От Ситтима до Галгала
Поскольку ссора является крайней формой разногласия, которое в действительности было заложено в отношения между людьми задолго до того, как она произошла, то и искать, чем она вызвана, следует не в обстоятельствах, которые спровоцировали саму ссору, а в ещё более глубоких причинах, которые некогда повлияли на отношения и привели к конфликту. Но сначала давайте откажемся от удобного для виновной стороны мифа о том, что в ссоре или каком-либо конфликте одинаково виноваты все участники. Это неверно, потому что всегда в таких инцидентах существует сторона — которая, как правило, находится намного дальше от истины, чем её оппонент, либо простым языком – сторона зачинщик. Вынужден согласиться с теми, кто говорит, что если ссора уже началась, то трудно не испачкаться всем, кто в ней был задействован. Однако это обычно происходит там, где виновная сторона не готова признавать свои ошибки и поэтому заинтересована в том, чтобы измазать с помощью клеветы, лукавства или какого-либо подстрекательства другую сторону, действия которой её раздражают.
Мы не будем сейчас погружаться в размышления о том, что говорит нам Слово Божье о конфликтах. Достаточно сказать, что в любом противостоянии для Господа существует как более правая, так и менее правая стороны, если речь, конечно, не идёт об отстаивании порока и греха (в таком случае нетрудно догадаться, какова будет позиция Бога). Но именно в этом и заключается вся тонкость вопроса: что ты отстаиваешь — истину или собственные недостатки и эгоизм? Поступаешь по совести и Божьему откровению или прикрываешь собственное невежество и страх? Нечто подобное случилось в споре между Петром и Павлом, когда Петр, прикрываясь законом, внушил самому себе, что он отстаивает интересы Бога, а на самом деле прятал свой страх перед единоверцами (Гал. 2:11–14).
Истина же такова, что правой можно признать ту сторону, которая более всех являет правду Божью, чем ту, которая далека от неё или же противится ей. При этом истина не зависит от того, со щитом будет правая сторона в этом конфликте или на щите, поскольку мы прекрасно понимаем, что окончательно Божья правда выстроится лишь только в вечности, а наши потери не всегда являются поражением, но могут принести для Христа гораздо больше плода, чем если бы мы «поставили свою ногу на грудь» своего противника.
Итак, можно с уверенностью сказать, что виновная сторона — та, которая первая по отношению к близким допустила в свою жизнь неправду или, другими словами, осуждение, одновременно продолжая глупо упорствовать в этой неправде даже тогда, когда встала перед обличающим её фактом. Так было и в жизни «друзей» Иова: ссоры еще нет, а недовольство в сердце растёт, но стоило только Иову обличить грех, как тут же недовольство переросло в раздор. А, между тем, для «друзей» это был хороший повод задуматься о причине своей недоброжелательной реакции, но вместо этого они предпочли обвинять Иова, несмотря на то, что он ничего предосудительного по отношению к ним не делал.
Иаков же, минуя все эти размышления, сразу напрямую обращается к виновной стороне в надежде, что их совесть ещё может услышать его слова: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите; просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:1–3). Увы, должен разочаровать тех, кто думает, что в этих стихах речь идет о вожделениях к каким-либо вещественным благам: одежде, яствам, деньгам и побрякушкам или к любым другим материальным утехам. Здесь также не говорится и о каких-либо душевных пристрастиях, таких как любовь к увеселению или праздности. Иаков говорит только о людях, а точнее, об отношениях между ними. И это достаточно легко понять.
Во-первых, сама постановка вопроса говорит об этом: «Откуда у вас вражды и распри?» То есть Иаков пытается найти причину ненормальных отношений между христианами. Во-вторых, такие слова, как «убиваете», «завидуете», «препираетесь», «враждуете» обычно применяются только к людям и их взаимоотношениям. Единственное, что нас может сбить с толку, это слово «желаете», потому что его значение, как и значение слова «вожделение», может быть связано с чем-то материальным или душевным. Но если такое допустить, то данный текст из Послания Иакова будет выглядеть довольно сумбурно и нелогично.
Чувство желания, а также вожделения, которое в других переводах Библии переведено словом «страсть», Иаков на самом деле использовал по отношению к людям. Безусловно, под страстью и желанием он не имел в виду половое влечение, об этом явно греховном чувстве неуместно просить у Бога. Единственное, что разумно объясняет все последующие проблемы, о которых упоминает Иаков, и сам факт вражды, — это страсть доминировать, быть популярным или желание видеть в неудобном для себя человеке такую личность, которая отвечала бы всем требованиям и претензиям, возникающим к ней. Увы, но это настолько распространенная проблема в отношениях между близкими людьми, что в этом мире её давно уже не считают чересчур трагичной (например, корысть). С одной стороны, есть гораздо более страшные грехи и проблемы, в которых захлебывается мир, а с другой стороны, люди этого мира приноровились быстро выходить из подобных ситуаций, просто переставая быть близкими.
Однако, как только речь заходит о Церкви и об отношениях, построенных на основе религиозных требований, данная проблема приобретает реальный катастрофический характер. Я подчеркиваю, именно на основе религиозных правил, и этот принципиально-усугубляющий фактор действительно является своего рода мощным катализатором в отношениях между людьми, о котором мы уже отчасти говорили, когда разбирали тему обманутого сердца и лжепророков.
«Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: „Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?“ — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте» (Ис. 58:2–4). Удивительным образом слова Господа, сказанные Божьему народу через пророка Исаию ещё задолго до появления Иисуса Христа, вторят аналогичному увещеванию Иакова, которое он сделал по велению Духа Святого. И там и тут говорится о тайных желаниях людей, могущих повлиять на судьбы своих ближних, и о том, к чему они приводят. Однако через пророка Исаию Господь напрямую указывает таким людям, что это есть ваша воля — требовать от других то, что удовлетворит лишь ваш гонор и самомнение.
Оказывается, такие люди в своём патологическом желании увидеть результат своих требований и претензий в других, доходят до того, что даже постятся для этого, но в результате получается, что постятся они для ссор и распрей. Но почему же для ссор и распрей, ведь они, скорее всего, об этом даже и не думали, когда вынашивали свои желания и начинали пост? Потому что такие люди нагло полагают, что уж если они молились и даже постились за какого-то «проблемного» человека или за некое разрешение ситуации с этим человеком, то у них теперь есть все основания и даже право от Бога не только ожидать или требовать этого, но и прибегать к соответствующим мерам в случае неисполнения ожидаемого. Но как результат всё это выливается лишь в банальную вражду и конфликт. И уж конечно, не сам пост или молитва являются проявлением неправды, а искаженные мотивы сердца, о которых мы уже много раз говорили.
Теперь мы видим, что данная проблема не возникла на ровном месте, она является хронической, а её корни уходят в глубокую древность. Чем объясняется её живучесть? Объясняется тем, что она является самым удачным опытом сатаны в деле противостояния Богу на земле. А находчивость этой западни заключается в том, что лукавому удалось найти эффективный способ устранения своего врага на земле, вопреки Божьему обетованию, которое не даёт сатане право в прямом и открытом противостоянии одержать верх над святым человеком и народом, который отделён от мира и греха. Ибо это обетование заверяет нас в том, что Сам Бог вступится и осилит всех врагов, которые выступят против Его народа, исполняющего Его волю.
Тем не менее, в один прекрасный для себя момент лукавому получилось успешно применить новую и хитрую тактику совращения людей с пути Божьего. Тогда, по совету Валаама Валаак — царь Моавитский, желая поражения Израиля, ввёл Божий народ в грех, и тот, как следствие, пустился во все тяжкие. Это был первый, столь трагичный и столь масштабный по своим результатам, случай, когда весь Израиль, совратившись в блудодеянии, массово отступил от Бога. Об этом случае напоминает нам пророк Михей, указывая на него как на первопричину всех последующих проблем, дабы люди, увидев последствия таких событий, поняли, что от них хочет Бог. «Народ Мой! вспомни, что замышлял Валак, царь Моавитский, и что отвечал ему Валаам, сын Веоров, и что происходило от Ситтима до Галгал, чтобы познать тебе праведные действия Господни» (Мих.6:5).
Ситтим — это то самое место, откуда народ Израильский начал блудодействовать с теми самыми дочерями Моава, на которых они были развращены Валааком. «Вот они (дочери Моава — от авт.), по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, за что и поражение было в обществе Господнем» (Чис. 31:16). А Галгал (Галгалы) — это то, к чему впоследствии пришёл Божий народ, сотворив из этого города главное место идолопоклонства во всём Израиле.
В Ситтиме сатана избрал иную тактику: получая постоянный отлуп на пути движения преданного Богу народа, теперь он не пошёл лоб в лоб, но заразил тело народа изнутри, осквернив его и сделав его непригодным для исполнения Божьей правды, благодаря которой можно было продолжать идти в победе под полной Божьей защитой. Зная духовные законы, которые указывают на приоритет Божьего замысла, сатана решил отвлечь Божий народ от него и тем самым лишить его смысла существования. И у него это получилось. «Оставивши прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова…» (2 Пет. 2:15). В этом и заключался замысел сатаны: перестав идти по прямому Божьему пути, люди перестают отстаивать правду, что лукавому в итоге и надо, потому что тогда уже не он противится, а Сам Бог принимается за исправление (наказание) Собственного народа, дабы выправить то, что хромает и препятствует Его воли. Ибо существует всем хорошо известный духовный закон: «… кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4).
Итак, наряду с прочими народами Израиль становится противником Божьего замысла. Но такой народ не только теряет покровительство своего Бога, он, как мы отметили выше, становится Ему врагом, поскольку Господь противник всякой неправды. Написано, что «тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев» (Рим. 2:8). Потому и следуют за этим отступлением последствия, на столь глупый и упорствующий народ: «беда за бедою; вся земля опустошается, внезапно разорены шатры мои, мгновенно — палатки мои... Это от того, что народ Мой глуп — не знает Меня; неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют» (Иер. 4:20–22), — а это уже далеко не наивный Ситтим, но настоящий упорствующий в своем неразумении Галгал.
Схожие в этом смысле послания Иакова, пророка Исаии и Иеремии дают нам прекрасный материал, чтобы понять, каким образом это зло и пороки, о которых мы только что говорили, умудряются перекочевать из мира и прижиться в теле Церкви, которая призвана быть без пятна и порока. Давайте попытаемся разобраться, с чего же начинается этот духовный Ситтим для каждого из нас.