Псалом 118-й
Теперь давайте обратимся к самому большому, 118-му псалму, чтобы увидеть, насколько глубоко было желание Давида, и какова была настоящая цена полученных откровений. Также на примере поступков Давида мы убедиться каким было действие откровений в жизни царя и мужа по сердцу Бога, который благодаря им стал тверд и непоколебим в Боге. Великий муж Давид для всех нас явился тем, кто провозгласил и показал всей своей жизнью действие наиважнейшего принципа, что праведник будет тверд и непоколебим лишь тогда, когда дорога его правды будет вымощена откровениями, чтобы куда не ступила его нога, везде она нашла надежное основание в виде крепкого камня откровения. Его жизнь станет для нас прекрасным примером для подражания. Теперь чтобы убедиться в этом, давайте погрузимся в Слово Божье и исследуем его, применяя на практике то самое первое основание нашей веры, о котором мы недавно говорили.
Итак, 118-ый Псалом. И буквально со 2-го стиха речь заходит об откровениях. Давид говорит о том, что люди, ищущие и хранящие Его откровения, счастливы в жизни. Давайте еще раз подчеркнем, что слово «хранящие» означает исполняющие, иначе какой смысл что-то хранить, если потом не использовать? Разве что раздуваться от переполняющих откровений и в один «прекрасный» момент лопнуть? Вы только представьте, что сам их поиск и исполнение уже могут принести удовлетворение и счастье. Всего в этом псалме девяносто два стиха, прямо или косвенно задевающих тему откровения, но все их мы, конечно, не будем рассматривать. Достаточно будет рассмотреть некоторые, самые яркие и показательные стихи.
- «Буду говорить об откровениях Твоих пред царями, и не постыжусь» (Пс. 118:46). Есть откровения личного плана, а есть — и пророческого характера, как это было у апостола Павла, когда он писал о разумении тайны Христовой. Пророчество, которое могло быть частью откровения Давида, не обязательно возвещало будущее, — часто человек становится рупором Божьим для провозглашения правды, в том числе и перед царями. Выражение «прорекать Слово Господне» означало передавать это слово людям, которые не могут получить его сами, то есть пророчествовать. Более подробно об этом мы поговорим в следующих главах.
- «Вспомни слово Твое к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать» (Пс. 118:49). Давид опирается на слова, которые некогда ему дал Господь, и с дерзновением сына напоминает своему Отцу не отступать от слов Своих. У Бога нет склероза, здесь показано дерзновение, которым мы должны обладать и с которым должны приходить к Нему как Его дети: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16). Об этом также мы поговорим в следующих главах книги.
- «Это — утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня» (Пс. 118:50); «Уставами Твоими утешаюсь, не забываю слова Твоего» (Пс. 118:16). Слово Господне, пришедшее в нужный момент для человека, который ищет Бога и Его откровений, всегда утешает. Оно приходит для того, чтобы оживить человека, и здесь неважно, согрешил ли он или был подвергнут атаке со стороны. В любом случае, он нуждается в оживлении. В данном случае даже не играет роли, Сам ли Господь даровал вам такое откровение, или оно пришло к вам через пророческое служение другого человека. Главным в откровении от Господа остается одно: оно утешает, всегда придает силы, наполняет желанием жить и стремиться к Вышнему. Забегая вперед, скажу, что совсем скоро, в 5 главе, мы встретимся с этим прекрасным утешающим качеством Духа Святого, без которого человека невозможно оживить и поднять на путь правды.
- «Размышлял о путях моих и обращал стопы мои к откровениям Твоим» (Пс. 118:59). И опять речь идет о размышлении. Слово Божье не перестает напоминать нам о том, что мы люди разумные, и разум дан Господом, в первую очередь, для познания Божьих откровений и Его путей. Только размышляя о своей жизни, как Давид, мы можем сделать вывод о необходимости присутствия в ней Бога, а затем, честно проанализировав свой путь, прийти к Богу и, склонившись перед Ним, сказать: «Да, Господь, Ты был прав, я без Тебя ничего не могу, Твой путь есть настоящий путь правды».
- «Да обратятся ко мне боящиеся Тебя и знающие откровения Твои» (Пс. 118:79). Этот стих свидетельствует о том, что те, кто получают откровения от Бога, обязательно должны понимать друг друга, как писал об этом апостол Павел: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10). На этом и основано истинное единство Церкви, потому что Дух Святой созидает пути наши в целостном Божьем замысле. Любой человек, знающий голос Духа Святого, никогда не подвергнет сомнению то, что пришло от Бога другому.
- «Да будет сердце мое непорочно в уставах Твоих, чтобы я не посрамился» (Пс. 118:80). Это очень серьезное предупреждение. Если мы используем Его откровение и законы в угоду своему пороку, то потерпим поражение, и не просто поражение, но посрамимся. К этой непростой теме мы обязательно еще вернемся, чтобы понять, насколько этот вопрос — об испорченном пороком сердце — является больным для Церкви Божьей и как он разлагающе действует на нее. Помимо этого, Давид предупреждает об обычном неследовании Божьим уставам, что также является явным пороком небрежения, конец которого — срам.
- «По милости Твоей оживляй меня, и буду хранить откровения уст Твоих» (Пс. 118:88). В этом стихе так же очень хорошо видна утешающая роль Духа Святого. Только утешенный и оживленный Богом человек способен сохранить, а значит, и выполнить Его откровения: «Поддержи меня, и спасусь; и в уставы Твои буду вникать непрестанно» (Пс. 118:117). Все очень похоже на то, как если бы попавший в страшную неприятность пьяный человек спасся и, протрезвев, наконец-то, понял свое критическое положение, после чего начал судорожно искать и изучать то, что помогло бы ему больше никогда не пить спиртного, которое довело его до такого состояния.
- «Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых» (Пс. 118:130). Я не случайно поставил этот стих перед 99-м стихом, упомянутым в следующем абзаце. С одной стороны, он созвучен по смыслу с ним, с другой стороны, будет являться необходимым прологом, поскольку акцент здесь поставлен на простых людях, коих вразумляет Господь. Смысл прост: Его откровения могут быть понятны только простым, не испорченным философией и ложью этого мира, не ищущим выгоду и корысти, не лицемерным или обиженным людям. Лишь только того, кто чист и открыт сердцем, не считает себя достигшим и всегда готов обучаться, поверив в чистоту и простоту Божьей истины и любви, будут посещать и просвещать Божьи откровения.
- «Я стал разумнее всех учителей моих; ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более старцев; ибо повеления Твои храню» (Пс. 118:99,100); «Осияй раба Твоего светом лица Твоего, и научи меня уставам Твоим» (Пс. 118:135). Эти строчки говорят сами за себя. Откровения Божьи и их соблюдение делают человека мудрее всех учителей, в том числе и тех, которые когда-то учили нас. Только Бог способен дать человеку сверх того, что знают люди, если, конечно, ученик стремится к этому, показывая своим поиском и старанием, погружаясь в размышления об откровениях и уставах Господа.
Вся жизнь Давида — этому подтверждение, ибо Сам Бог, свет лица Которого он лицезрел чуть ли не каждый раз, лично учил его. «Войду в размышление о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою — единственно Твою... Правда Твоя, Боже, до превыспренних; великие дела соделал Ты; Боже, кто подобен Тебе?» (Пс. 70:16,19). Вспоминая и размышляя о проявлении силы Божьей и о творимой Им правде как в его собственной жизни, так и в жизни народа, Давид восхищается, научается и делает выводы, чтобы вновь и вновь неусыпно познавать, какова воля Божья для его дальнейшей жизни. Об этом хорошо пишет Павел: «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5:17).
- «Откровения Твои я принял, как наследие на веки; ибо они веселие сердца моего» (Пс. 118:111). «Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль» (Пс. 118:162). Как наследство может освободить человека от многих проблем и долгов, делая его счастливым от такого неожиданного подспорья, так и вечное наследие от Бога, выраженное через Его откровения, освобождает человека от тяжкого груза, что навешал на него этот мир. Откровение решает наши проблемы, помогает найти выход, отвечает на наши вопросы, освобождает нас от уз лжи и, как следствие, веселит сердце в дарованной нам свободе. Именно так и должно быть, когда мы получаем откровение, потому что оно намного дороже обычной прибыли. Это несоизмеримая ни с какими материальными благами вечная прибыль, дающая силы жить и дарующая вечность.
- «Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих навек, до конца» (Пс. 118:112). Должна быть верность в исполнении Божьих откровений, и это не просто какой-то совет. Эта мысль основана на очень серьезных вещах, которые мы будем разбирать в следующем абзаце, посвященном 138-му стиху. Только исполнение откровения делает его откровением. Не способ определяет его как откровение (в том смысле, что является оно таковым для вас или нет), но результат, то есть действие оного на вас. Позволили ли вы ему стать реальным в вашей жизни или нет? Лишь это станет показателем ваших личных отношений со Христом. Если да, то это изменит вас, если нет, то это и не было откровением. Возьмем пример с лакмусовой бумажкой: она должна реагировать на новую химическую среду, в которую ее опустили, тем что она меняет свой цвет. Так и человек не должен оставаться прежним, поскольку откровение — это совершенно новая среда реальности, которая непременно должна изменить его жизнь.
- «Откровения Твои, которые Ты заповедал, — правда и совершенная истина» (Пс. 118:138). Этот стих можно назвать апогеем всего псалма. Когда Давид говорит: «откровения Твои, которые Ты заповедал», он не имеет в виду просто информацию, которая была открыта ему. Он подразумевает новую форму своего бытия, потому что откровения, которые Господь вверил ему, были даны ему в качестве заповеди. В этом и содержится тот самый ключ к хранению и исполнению Божьих откровений, о чем мы говорили в предыдущем абзаце. Благодаря именно такому ответственному отношению к Божьим откровениям Давид сумел не только сохранить, но и исполнить их все до одного. Небрежное отношение к откровению Господа или отношение к нему, как к чему-то второстепенному, приводит нас к таким же негативным последствиям, какие имеет любой человек, несоблюдающий известные всем десять заповедей. Читая слова Давида, можно явно увидеть, что Господь приравнивает любое Свое откровение к заповеди. Бог вводит откровение в ранг заповеди, но как бы личной, ставя его исполнение в жизни того человека, которому Он его дал, в тот же самый ряд, что и исполнение десяти заповедей Моисея.
Например, у Иисуса Христа также были свои индивидуальные заповеди, которые Он получил от Отца Небесного: «Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить» (Ин. 12:49). Слава Богу! Этим лишь подтверждается вечность, истинность, непреложность и святость любого Божьего слова, о чем вновь свидетельствуют слова Давида: «Издавна узнал я об откровениях Твоих, что Ты утвердил их на веки» (Пс. 118:152). В данном месте Давид говорит не только о том, что он с ранних лет получает от Бога откровения, но и о том, что они непреложны и приготовлены для нас еще с самого начала и навсегда. Это утверждение отлично подтверждает истину, сказанную им же в 138-м стихе: «Откровения Твои... правда и совершенная истина».
- «Слово Твое весьма чисто, и раб Твой возлюбил его» (Пс. 118:140). Вот насколько для нас должны быть вожделенны Его откровения. Любовь к откровениям и любому слову, исходящему из уст Божьих, является наглядным проявлением любви к Самому Богу. Если постараться и сердцем прислушаться к этим строчкам, то можно с удивлением заметить, как незаметно данное Слово от Бога оказывается Самим Иисусом Христом. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Богом» (Ин. 1:1 — совр. перевод). Не потому ли дети Божьи без устали продолжают искать и наслаждаться Богом и Его откровениями, что влюбляются в Его Слово, Которое на самом деле есть Христос?
- «Правда Твоя — правда вечная, и закон Твой — истина. Скорбь и горесть постигли меня; заповеди Твои — утешение мое. Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить» (Пс. 118:142–144). В этом отрывке чудесным образом переплетаются все задеваемые нами темы — правды как главной темы наших рассуждений, утешения, которое производит в нас Его слово и откровения, правда которых вечна, а значит, никогда не сможет быть нарушена или повреждена. Всё подвергнется сомнению, но только не вечная правда Божьих откровений. Лишь она может вразумлять нас от скорби и горести этого мира, дать нам направление к вечной жизни. С помощью неё Господь даёт нам ориентиры в жизни, вразумляет нас, чтобы мы не сбились с нашего пути правды.
- «Предваряю рассвет и взываю; на слово Твое уповаю. Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое» (Пс. 118:147,148). Здесь отражена реальная цена за откровение и познание Его слова. Эта жертва показывает, насколько откровения от Бога для нас будут дороже того же утреннего сладкого сна. Утренняя стража в Иерусалиме менялась довольно рано, царь Давид поднимался раньше своих солдат, чтобы воззвать к Богу и углубиться в Его слово. Рассвет встречает нас каждый день, он является первым, что реально проверяет наше отношение к тому, что желает излить на нас из Своего сердца Господь.
Будет ли Он это делать, когда человек молится второпях, между едой и выходом на работу? Как можно за короткий промежуток времени углубиться в откровение и посвятить себя Богу? Или что можно узнать от Бога, если все время говорить Ему заученными фразами? Что бы вы чувствовали, если бы ваш сын общался с вами таким же образом? Мне очень импонирует в 148-м стихе слово «углубляться», оно точно показывает степень и характер исканий, которыми занят Давид. Он намерен не отступать, подобно тому, кто стремится побить рекорд погружения, — чем глубже, тем ближе к основанию. Наверно, поэтому 118-й псалом такой длинный — из-за глубины погружения автора.
- «Далеко от нечестивых спасение, ибо они уставов Твоих не ищут. Много щедрот Твоих, Господи; по суду Твоему оживи меня. Много у меня гонителей и врагов, но от откровений Твоих я не удаляюсь. Вижу отступников, и сокрушаюсь; ибо они не хранят слова Твоего» (Пс. 118:155–158). Еще одно непростое место псалма. Зачем, спрашивается, искать уставы Его, если уже есть десять заповедей и Закон? Исполняй их и будешь спокоен. Безусловно, речь идет не о поиске уставов, которые уже когда-то были даны Богом и записаны в Законе, а о личных откровениях. Можно заметить, что в псалмах, равно как и во всей Библии, либо дополняя, либо заменяя друг друга, используются такие идентичные понятия, как «откровение», «заповедь», «слово» или «уставы», которые в необходимый на то момент могут стать для нас, согласно откровению 138 стиха, наиважнейшими заповедями личного значения живого послания РЕМА, но только, как бы, разного характера или уровня. При этом главная их цель всегда будет оставаться одной и той же — развитие личных отношений с Богом.