Смирение и кротость
Немало примеров кротости нам преподает и Павел: «Никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Тит. 3:2). Если «кротость ко всем человекам» понимать в данном случае как смирение перед всеми людьми, то совет Павла оказывается, скорее, вредным, чем полезным: смирение перед всеми подряд не может отвечать интересам правды, поскольку тогда придется смиряться не только перед мудрыми учителями, но и перед противниками правды или просто глупыми людьми. При этом просьба, не путать смирение с послушанием, потому что послушание допускает наличие собственного мнения, а смирение подразумевает за собой абсолютное внутреннее согласие с тем, перед кем мы смиряемся. Это хорошо видно на примере Христа, когда Он молится Отцу: «…впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42).
В самом корне слова «смирение» заложено слово «мир», смысл которого — быть с миром, то есть не иметь абсолютно никаких противоречий с тем, перед кем ты смиряешься. А если это полное согласие воли того, кто смиряется, с желанием того, перед кем смиряются, то такой личностью, которая нас смиряет, в нашей жизни может быть только Бог, поскольку Он создал нас и назначал нам путь. Смирение перед Богом не приходит через насилие — ведь невозможно назвать насилием поведение пастыря, когда тот пасёт своё стадо и знает, где находится то, что необходимо овцам. Зато смирение перед людьми, не ведающими о высшем, скрытом от них предназначении человека (особенно если это состояние постоянное), может привести личность к деградации, а также к потере ей достоинства и подавлению всякой духовной инициативы. В таком случае легко можно начать исполнять не Божью волю, но волю человеческую.
Смирение перед людьми есть смирение ложное, поскольку сдвигает акценты с подчинения Богу на бездумное подчинение людям-манипуляторам, а это неминуемо ведет на путь неправды. Совратиться могут все: и те, кто думают, что они орудие для смирения других в руках Бога, и те, кто сами смиряются, возводя таким образом людей или обстоятельства, действующие в их жизни, в ранг идола или посредника, встающего на место Бога. Да, человек может стать орудием смирения в руках Бога, но независимо от самого себя. Как только он это замечает и начинает думать о себе, как о имеющем власть, можно считать, что в тот самый момент происходит незримая катастрофа обольщения, возносящая его над своим братом или сестрой.
Эти проблемы всегда преследовали Церковь как в отношениях между её лидерами и паствой, так и в отношениях между простыми христианами. Более глубоко эту проблему мы рассмотрим в главе «Духовные болезни тела Христова». Сейчас же добавлю, что недобрую роль в этом плане сыграл неточный перевод слов апостола Павла в Послании к Евреям. Именно из-за этой ошибки во многих церквях и поныне царствует ложный дух смирения, который насаждается недобросовестными учителями и лидерами. «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет…» (Евр. 13:17).
Безусловно, я не собираюсь подрывать авторитет лидеров внутри Церкви, равно как не вижу в этом точном прочтении никакого нового учения. Однако авторитет Слова Божьего для нас должен быть превыше всевозможных амбиций и закоренелых ложных учений. Что же в действительности подразумевал Павел, когда писал эти рекомендации еврейской церкви? Слово, переведенное с греческого как «повинуйтесь» или «покоряйтесь», на самом деле в оригинале означает «убеждать кого-либо сделать что-либо по доброй воле» или просто «убеждать». В результате смысл всей фразы Павла приобретает совсем другое значение. Здесь вовсе не говорится о слепом послушании и подчинении, тем более с помощью силы, но о воздействии силой кроткого убеждения. Именно такое наставничество является настоящим, и оно нуждается в больших усилиях, потому что требует от наставника показывать пример постоянного хождения с Духом Святым, а не общепринятый шаблонный или законнический подход.
Хочу обратить ваше внимание на выражение «пекутся о душах ваших», что говорит буквально о материнской заботе наставников. А это невозможно, если кто-то в своё время не проявил бы заботы о самом наставнике, чтобы затем всякий, наставляемый им, имел в его лице достойный пример для подражания. И этот кто-то в данном случае не просто предыдущий наставник, но и Сам Дух Святой, воспитывающий и неусыпно пекущийся о нашем пути правды.
«Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым» (2 Кор. 10:1). Человек кроткий — это человек, всегда владеющий собой. Он знает, когда надо быть гневным, а когда не надо. Он терпеливо сносит причиняемое ему зло, но всегда готов прийти на помощь обиженным людям. Также это человек, который никогда не гневается на лично причинённое ему зло, однако справедливо гневается, когда зло причинено другим или попирается Божья правда. Поэтому апостол Павел в самом начале 10-й главы Второго послания к Коринфянам говорит нам, что гневается он не из чувства оскорбленного личного достоинства, как написал в своих комментариях известный богослов Уильям Баркли, а в духе твёрдой кротости Иисуса Христа.
Возьмем, к примеру, Моисея, который «был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис. 12:3). Уже хотя бы тот факт, что он смог возглавить и вывести многомиллионное общество бывших рабов, а потом вести их по пустыне, помогая Богу менять их старый рабский менталитет на свободное сознание Божьих наследников, говорит о том, что для этого необходимо было иметь великий дар кротости. Такого человека невозможно было спровоцировать на личные обиды или раздражение, он был кроток перед людьми, потому что был смирен перед Богом. Однако и ему приходилось проявлять недюжинную твёрдость и порой даже гнев, решительно и беспристрастно пресекая грех. Тем не менее всё это не было всплеском эмоций. Моисей негодовал, судил и не раз жестко наказывал людей, пресекая их грехи (не теряя при этом внутренний Божий мир), когда у народа «срывало тормоза» и они, совращаясь на путь неправды, грешили, попирая Закон и уничижая Бога. Но когда же Мариам и Аарон начали упрекать Моисея, ставя под сомнение его богоизбранность, он даже не подумал вступиться за себя, кротко промолчав, так что Сам Господь вынужден был вступиться за него (Чис. 12).
В то же время, когда Моисей не сдержал эмоций и в собственном раздражении стукнул по скале, не явив святости Божьей, Господь тут же отреагировал на это наказанием (Чис. 20). Высокий уровень ответственности подразумевает и более строгое следование путём правды, что прежде всего проявляется в кротости. Без этого наиважнейшего качества не может состояться ни один лидер от Бога, дабы он мог, в заботе о народе, как и Моисей, сказать: «… если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ» (Исх. 33:13).
Еще один пример кротости Иисуса Христа, на который указал мне Господь, хорошо пророчески описывает Иеремия: «А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня...» (Иер. 11:19). Именно приверженность правде в духе кротости повела Спасителя на Крест, где «Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53:7). Никто не смог бы понести вину других людей, и никто не смог бы вступиться за падшего человека и вынести боль и позор, как только Христос с Его совершенной кротостью, явленной нам на Голгофском Кресте. Как некогда, предвосхищая Своё служение, Иисус в духе кротости ответил Иоанну Крестителю, который справедливо заметил, что ему надобно креститься от Христа, а не Христу от него, так и в конце Своего служения без обид и обвинений, зная, что Он творит высшую правду, Спаситель взошёл на Крест.
Иисус не был одержим мыслью, что Он главнее, чем Иоанн, и что тот, по сути, прав, преклоняясь перед Ним и признавая Его авторитет. «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» (Мф. 3:14,15). Безусловно, Иисусу Христу можно было думать и так: «Действительно, ведь я Мессия, в Моих руках жезл правоты — жезл Царства Божьего. Не должно мне получать крещение от человека». Но нет, правда — такая непонятная поначалу, но такая очевидная в конце, которую Спаситель вознамерился показать народу, подразумевала полное посвящение замыслу Бога-Отца и служение людям, в которое Он входил посредством крещения в Иордане. Господь настолько полюбил человека, что Он кротко принял не только крещение, но и смерть от руки его. Невозможно быть кротким, испытывая ненависть или даже незначительное раздражение к людям. Только любящий человек согласится принимать любую несправедливость от ближнего по отношению к себе как дар, который впоследствии поможет спасению этого ближнего. В этом и состоит служение всякой правды, о которой говорит Христос!
На Кресте, где страдал Сам Господь, несправедливо неся наказание всего мира, было исполнено самое главное, то, к чему так стремился Бог, — оправдание человека. Этой цели была посвящена вся жизнь Иисуса Христа, которую Он положил на служение и помощь людям, совершенно не думая о Себе. Показывая нам пример через Свою жизнь, Иисус Христос никогда не смирялся перед людьми, но был весьма кроток перед ними, тем самым заботясь о главном деле Своей жизни — оправдании. Именно оно, будучи краеугольным и основополагающим компонентом в отношениях между человеком и Богом, является своего рода спусковым механизмом для человека, решившегося ступить на путь правды. Оно является очень важным основанием в жизни верующего человека, поэтому в дальнейшем мы обязательно вернёмся и посвятим этой теме специальную главу: «оПРАВДАние». В ней же мы разберем и что означает для нас подобное основание, и что может произойти, в случае если не иметь оправданного и омытого Кровью Иисуса Христа сознания.
«Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею. И в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины, и кротости, и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела. Остры стрелы Твои; — народы падут пред Тобою; — они — в сердце врагов Царя. Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие...» (Пс. 44:4–8). Пророчески описывая Спасителя и Его Церковь, весь псалом, в сущности, является песней любви к Тому, Кого с таким желанием и надеждой ожидал Израиль. Слова «поспеши, воссядь на колесницу» могут означать лишь одно — призыв отправляться скорее в путь. Далее мы читаем, зачем отправляться: ради истины, кротости и правды! Этот триумвират, о котором мы еще поговорим, определяет суть служения Иисуса Христа. Явив Собою истину, в жизни Он подтверждает её правдой, творимой в кротости. Лишь благодаря кротости люди могут видеть, как Он, а значит и мы вместе с Ним на самом деле любим правду и ненавидим беззаконие.