Праведник крепко держится пути своего
Для начала давайте вновь вернемся к книге Иова и вспомним, чем для Иова обернулась проблема, в которую он попал. «Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня. Воздают мне злом за добро, сиротством душе моей. Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое. Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать. А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили, и не переставали; с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими. Господи! долго ли будешь смотреть на это? Отведи душу мою от злодейств их, от львов — одинокую мою. Я прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя, чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня неправедно, и не перемигивались глазами ненавидящие меня безвинно. Ибо не о мире говорят они, но против мирных земли составляют лукавые замыслы. Расширяют на меня уста свои; говорят: «хорошо! хорошо! видел глаз наш». Ты видел, Господи, не умолчи: Господи! не удаляйся от меня. Подвигнись, пробудись для суда моего, для тяжбы моей, Боже мой и Господи мой! Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они надо мною. Да не говорят в сердце своем: «хорошо! по душе нашей!» Да не говорят: «мы поглотили его». Да постыдятся и посрамятся все, радующиеся моему несчастию; да облекутся в стыд и позор величающиеся надо мною. Да радуются и веселятся желающие правоты моей и говорят непрестанно: «да возвеличится Господь, желающий мира рабу Своему!» И язык мой будет проповедывать правду Твою и хвалу Твою всякий день» (Пс. 34:11–28).
Хотя данный отрывок взят и не из Книги Иова, он достаточно точно воспроизводит то, что случилось с ним. Всю свою жизнь Иов, как и Давид, искренне поддерживал добрых людей, он от чистого сердца помогал нуждающимся и творил правду. Но вдруг, когда с ним произошло несчастье, и Иов преткнулся, против него собрались «друзья» и непонятно за что стали его поносить (Пс. 34:15). И всё же, несмотря на такое противодействие, праведник, который твёрд в своих убеждениях, не упадёт и прославит Божье имя, в том числе и для того, чтобы его враги не торжествовали.
Секрет Давида, как и любого праведника, — в беспрекословном исполнении правды. Беспрекословность исполнения появляется из-за того, что он узнает правду лично от Самого Бога. Он настолько уверен в верности своих дел, что, не страшась, просит Господа о суде Божьей правды над собой, тем самым давая понять, что Божий суд для него является более желанным и здравым, чем суд его врагов — неправедный, жестокий и бессмысленный. В итоге Давид делает дерзновенный, но справедливый вывод, давая нам понять в 27-м и 28-м стихах 34-го псалма, что все желающие его правоты, желают тем самым торжества Божьей правды, а все те, кто становятся его врагами, становятся врагами и Богу.
Что же помогло Давиду и Иову обрести такую крепкую уверенность в правильности выбранного ими пути? Более того, их уверенность достигла того, что они оба могли смело сказать: «Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне» (Пс. 7:9), «Пересмотрите, есть ли неправда? пересмотрите, — правда моя» (Иов. 6:29). Со стороны всё это очень напоминает твердолобость и упёртость, однако мы прекрасно понимаем, что это совершенно не так, поскольку Библия ставит этих людей нам в пример. Конечно, в их жизнях было многое: они терпели неудачи, ошибались, безусловно, не раз спотыкались, но тем не менее и Иов, и Давид достигли настоящего успеха в Боге и абсолютной победы в своей жизни.
Итак, если теперь посмотреть на всё это с точки зрения результата их жизни, то на передний план выходит то самое качество, которое и помогает праведникам сохранять в целости свой путь правды. Хотим мы этого или нет, но это качество становится неотъемлемой частью той правды, о которой мы говорим. И это качество — твёрдость. Без твердости путь правды станет невнятным и развалится на множество бессмысленных элементов, подобно тому, как может развалиться автомобиль на составляющие его части без всех своих соединительных крепежей, что предают машине целостность и делают ее крепкой и работоспособной. Увы, это качество замечают немногие, некоторые, боясь, обходят его стороной, однако лишь оно в состоянии довести путь правды до логического конца.
Благодаря твердости Иов продолжает держать оборону и порой уже чисто интуитивно отстаивает правду от восстающих на неё «друзей». При этом, несмотря на множество «дружеских обличений», что и при более благоприятных условиях могли бы выбить из колеи любого правильно идущего человека, он не просто продолжает отстаивать свои убеждения, но и умудряется уличить своих оппонентов в пустоте и надменности их слов. «И отвечал Иов и сказал: слышал я много такого; жалкие утешители все вы. Будет ли конец ветреным словам? и что побудило тебя так отвечать? И я мог бы так же говорить, как вы, если бы душа ваша была на месте души моей; ополчался бы на вас словами и кивал бы на вас головою моею; подкреплял бы вас языком моим, и движением губ утешал бы» (Иов. 16:1–5). В дословном переводе слова «жалкие утешители» буквально означают утешители беды, или утешители, которые причиняют вред, что совершенно невозможно назвать помощью. Всё складывается с точностью до наоборот: его «друзья» еще больше ухудшают положение Иова, о чём хорошо говорится в 17-й главе книги Иова.
Восхищает и то, что даже в такое трудное время мудрость Иова не оставляет его. Он жалеет своих противников, и тем глупее они выглядят в своём неудачно выбранном амплуа обличителей. Не оставляя попыток помочь им, Иов направляет их поиски в глубь самих себя, спрашивая о том, что побудило их так отвечать. Иными словами, Иов призывает их заглянуть в своё собственное сердце и увидеть там мотивы произнесенных ими слов. Обличение Иова — это не обличение «друзей», не он выступил в роли обвинителя, поэтому не ему и краснеть, отвечая им откровенностью на откровенность. К тому же на неправду, которая неудержимо лилась из уст его «друзей», необходимо было как-то отвечать, и Иов не постеснялся это сделать. Он смело указывает им на черствость их сердец, изобличает их в злорадстве, а их слова приравнивает к пустому звуку: «…неприятель мой острит на меня глаза свои. Разинули на меня пасть свою; ругаясь, бьют меня по щекам: все сговорились против меня. Предал меня Бог беззаконнику, и в руки нечестивым бросил меня» (Иов. 16:9–11). Даже страшно подумать, что Иов здесь говорит о своих «друзьях».
И всё же, несмотря на весь этот букет проблем, Иов не разу не подумал о том, чтобы переложить причину их появления на других людей, в отличие от того, как это делали «друзья», находившиеся в гораздо лучших условиях, чем он сам. Да, Иов не понимает, что происходит, он вопрошает и сокрушается, он даже ошеломлен и подавлен тем, что Господь допустил в его жизни. «Я был спокоен; но Он потряс меня; взял меня за шею и избил меня, и поставил меня целью для Себя» (Иов. 16:12). Но он никого не винит, в том числе и Бога, а прочитанные нами только что откровенные слова Иова — истинная правда, которую Иов ощутил лично на своей собственной шее. Ведь Господь, действительно, избрал его в качестве Своей цели, и в Его власти, как мы помним, было допустить, чтобы Иов был избит. Поэтому нам не нужно стесняться этих резких слов, пытаясь как бы оправдать Бога и представить Его розовым и пушистым.
Мы должны принять возможность такой ситуации в своей собственной жизни и смириться перед Его волей, поскольку мы — всего лишь глина, а он Творец, созидающий из нас достойное. Поэтому вышеупомянутые слова Иова никак нельзя назвать отступническими, наоборот, они являются самой настоящей твердой позицией, несмотря на множество возможностей усомниться в их правоте, что является верным признаком гарантированной победы в будущем. «Лицо мое побагровело от плача, и на веждах моих тень смерти. При всем том, что нет хищения в руках моих, и молитва моя чиста» (Иов. 16:16,17). Иов твердо продолжает верить в правоту своего пути, зная о том, что нет лицемерия в его поступках, а сердце его искренне перед Богом. Так оно и есть на самом деле.
С этой позиции становятся понятными и его следующие слова, которые, казалось бы, имеют совсем не жизнеутверждающую позицию. Только до конца верующий человек может пророчески увидеть в любом трагическом положении любящую и спасающую руку Бога, как это сделал Иов, разглядев за пеленой страданий и предательств искупительную жертву Иисуса Христа, в которой он так сильно нуждался. Интуитивно ища Христа, Иов знает, кто в состоянии заступиться за него и по-настоящему помочь ему в этой беде. «И ныне, вот, на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних! Многоречивые друзья мои! К Богу слезит око мое» (Иов. 16:19,20). Поэтому слова Иова никогда не были пустыми. Да, это были слова человека, попавшего в большие трудности, находящегося в тяжелом отчаянии, но при этом праведника, продолжающего верить и твердо идти путём правды. Иов особо подчеркивает, что «слезит око» его не к друзьям или каким-то там случайным утешителям. Нет, его настоящий утешитель и заступник — на Небе, а значит, он ждёт лишь Его ответа. Многоречивые друзья не интересуют Иова, равно как не интересует его и их суетное мнение, потому что цель праведника — Господь. Поэтому всё, что происходит с ним, — это только отношения между праведником и Богом.
В результате именно таких отношений мы имеем в Ветхом Завете самые что ни на есть Евангельские строки, которые отражают полнейшую нужду попавшего в беду человечества в Христе-посреднике: «Заступись, поручись Сам за меня пред Собою! иначе кто поручится за меня?» (Иов. 17:3). И как бы в ответ мы читаем уже в Новом Завете следующие слова: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). Заметим, однако, что та благодать испытаний от Господа, что родила такие близкие отношения Иова и Бога, в глазах его «друзей» выглядела лишь как кара за согрешения Иова. Они — люди закона — не в состоянии были постичь смысла иных, я бы сказал, сокровенных отношений, которые могут возникнуть между Богом и человеком благодаря каким-то особым вещам, которые Бог допускает только в жизни особо избранных Своих чад.
И в наше время многие, подобно «друзьям» Иова, совершенно не предполагают, что, оказывается, благодать — это не обязательно спокойная и безмятежная жизнь, которую обеспечивает нам Бог, ограждая от всех бед, в обмен на какие-то хорошие дела или даже просто потому, что Бог есть любовь. Нет, тогда бы мы не читали в Библии строки, которые писал в свое время апостол Павел в наставление Титу: «Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом» (2 Тим. 2:1). Благодать — это не какой-то укрытый от стихий этого мира парник, где выращиваются бледные тепличные помидоры, которые в реальной жизни не способны противостоять ни ветру, ни засухе, ни холодам.
Благодать от Бога — это всё то, что содействует человеку ко спасению, то есть конечному и главному благу Царствия Небесного. Туда же входят и испытания, которые созидают наш дух и не дают нам заснуть, закаляя нас как настоящих воинов Христовых. В благодати можно не только отдыхать и блаженствовать, — чего Бог также не лишает Своих детей — но и укрепляться через испытания, делая свои отношения с Отцом Небесным всё более прочными.
«Друзья» же, по своему незнанию Бога (в чём их позднее обличит Сам Господь), продолжали убеждать Иова в обратном, преломляя всё происходящее через призму своих испорченных сердец. Но Иов упорно стоял на своём и, не соглашаясь с их интерпретацией, продолжал оставаться для них камнем преткновения, который молча лежал и обличал их своей неуклонной правильностью. Быть может, поэтому, где-то даже неосознанно, они пытались скинуть этот камень, стараясь заглушить источник раздражения своей совести, подливая своими укорами масло в огонь страданий Иова. Эти люди, пытаясь представить собственную проблему лицемерной совести и обманутого сердца, которую вскрыл данной ситуацией Господь, лишь проблемой Иова, на деле только усугубляли с каждым разом своё положение, как некогда близкие друзья Иова.
В итоге в 17-й главе книги Иова мы читаем совершенно нелицеприятные отзывы, которые даёт о своих друзьях уставший Иов. Наслушавшись их угнетающих и лицемерных речей, он открыто уличает их в очевидном фарисействе, называя их гробами: «…гробы предо мною. Если бы не насмешки их, то и среди споров их око мое пребывало бы спокойно» (Иов. 17:1,2). Так же позднее высказался и Иисус, срывая маску с лицемерных священников Своего времени: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:27,28). Как все похоже… Начиная со времён Каина из эпохи в эпоху перетекает сей грех, заражая сердца людей в геометрической прогрессии. Остается только догадываться, каких гигантских размеров он достиг сейчас, во времена, предшествующие второму пришествию Христа, если во времена Его первого пришествия этим грешили без зазрения совести многие и даже священнослужители.
Именно это удручает Иова, и он не стесняясь говорит об этом в лицо своим «друзьям», предупреждая о незавидной участи детей таких предателей: «Кто обрекает друзей своих в добычу, у детей того глаза истают» (Иов. 17:5), «Изумятся о сем праведные, и невинный вознегодует на лицемера» (Иов. 17:8). У настоящих друзей другое поведение: они выручают, они верны при любых обстоятельствах, они не оставляют друга на растерзание стихии, и уж тем более не добивают его за компанию, добавочно посыпая своими укорами словно солью открытые раны испытуемого. Потому и изумятся праведные о таком предательстве тех, кого когда-то они назывались друзьями.
Как можно выдержать всё это и не сдаться, и можно ли в таких условиях вообще продолжить путь, тем более в правильном направлении? Ответ на эти вопросы дает сам Иов, и он звучит однозначно просто: можно. «Но праведник будет крепко держаться пути своего, и чистый руками будет больше и больше утверждаться» (Иов. 17:9). И об этом следует поговорить отдельно, так как здесь сокрыт удивительный секрет праведника, который идёт и не спотыкается, а если и спотыкается, то встаёт и доходит до конца. Так же с уверенностью шёл и апостол Павел, говоря: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:7,8). Это и есть наиважнейший секрет утвержденной правды, который чудесным образом открывает нам Библия через жизнь Иова и многих других Божьих помазанников.