Плоды
В действительности тяжело долго скрывать устами то, чем на самом деле живет сердце. И для ищущих правды людей это будет заметно. Плоды, о которых говорит нам Иисус, непременно явят нам суть того дерева, в котором мы сомневаемся. А сомневаемся мы практически постоянно: либо хорошее путаем с плохим, либо наоборот. Кстати, сама постановка вопроса Господом говорит нам о такой необходимости: «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым» (Мф. 12:33). Да, рано или поздно признать всё равно придётся. Вот только если признаём ложь за правду, а — правду за ложь, то такое невежество может оказать разрушительное влияние на всю нашу жизнь. Если же отказываемся верить лжи и принимаем правду такой, какой она есть на самом деле, то влияние будет созидательным.
Выбор, как мы видим за нами и сделать его в любом случае придется, тем более если мы сомневаемся в качестве стоящего перед нами дерева. Его плоды однозначно раскроют перед нами его сущность. Это аналогично источнику горькой и соленой воды, из которого не может одновременно течь и сладкая: «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины, или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду» (Иак. 3:11,12).
В чем же видел Иисус плод? Наверно, было бы странно со стороны Бога указать на плод и не разъяснить его значения. Многие, не видя последующих слов Христа, спешат наделить данный плод понятными и давно устоявшимися качествами в виде определенного поведения, дел или слов, что отчасти и справедливо, но не до конца. Сам же Христос использовал более глубокое понятие: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6:45). Вот он плод – добрый выносит доброе, а злой выносит злое! И речь не идет просто о словах, которые выносит из своего сердца человек, речь идет о некоем индикаторе подлинных мотивов, «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21), о признаках внутренней сути человека: в каком свете он всё видит и что в итоге исходит от него. Если сокровище порочно, то оно, как грязное стекло, позволит видеть его обладателю всё лишь в грязном, порочном или негативном виде. Если же сокровище светлое и чистое, то человек увидит всё как есть, в свете и в чистом виде, и при этом он сам, даже посреди тьмы, будет продолжать светиться и всегда помнить – над всем рука Божья. Это тоже плод!
«Постойте, — скажут некоторые, — но при чем тут лжеоткровения и лжепророки?» — Ответ очевиден: только по причине испорченного сердца люди получают лжеоткровения и становятся лжепророками. Сердце, испорченное злым сокровищем, что хранит внутри себя, не даст им возможности увидеть всё в добром Божьем свете. Кроме того, оно имеет свойство извращать – переносить злое на доброе, а доброе на злое. Люди с таким сердцем, не раздумывая, делают вывод согласно тому, что оно им диктует, и даже не подозревают, что таким образом могут кого-то или что-то очернить, будучи уверенными в истинности своих убеждений. Наша задача — разглядеть и не допустить такого обмана в нашем собственном сердце. Однако избежать этого возможно, лишь только всецело посвятив себя исполнению Божьей правды. Если же у нас проблемы, раздражение, неразрешимый духовный дискомфорт, отсутствие мира и радости, или присутствует очередная нехорошая ситуация, причиной которой опять является кто-то другой, то, значит, мы попались на коварную удочку дьявола.
И всё же как бы сложно и запутанно всё это ни выглядело, у Бога есть решение этой проблемы. Первым правильным шагом, равно как и любым последующим (чтобы устоять и не сбиться вновь), должен стать шаг духовной выверки, обращающий наше ложное беспокойство о других в правильную заботу о состоянии собственного сердца. «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16), советует апостол Павел молодому Тимофею. Поступающий так человек спасает себя благодаря непрерывному анализу своей жизни посредством Духа и Божьего Слова. Тем самым он подаст пример окружающим, тем кто смотрит на него как на человека, идущего путем Божьим.
Благодаря такой позиции на нашем дереве жизни вырастают удивительные плоды любви, мира и радости. Плоды, которые видны не только нам – милосердие, кротость и вера, долготерпение, благость и воздержание, как маяки становятся заметны всем ищущим правды. И вырастают они не благодаря нашим личным стараниям нарисовать эти плоды в собственной жизни, а действию Духа Святого в нас. Почему это важно помнить? Потому что Он может плодоносить лишь только в жизни правильно идущего человека, понимающего, Кому он должен быть благодарен.
Люди должны видеть, что в нас есть смысл, и что он заключается не в намерении исправить кого-то или услужить кому-то, но в горячем желании познать волю Божью, исполнить её и как следствие исполнить собственное предназначение. Таким образом обыкновенным и быть может не очень заметным для нас примером собственной жизни мы можем либо оттолкнуть человека, причинив ему вред или боль, либо поступить так, что люди как минимум задумаются о причинах нашего достойного и не свойственного этому миру поведения. Не забывайте, за нами всегда будут наблюдать, как в хорошем, так и в плохом смысле.