что в руках дьявола пророчество зачастую становится весьма успешным, обращенным против самих же христиан оружием для разрушения Божьего видения, веры и человеческих отношений, которые являются основанием для единства в совместном исполнении правды.
В Библии, начиная с книг Ветхого и заканчивая посланиями Нового Завета, мы найдем немало строк о пророчествах. Что интересно, значительную их часть занимают обличения лжепророков, основная проблема которых заключалась в том, что они были пророками от своего собственного сердца, движимые в угоду своей порочности. Например, сказано: «Сын человеческий! изреки пророчество на пророков Израилевых пророчествующих, и скажи пророкам от собственного сердца: слушайте слово Господне! Так говорит Господь Бог: горе безумным пророкам, которые водятся своим духом, и ничего не видели! … Они видят пустое и предвещают ложь, говоря: «Господь сказал»; а Господь не посылал их; и обнадеживают, что слово сбудется. Не пустое ли видение видели вы? и не лживое ли предвещание изрекаете, говоря: «Господь сказал», а Я не говорил? Посему так говорит Господь Бог: так как вы говорите пустое и видите в видениях ложь, за то вот Я — на вас, говорит Господь Бог. И будет рука Моя против этих пророков, видящих пустое и предвещающих ложь; в совете народа Моего…» (Иез. 13:2–9).
Вся 13-я глава книги пророка Иезекииля является выражением гнева Господа на подобных лжепророков. Здесь мы находим все: и пустые, предвещающие ложь пророчества, и те, которые притупляют бдительность, и даже такие пророчества, которые говорят о мире или просто обмазывают грязью (Иез. 13:10-12). Бог продолжает: «И раздеру покрывала ваши, и избавлю народ Мой от рук ваших, и не будут уже в ваших руках добычею, и узнаете, что Я — Господь. За то, что вы ложью опечаливаете сердце праведника, которое Я не хотел опечаливать, и поддерживаете руки беззаконника, чтобы он не обратился от порочного пути своего и не сохранил жизни своей» (Иез. 13:21–22). Лжепророку всегда нужно было сначала поднять свой авторитет, а затем его значительно упрочить, дабы удержать власть, которая питает этот авторитет. Единственным препятствием в среде Божьего народа для них всегда были настоящие праведники, настойчиво ищущие и идущие своим путем правды, который никогда не совпадал с планами этих лжепророков.
Как можно было убрать с дороги такого праведника? Во все времена самым прекрасным способом устранить такое препятствие была ложь, выдаваемая за правду, которой они опечаливали сердца праведников и убеляли свои пути. На практике это выражалось либо в замаскированной атаке через лжепророчество или лжеобличение, либо в травле через открытое или скрытое унижение. Делалось это с той целью, чтобы сбитый с толку и облитый грязью праведник был бы морально подавлен или увяз в разгребании несуществующих завалов. И если при этом вспомнить, что всякий делающий правду — это праведник (1 Ин. 3:7), то становится легко понять такую тактику: поскольку всякий сбитый с пути правды праведник перестает быть таковым. Опечаленный и отвлеченный ложью, сбитый с прямого пути, он уже не является конкурентом для лжепророка, потому что перестает обличать последнего своей твердой позицией и мешать ему двигаться по путям неправды.
Надо отметить, что праведник никогда не задаётся целью кого-либо обличить, он это делает как бы невольно, через простое исполнение собственной правды, что безусловно раздражает людей с испорченным сердцем. Яркий пример этого мы наблюдаем в жизни Ноя — проповедника правды, как говорит о нем апостол Петр, напоминая нам, что Господь «в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых» (2 Пет. 2:5). Но в чем состояла проповедь Ноя? А в том, что он под непрекращающиеся издевательства, насмешки и свист развращенного народа изо дня в день, 120 лет подряд продолжал делать то, что повелел ему Господь.
Будучи немым укором для людей, Ной не нотациями или угрозами, но своими делами и преданностью обличал совесть нечестивцев, указывая тем самым на их печальную участь. С такой несгибаемой позицией он был, как кость в горле, мешая им «спокойно» и беспечно грешить дальше. С другой стороны, претворяя в жизнь дела правды, он являл веру и возвещал незыблемость Божьего замысла о возмездии за дела беззаконные, что до сего дня возмущает порочные сердца нечестивцев. В итоге Ною удалось спасти только членов своей семьи и этого хватило что бы продолжить род человеческий. Однако если на минуту предположить, что все-таки нашелся бы такой человек, который сумел бы отвлечь Ноя и сбить с пути правды, то становится не по себе, как это могло отразиться на дальнейший ход событий и судьбу человечества. Благодаря вере и твердой преданности своему пути правды, Ной выполнил миссию и воплотил Божий замысел, сохранив человечеству жизнь.
Впрочем, читая внимательно Библию, мы понимаем, что, ожидаемого всем окружением Ноя, падения даже не предполагалось. Да оно, собственно, и не могло произойти по одной простой причине: в те времена никто, кроме Ноя, никак не претендовал на знание о Боге. Грех до такой степени развратил людей, что они даже не пытались стремиться к какому-либо познанию Всевышнего. Поэтому в принципе никто, кроме друзей, не мог и даже не задумывался помыкать Ноя «откровением» от Бога. Однако с появлением религии ситуация кардинально изменилась. Дьявол, видя колоссальный потенциал пророческого слова, стал искушать людей и увлекать некоторых лжепророчествами, дабы разрушить между ними те отношения, которые хотел выстроить Бог. Для этого он стал манипулировать всеми пророческими инструментами, какие только были в арсенале у истинных пророков, в том числе всевозможные видения и сны.
Давайте сразу оговоримся, — Слово Божье допускает сны как откровение от Бога (особенно это касается последних дней), но с заметной оговоркой: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2:17,18). В качестве примера заденем немного тему пророческих снов. Слово Божье наравне с пророчеством приравнивает сновидения от Бога к откровениям личного характера, которые, как подчеркивает автор книги «Деяния» Лука, должны вразумлять лишь только самих получателей этих откровений.
В арсенале лукавого этот необычный инструмент, который по задумке Бога должен стать подспорьем для самоконтроля, превращается в оружие лжи. Из Священного Писания мы видим, как «удачно» лжепророк использует его для обоснования своей позиции, о чем мы недвусмысленно читаем в Книге Иеремии: «Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: «мне снилось, мне снилось». Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца? ... Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого — Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь» (Иер. 23:25–28).
Друзья, такая чрезмерная «духовность» уже должна насторожить! И если на этот счет есть какие-нибудь сомнения, то слова Иисуса о таких людях должны поставить всё на свои места: «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым: ибо дерево познается по плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:33–36). Сердцеведец Иисус говорит им, что они злы, и их слова при всей их слащавости и мягкости не могут быть добрыми, поскольку внутри их зло.