Четыре условия для откровения
В Слове Божьем, как и в жизни, весьма много примеров откровений особого значения и чрезвычайного проявления. Некоторые из них, например, открывают нам будущее. Подобное мы можем прочитать в Книге Даниила или в книге, которая так и называется «Откровение Иоанна Богослова». Конечно, Господь не жаден и может дать аналогичное откровение каждому, у кого чистое сердце, однако откровения такой чрезвычайности влекут за собой и значительную ответственность. Сказано: «...И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48). Посему чаще всего в жизни встречаются откровения более спокойного характера, связанные больше с личной жизнью. Но и в этом случае появляются свои «подводные камни»: не слишком явные откровения имеют и не слишком четкие границы, поэтому их становится труднее отсортировать от других мыслей, посещающих наш разум. С другой стороны, как и дуновение ветра, эти откровения легко упустить, а порой даже и не заметить, поэтому чтобы получить их, нужна высокая степень посвящения и погружения в молитву. Также и обстоятельства, которые зачастую, противоречат многим получаемым откровениям, требуют от нас сильной веры, чтобы воплотить в жизнь данное откровение, как это было в жизни Ноя.
Как же на практике мы можем получить откровение? Сказано: «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере» (Евр. 11:7). Нет ничего более практичного, чем вера, проявляемая в делах. Поэтому верою Ной не только получил откровение, но и осуществил то, что ему было открыто в личных отношениях с Богом. Этим поступком он осудил грешный мир и сделался наследником праведности. Обратите внимание, какая перед нами возникает цепочка реальных действий, началом которых стало откровение, полученное верой. Выходит, Ной не просто верил в Бога, но верил и в то, что он может получить от Него откровение. Это породило еще более сильную веру, чтобы воплотить сие откровение в жизнь. Отсюда следует важный вывод: Господь открывает Свои планы только тем людям, которые готовы принять в них участие. А готовность исполнить всё, что скажет Бог, может исходить только от сильной любви к Нему и Его откровениям.
Как на практике мы можем доказать Богу, что нам, действительно, нужны Его откровения? В течение нескольких лет Господь последовательно открывал мне четыре основных составляющих, или четыре условия, исполнение которых свидетельствовало бы о нашем желании не только получать откровения, но и следовать им. Не известно решился бы я опубликовать их здесь или нет, поскольку считал эти условия слишком личными, если бы не один удивительный случай. Прослышав однажды об одном христианском интернет-канале, я решил зайти и посмотреть, что за программы там транслируют. И это было неслучайно, тем более ранее у меня никогда не возникало такого желания. На удивление случилось так, что я точно попал на интервью одного проповедника-миссионера, имя которого я, увы, не запомнил. Он делился откровением о том, как можно услышать голос Божий. С его слов, Господь послал его по церквям с одним единственным посланием, чтобы люди были освобождены для общения с Богом. Радостной неожиданностью для меня было услышать практически те же условия, что были открыты и мне. Разумеется, говорил он об этих условиях или, как он их назвал – секретах, немного другими словами, однако суть их оставалась той же. Это невозможно назвать плагиатом ни с его, ни с моей стороны, потому что является на самом деле свидетельством совершенно другого – единства Духа в союзе мира, где Дух Святой вторит церквям.
Итак, что же собой представляют эти четыре составляющие успешного общения с Господом в молитве:
1. Необходимо суметь сосредоточиться только на Иисусе Христе. То есть всегда, тем более в молитве, стараться устремлять свой взор только на Него и думать о Нем.
2. Необходимо поверить и принять посредством внутреннего осознания, что Господь говорит с нами, прежде всего, через наши мысли. Это обязательно должно повлечь за собой постоянную работу со Словом Божьим через усиленное фильтрования и выявление самого откровения (соображая духовное с духовным). Эти первые два условия мы можем назвать признаками прилежной молитвы.
3. Необходимо возжаждать Его слова настолько сильно, дабы оно стало для нас дороже золота. Это может означать следующее: мы до такой степени станем дорожить Его словом, что будем просто бояться потерять его. Такое отношение обязательно породит в нас желание сохранить его. Когда-то давно, в самом начале моих нынешних отношений с Богом, Господь проговорил мне: «А теперь всегда на наши встречи бери с собой листок бумаги и ручку». С тех пор я стараюсь ничего не упустить и записываю все, что говорит мне Господь, в каких бы это условиях ни происходило. Такое постоянство и стремление фиксировать всё то, что Он открывает нам, показывает серьезность нашего отношения к Божественным откровениям. Но если Его слово не станет для нашего сердца настоящей отрадой и питанием, невозможно будет заставить это делать даже самих себя.
4. Необходимо иметь покой сердца. Только в покое и мире, которые дает лишь Господь в знак нашего следования правде, можно услышать Его голос (это очень важный вопрос, которому мы в будущем обязательно посвятим отдельную тему). К этому условию очень хорошо подходит еще одно откровение, которое когда-то дал мне Господь. Оно объясняет самую распространенную причину отсутствия мира и покоя в сердце человека. И звучит следующим образом: боязнь человеческого осуждения, равно как и желание похвалы, лишает человека покоя и святой радости, из которых проистекает Божественная мудрость. Эти слова позволяют нам верно сосредоточить собственное внимание, которое никогда не должно быть ориентировано на человеческое мнение. Даже если этот человек для вас будет сверх авторитетной личностью.
Но это не все. Есть еще одна важная особенность, которая предваряет откровенность от Господа. В Евангелии от Матфея Иисус говорит: «Всё Мне предано Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому хочет Сын открыть. Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:27–30). Кому и кого хочет открыть Сын Иисус? Во-первых, важен тот факт, что Иисус Христос Сам хочет открыть. Во-вторых, хочет открыть Самого Отца. И, в-третьих, открыть тем, кто смог прийти к Нему как к Тому, Кто успокаивает.
Покой — это состояние человека, Господом которого является Иисус Христос. Покой — это значит оставить суету, заботы и бремена, что навешал на человека этот мир. Момент перехода из состояния беспокойства в состояние покоя непременно должен сопровождаться утешением, поскольку в жизни человека рушится одна система ценностей, на которую он некогда уповал, заменяясь другой. Новая система ценностей исповедует любовь, поэтому утешение от Бога есть необходимая и первая составляющая этой любви, которую мы принимаем. Если мы не можем принять Божьего утешения, значит, мы не можем принять и Божьей любви. Такое духовное преображение или переход к новому вызывает в сердце сокрушение, в таком состоянии человек, прежде всего, нуждается в поддержке и утешении от Самого Бога.
Однако состояние сокрушения — это не одноразовое событие. Человек, осознающий свою греховность, всегда ощущает свою потребность в утешении от Бога, как единственный способ духовного преображения. Это означает, что духовный человек постоянно пребывает на острие борьбы духа с плотской суетой, с греховностью, которая противится и воюет через нашу плоть, «плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:17), поэтому Слово Божье советует нам: «поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал.5:16). В нашем мире, где дьявол постоянно поднимает свою пяту в надежде сбить и завладеть душою человека (тем более верующего), такое состояние противостояния и утешения (как следствие победы в этом противостоянии), увы, является перманентным, но необходимым условием пребывания Бога в сердце человека. Оно свидетельствует нам о том, что мы еще живы во Христе Иисусе и имеем силы побеждать.
«Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис. 57:15). Давайте вспомним, ведь мы уже о чем-то подобном говорили: «Это — утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня» (Пс. 118:50). Пока мы ходим по земле, мы не можем не нуждаться в утешении от Духа Святого. А если мы в нём продолжительное время уже не нуждаемся, пора бить тревогу, ибо это говорит о том, что мы потеряли сокрушенный и смиренный дух, в котором Бог только и может обитать, чтобы оживлять и преображать наши сокрушенные сердца и исковерканные этим миром жизни.
Опасно идеализировать свое духовное состояние, потому что мы находимся под постоянным прессингом этого мира и атакой духов злобы поднебесной. Поступая подобным образом, мы можем согрешить и даже отступить, особенно если возомним о себе. Если же это не так, и мы признаем, что грешны, постоянно испытываем нужду в поддержке от Бога, то это дает нам право черпать силы для решения своих проблем из вечного и нескончаемого Небесного Источника, Который есть Иисус Христос. Осознание своей беспомощности и нужды делает нас смиренными перед Ним как перед любящим и прощающим Отцом. Только то, что болит, можно исцелить, а если человек считает себя духовно самодостаточным, то Богу в таком случае делать нечего.
Господь врачует нас и утешает, для того чтобы оживить наши сокрушенные сердца. Только после этого и лишь благодаря этому мы будем в состоянии спокойно наполнить свою жизнь Его замыслом, дабы утвердиться и пройти свой путь правды. В словах Иисуса Христа мы читаем: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:29,30). Лишь только тот, кто нашел Господа как своего личного Утешителя, сможет найти и покой своей душе. Найти для того, чтобы без прежней суеты и страха постичь в Нем смысл своего призвания и взять от Него силы, чтобы пройти тот путь, который предлагает нам Иисус. Только вступивший на этот путь сможет осознать, что есть Божье иго, которое благо и что такое Божье бремя, которое, на самом деле, легко. По-другому этого не понять, но только встать и самому пройти свой путь правды.