«...идущего
ПУТЁМ ПРАВДЫ
Он любит» (Пр. 15:9)
Встаёт ли правда твоя вдали или идёт пред тобой?

«Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать. Ибо руки ваши осквернены кровью, и персты ваши — беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду. Никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство. Высиживают змеиные яйца и ткут паутину: кто по­ест яиц их, умрет, а если раздавит, — выползет ехидна. Па­утины их для одежды негодны, и они не покроются своим произ­ведением; дела их — дела неправедные, и насилие в руках их. Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мыс­ли их — мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их. Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их ис­кривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира. Потому-то и далек от нас суд, и правосудие не достигает до нас; ждем света, и вот тьма, — озарения, и ходим во мраке... Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою, и грехи наши свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем. Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова. И суд отступил назад, и правда стала вда­ли, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти. И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда. И видел, что нет человека, и дивился, что нет за­ступника; и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его. И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения — на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащем. По мере возмездия, по этой мере Он воз­даст противникам Своим — яростью, врагам Своим — местью, островам воздаст должное. И убоятся имени Господа на западе и славы Его — на восходе солнца. Если враг придет как река, дуновение Господа прогонит его. И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь» (Ис. 59:1–9,12–20).

Все послание Исаии, особенно выделенное жирным кур­сивом, снова отсылает нас к проблеме отсутствия в жизни ве­рующих людей святой четы. Пути людей искривлены, царят беззаконие, ложь, клевета, измена и насилие, нет заступника, и никто не отстаивает правду, вследствие чего она удалилась. Из-за отсутствия правды в сердцах нет мира, а в отношениях между людьми — правосудия. Все это мерзость в глазах Бога, которая производит разделение между Ним и человеком. Но религиозным людям практически невозможно доказать, что их отношения с Богом испорчены, поэтому Исаия аргументи­рует это с помощью очевидных для совести каждого человека вещей, используя очень простой, но безошибочный принцип: «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20). По сути это по­следняя надежда Исаии указать людям на их отступничество от Бога, обратив внимание на творящиеся между ними разде­ления и притеснения. Для наглядности он даже заключает эти обличения в весьма яркие образы, чтобы хоть как-то, но было понятно, что творимое в их глазах «добро» на деле либо рож­дает ехидну, либо является негодным, как одежда из паутины.

Если мы видим подобные отношения в церкви или сами являемся их причиной, если верующие люди, и, прежде всего, лидеры и пасторы продолжают, как и во времена Исаии, из­водить людей и господствовать над волей человека, преследуя тем свои интересы, если мы видим, что человек, идущий путем правды, то есть удаляющийся от зла, подвергается оскорбле­нию, но ничего не предпринимаем, это означает, что данная церковь опять попала в старую ловушку сатаны. А путь от Сит­тима до Галгала, как известно, может пролететь незаметно. По­этому, чтобы остановить это духовное разложение и вернуть­ся на путь правды, необходимо срочно предпринять жесткие меры, разорвав оковы неправды. И Священное Писание, слава Богу, через того же пророка Исаию не оставляет нас и дает нам конкретное направление.

Говоря о вражде и распрях в главе «От Ситтима до Галгала», мы упоминали слова пророка Исаии, устами которого Господь уличал людей с порочным сердцем в неверности их мотивов. Эти люди, по словам Исаии, распаляемые своими вожделени­ями и желаниями, дошли до абсурда, используя в своих целях даже пост, который, наоборот, был призван препятствовать возникновению подобных желаний. Двигаясь по накатан­ной схеме, они извратили суть дела и перевернули смысл поста с ног на голову. Предназначенное для их собственного совершенствования и усмирения средство они употребляли как оружие, чтобы с его помощью попытаться «усовершенство­вать» других. В ответ на такой извращенный пост Господь при­зывает нас к настоящему посту, который Он может принять, и который только и может возыметь необходимое действие для исправления совершенных ошибок, прежде всего, в нашей собственной жизни. «Вот пост, который Я избрал: разреши око­вы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на сво­боду, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, — одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис. 58:6–8).

Думаю, все согласятся, что речь здесь идёт не о посте в при­вычном его понимании, а, скорее, о расстановке приоритетов праведности. И первое, на что обращает внимание Господь, — это на оковы неправды, которые сковывают жизнь людей. Если Слово Божье говорит о неправде в контексте жизни человека, то оно имеет в виду только одно: наше неправильное направ­ление и, как следствие, грех и неправильное отношение к дру­гим. В силу такой скованности человек не может смотреть на Бога, а, следовательно, и исполнять Его волю, но зато он вы­нужден смотреть на людей и, в зависимости от их поведения, то впрягаться с ними не в свое дело, то искать в них причины собственных проблем. Поэтому Господь и призывает: отпусти угнетенных из тюрьмы своего сердца, освободи их от своего обвиняющего суда и дай им милость, а также «расторгни вся­кое ярмо», в которое ты запрягся с теми, с кем тебе не по пути. Ведь каким бы хорошим дело ни казалось, если оно противоре­чит Слову Божьему, не отвечает личным откровениям и не пре­следует Божьего замысла для нашей жизни, лишая человека мира и радости, оно всегда будет делом неправды, независимо от того, где оно совершается — в мире или в Церкви. Такое не­устройство, к которому привело испорченное недовольством сердце, впоследствии обязательно отразится на отношениях с другими людьми. Как правило, после этого человек обижает­ся, начинает злиться, уходит в себя и, наконец, вообще пре­кращает вести благочестивый образ жизни, забывая о милости, странноприимстве и помощи другим, о чём также упоминал пророк Исаия.

Но чтобы разрешить оковы неправды и разорвать этот порочный круг, когда один грех провоцирует другой, более тяжелый, необходимо решиться на серьезный и вполне кон­кретный шаг покаяния, чтобы в жизнь пришло новое про­буждение. В чем каяться, и какие для этого необходимо внести в свою жизнь изменения, чтобы разрушить оковы неправды, может подсказать только Дух Святой. Однако в Библии есть хороший совет, с чего необходимо начать, чтобы Дух Святой вместе с вами начал работать в вашем сердце над этой про­блемой: «Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их» (Прит. 20:5). Если вы видите, что в жизни что-то не так, и чувствуете, как вас сковали невидимые оковы, если вы, наконец, устали постоянно себя оправдывать и желаете видеть в своей жизни простую и чистую радость, то этот совет как нельзя кстати. Он помогает начать с главного: раскрутить клубок неправды до того момента, пока не найдет­ся первопричина того самого недовольства, которое некогда запало в ваше сердце и испортило всю воду в колодце. Разум­ный человек отличается тем, что он не станет ждать кого-то, кто бы пришел и раскрутил этот клубок за него. В притче ясно говорится о том, что не кто-то должен тыкать вас носом в ваши собственные ошибки и согрешения, мастерски распутывая сложные хитросплетения обид, зависти или гордости вашего сердца, а вы сами должны вычерпать эти глубокие и мутные воды прошлого, чтобы вычистить свой собственный колодец, в котором должна плескаться лишь живая вода. Сделав это и отпустив тем самым измученных на свободу, вы поймете, что необходимо предпринять дальше, для того чтобы в жизни окончательно восторжествовала правда. Это и будет падением оков неправды, что успели сковать человека. Таким образом, находясь в единственно верном и значимом для Бога посте и исполняя постоянно эти условия, человек обязательно сможет пройти предначертанный ему путь правды. Потому и откроет­ся перед всеми свет Его, который направит ноги многих, и ис­целение и правда его пойдут перед ним подобно тому, как прямой путь всегда идёт перед глазами путника, направляя его к цели странство­вания.

Хотелось бы отдельно поговорить о славе Господней, которая будет сопровождать человека, разрешившего оковы неправды: «…и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис. 58:8). Скажу лишь са­мое главное из того, что открыл мне Господь. Единственно позволю себе предварить данный ответ вопросом: неужели так необходимо, чтобы нас на протяжении нашего пути сопровождала слава Господня? Не возгордится ли от этого наше сердце? Безусловно нет, если мы правильно будем понимать, что такое Божья слава. Для этого большинству из нас придет­ся изменить свое отношение к ней и вместо ожидания неких абстрактно-магических чувств, в которых совсем не обязатель­но может проявиться Господь, прийти к чистому и свободному осознанию в Духе Святом. Божья слава — это не всегда елейное чувство необычного блаженства, это, скорее, приход Божьей реальности, в которой, прежде всего, все становится на свои места: грех обличается, а правда торжествует. Именно в при­сутствии Его славы, как будто под действием невидимого про­явителя, человек становится способен видеть подлинную суть происходящих событий, когда вещи предстают в своем истин­ном свете, то есть как они есть. А уже впоследствии человека может наполнить как необычное чувство радости и счастья, так и полное слез раскаяние или печаль о Боге. Слава Господ­ня всегда сопровождает людей, идущих путем правды, позво­ляя нам под действием освящающей силы Духа Святого пре­бывать в бодрствующем и трезвом состоянии разума, которое в Божьей реальности удерживает нас от неверных решений на нашем пути. «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18). Без нее праведник не сможет думать, как Христос, не сможет видеть, как Христос, но, как слепой кутенок, будет постоянно попа­даться на разного рода дьявольские козни и ухищрения.

Итак, все, что нам требуется, чтобы вернуться на путь прав­ды, — это разрешить оковы неправды. Но почему земная реаль­ность выглядит гораздо сложнее, чем хотелось бы? И почему не так просто сбросить оковы? Почему неправда имеет в себе такую силу? Ответ мы находим в следующих словах пророка Иеремии: «О пророках. Сердце мое во мне раздирается... потому что земля наполнена прелюбодеями, потому что плачет земля от проклятия; засохли пастбища пустыни, и стремление их — зло, и сила их — неправда; ибо и пророк и священник — лицемеры; даже в доме Моем Я нашел нечестие их, говорит Господь» (Иер. 23:9–11). Неправда в среде Божьего народа, по словам Иеремии, будет иметь силу только в том случае, если и священники, и пророки будут лицемерами. Другими словами, он утверждает, что основание силы неправды — в лицемерии тех, кто призван быть лидером Божьего народа. Это весьма серьезное заявление, осо­бенно если учесть, что поднимаемая Иеремией проблема так и не канула в лету, а стала ещё более актуальной в наше время. Секрет успеха неправды, оказывается, довольно прост и хоро­шо раскрывается в одном метком выражении: «рыба гниет с головы». А почему так происходит, и что за этим следует, мы разберем уже в следующей главе.

Встаёт ли правда твоя вдали или идёт пред тобой?

«Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать. Ибо руки ваши осквернены кровью, и персты ваши — беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду. Никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство. Высиживают змеиные яйца и ткут паутину: кто по­ест яиц их, умрет, а если раздавит, — выползет ехидна. Па­утины их для одежды негодны, и они не покроются своим произ­ведением; дела их — дела неправедные, и насилие в руках их. Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мыс­ли их — мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их. Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их ис­кривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира. Потому-то и далек от нас суд, и правосудие не достигает до нас; ждем света, и вот тьма, — озарения, и ходим во мраке... Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою, и грехи наши свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем. Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова. И суд отступил назад, и правда стала вда­ли, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти. И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда. И видел, что нет человека, и дивился, что нет за­ступника; и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его. И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения — на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащем. По мере возмездия, по этой мере Он воз­даст противникам Своим — яростью, врагам Своим — местью, островам воздаст должное. И убоятся имени Господа на западе и славы Его — на восходе солнца. Если враг придет как река, дуновение Господа прогонит его. И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь» (Ис. 59:1–9,12–20).

Все послание Исаии, особенно выделенное жирным кур­сивом, снова отсылает нас к проблеме отсутствия в жизни ве­рующих людей святой четы. Пути людей искривлены, царят беззаконие, ложь, клевета, измена и насилие, нет заступника, и никто не отстаивает правду, вследствие чего она удалилась. Из-за отсутствия правды в сердцах нет мира, а в отношениях между людьми — правосудия. Все это мерзость в глазах Бога, которая производит разделение между Ним и человеком. Но религиозным людям практически невозможно доказать, что их отношения с Богом испорчены, поэтому Исаия аргументи­рует это с помощью очевидных для совести каждого человека вещей, используя очень простой, но безошибочный принцип: «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20). По сути это по­следняя надежда Исаии указать людям на их отступничество от Бога, обратив внимание на творящиеся между ними разде­ления и притеснения. Для наглядности он даже заключает эти обличения в весьма яркие образы, чтобы хоть как-то, но было понятно, что творимое в их глазах «добро» на деле либо рож­дает ехидну, либо является негодным, как одежда из паутины.

Если мы видим подобные отношения в церкви или сами являемся их причиной, если верующие люди, и, прежде всего, лидеры и пасторы продолжают, как и во времена Исаии, из­водить людей и господствовать над волей человека, преследуя тем свои интересы, если мы видим, что человек, идущий путем правды, то есть удаляющийся от зла, подвергается оскорбле­нию, но ничего не предпринимаем, это означает, что данная церковь опять попала в старую ловушку сатаны. А путь от Сит­тима до Галгала, как известно, может пролететь незаметно. По­этому, чтобы остановить это духовное разложение и вернуть­ся на путь правды, необходимо срочно предпринять жесткие меры, разорвав оковы неправды. И Священное Писание, слава Богу, через того же пророка Исаию не оставляет нас и дает нам конкретное направление.

Говоря о вражде и распрях в главе «От Ситтима до Галгала», мы упоминали слова пророка Исаии, устами которого Господь уличал людей с порочным сердцем в неверности их мотивов. Эти люди, по словам Исаии, распаляемые своими вожделени­ями и желаниями, дошли до абсурда, используя в своих целях даже пост, который, наоборот, был призван препятствовать возникновению подобных желаний. Двигаясь по накатан­ной схеме, они извратили суть дела и перевернули смысл поста с ног на голову. Предназначенное для их собственного совершенствования и усмирения средство они употребляли как оружие, чтобы с его помощью попытаться «усовершенство­вать» других. В ответ на такой извращенный пост Господь при­зывает нас к настоящему посту, который Он может принять, и который только и может возыметь необходимое действие для исправления совершенных ошибок, прежде всего, в нашей собственной жизни. «Вот пост, который Я избрал: разреши око­вы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на сво­боду, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, — одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис. 58:6–8).

Думаю, все согласятся, что речь здесь идёт не о посте в при­вычном его понимании, а, скорее, о расстановке приоритетов праведности. И первое, на что обращает внимание Господь, — это на оковы неправды, которые сковывают жизнь людей. Если Слово Божье говорит о неправде в контексте жизни человека, то оно имеет в виду только одно: наше неправильное направ­ление и, как следствие, грех и неправильное отношение к дру­гим. В силу такой скованности человек не может смотреть на Бога, а, следовательно, и исполнять Его волю, но зато он вы­нужден смотреть на людей и, в зависимости от их поведения, то впрягаться с ними не в свое дело, то искать в них причины собственных проблем. Поэтому Господь и призывает: отпусти угнетенных из тюрьмы своего сердца, освободи их от своего обвиняющего суда и дай им милость, а также «расторгни вся­кое ярмо», в которое ты запрягся с теми, с кем тебе не по пути. Ведь каким бы хорошим дело ни казалось, если оно противоре­чит Слову Божьему, не отвечает личным откровениям и не пре­следует Божьего замысла для нашей жизни, лишая человека мира и радости, оно всегда будет делом неправды, независимо от того, где оно совершается — в мире или в Церкви. Такое не­устройство, к которому привело испорченное недовольством сердце, впоследствии обязательно отразится на отношениях с другими людьми. Как правило, после этого человек обижает­ся, начинает злиться, уходит в себя и, наконец, вообще пре­кращает вести благочестивый образ жизни, забывая о милости, странноприимстве и помощи другим, о чём также упоминал пророк Исаия.

Но чтобы разрешить оковы неправды и разорвать этот порочный круг, когда один грех провоцирует другой, более тяжелый, необходимо решиться на серьезный и вполне кон­кретный шаг покаяния, чтобы в жизнь пришло новое про­буждение. В чем каяться, и какие для этого необходимо внести в свою жизнь изменения, чтобы разрушить оковы неправды, может подсказать только Дух Святой. Однако в Библии есть хороший совет, с чего необходимо начать, чтобы Дух Святой вместе с вами начал работать в вашем сердце над этой про­блемой: «Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их» (Прит. 20:5). Если вы видите, что в жизни что-то не так, и чувствуете, как вас сковали невидимые оковы, если вы, наконец, устали постоянно себя оправдывать и желаете видеть в своей жизни простую и чистую радость, то этот совет как нельзя кстати. Он помогает начать с главного: раскрутить клубок неправды до того момента, пока не найдет­ся первопричина того самого недовольства, которое некогда запало в ваше сердце и испортило всю воду в колодце. Разум­ный человек отличается тем, что он не станет ждать кого-то, кто бы пришел и раскрутил этот клубок за него. В притче ясно говорится о том, что не кто-то должен тыкать вас носом в ваши собственные ошибки и согрешения, мастерски распутывая сложные хитросплетения обид, зависти или гордости вашего сердца, а вы сами должны вычерпать эти глубокие и мутные воды прошлого, чтобы вычистить свой собственный колодец, в котором должна плескаться лишь живая вода. Сделав это и отпустив тем самым измученных на свободу, вы поймете, что необходимо предпринять дальше, для того чтобы в жизни окончательно восторжествовала правда. Это и будет падением оков неправды, что успели сковать человека. Таким образом, находясь в единственно верном и значимом для Бога посте и исполняя постоянно эти условия, человек обязательно сможет пройти предначертанный ему путь правды. Потому и откроет­ся перед всеми свет Его, который направит ноги многих, и ис­целение и правда его пойдут перед ним подобно тому, как прямой путь всегда идёт перед глазами путника, направляя его к цели странство­вания.

Хотелось бы отдельно поговорить о славе Господней, которая будет сопровождать человека, разрешившего оковы неправды: «…и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис. 58:8). Скажу лишь са­мое главное из того, что открыл мне Господь. Единственно позволю себе предварить данный ответ вопросом: неужели так необходимо, чтобы нас на протяжении нашего пути сопровождала слава Господня? Не возгордится ли от этого наше сердце? Безусловно нет, если мы правильно будем понимать, что такое Божья слава. Для этого большинству из нас придет­ся изменить свое отношение к ней и вместо ожидания неких абстрактно-магических чувств, в которых совсем не обязатель­но может проявиться Господь, прийти к чистому и свободному осознанию в Духе Святом. Божья слава — это не всегда елейное чувство необычного блаженства, это, скорее, приход Божьей реальности, в которой, прежде всего, все становится на свои места: грех обличается, а правда торжествует. Именно в при­сутствии Его славы, как будто под действием невидимого про­явителя, человек становится способен видеть подлинную суть происходящих событий, когда вещи предстают в своем истин­ном свете, то есть как они есть. А уже впоследствии человека может наполнить как необычное чувство радости и счастья, так и полное слез раскаяние или печаль о Боге. Слава Господ­ня всегда сопровождает людей, идущих путем правды, позво­ляя нам под действием освящающей силы Духа Святого пре­бывать в бодрствующем и трезвом состоянии разума, которое в Божьей реальности удерживает нас от неверных решений на нашем пути. «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18). Без нее праведник не сможет думать, как Христос, не сможет видеть, как Христос, но, как слепой кутенок, будет постоянно попа­даться на разного рода дьявольские козни и ухищрения.

Итак, все, что нам требуется, чтобы вернуться на путь прав­ды, — это разрешить оковы неправды. Но почему земная реаль­ность выглядит гораздо сложнее, чем хотелось бы? И почему не так просто сбросить оковы? Почему неправда имеет в себе такую силу? Ответ мы находим в следующих словах пророка Иеремии: «О пророках. Сердце мое во мне раздирается... потому что земля наполнена прелюбодеями, потому что плачет земля от проклятия; засохли пастбища пустыни, и стремление их — зло, и сила их — неправда; ибо и пророк и священник — лицемеры; даже в доме Моем Я нашел нечестие их, говорит Господь» (Иер. 23:9–11). Неправда в среде Божьего народа, по словам Иеремии, будет иметь силу только в том случае, если и священники, и пророки будут лицемерами. Другими словами, он утверждает, что основание силы неправды — в лицемерии тех, кто призван быть лидером Божьего народа. Это весьма серьезное заявление, осо­бенно если учесть, что поднимаемая Иеремией проблема так и не канула в лету, а стала ещё более актуальной в наше время. Секрет успеха неправды, оказывается, довольно прост и хоро­шо раскрывается в одном метком выражении: «рыба гниет с головы». А почему так происходит, и что за этим следует, мы разберем уже в следующей главе.