Что такое образ мысли?
Невозможно посвятить Богу несвободное сердце, загроможденное разного рода идолами и неправдой. Если обратить внимание на жизненный опыт таких духовных отцов нашей веры, как Авраам, Моисей или Давид, то без труда можно заметить, какие были сердца этих Божьих избранников. Кого бы из праведников прошлого мы бы ни взяли за образец, перед нами открывается тот самый праведный путь жизни, к которому через пророка Иеремию призывает вернуться Господь. Безусловно, сегодня у нас есть самый превосходный пример для подражания — это Иисус Христос. Не зря апостол Павел писал: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16). Однако во времена Ветхого Завета такого абсолютного образа для подражания ещё не было, поэтому Иеремия и приводит в качестве примера желанных Богом путей праведные пути древних (по-прежнему актуальные и полезные для нашего подражания).
Какими бы мы примерами жизни ни пользовались: Христа, пророков или апостолов, суть остается прежней — возвратить наши сердца Богу. В этом и состоит миссия крещения покаяния, миссия возвращения Богу посвященных, любящих и верных сердец наших отцов, нынешним детям, благодаря чему их пути уподобятся путям праведников древности или же, в идеале, путям самого Спасителя Иисуса Христа.
Но что такое сердце в понимании Бога? И как в таком случае его можно вернуть? Ответ напрямую связан с тем, о чём мы читаем в Евангелии от Луки сразу после слов о возвращении сердца: «И предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1:17). Для того чтобы лучше осмыслить сказанное, давайте рассмотрим обратный пример, а именно: то, до какого состояния могут дойти человеческие сердца без Бога. «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5). Так же, как и в Евангелии от Луки, речь заходит о мыслях и помышлениях, которые исходят от сердца.
Оказывается, у сердца есть свои собственные помышления, и для Бога именно они играют первостепенную роль. Наблюдательный читатель мог заметить, что в этой книге я довольно часто использую такое словосочетание, как «мотивы нашего сердца». До этого момента мы особо не обращали внимания на это выражение, теперь же мы столкнулись с необходимостью выяснить, какое значение на самом деле имеют этим мотивы, с чем они связаны в нашей жизни, а также каким образом их можно обнаружить в самом себе?
В действительности, помыслы, или так называемый образ мыслей, являются не чем иным, как внутренним голосом тех самых глубинных мотивов нашего сердца, к которым и прислушивается Бог. И сердце непроизвольно выдаёт их нам в виде определенной природы мыслей и желаний, которые «на выходе» формируют нашу личность и её поступки. Согласно этому образу текут наши разговоры, формируется круг наших интересов, а наша душа чего-то жаждет. У грешников это выражается в порочных желаниях, корыстных интересах и всём том, что толкает их на пути неправды, а у праведников — в жажде по Богу, в желании исполнить своё призвание, что является двигающей силой на пути правды. «Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе» (Пс. 83:6).
Теперь мы сможем ответить на следующий вопрос: каким же образом некогда «непокоривым» можно вернуть праведный образ мыслей? Здесь на передний план выходят два важных аспекта: первый — это работа Духа Святого, и второй — момент выбора человеческого сердца. Лишь посредством этих двух важных событий в жизни человека может произойти его новое рождение, которое мы называем рождением свыше, или возрождением. Однако, чтобы человеку иметь возможность выбора, ему нужно для начала встретиться с этим выбором, который появляется только тогда, когда есть какая-то альтернатива.
Альтернативой господствующим эгоцентричным законам этого грешного мира являются совершенно иные законы, где в центре будет находиться Христос. Такими законами являются лишь святые законы Бога, изложенные в Его Слове. Поэтому работа Духа Святого в большинстве случаев начинается через посеянное некогда Слово, которое, добираясь до нашего сердца через уши или глаза и со временем, а бывает и мгновенно, меняет нас и преображает в новую личность. Написано: «вы возродились не от семени тленного, а от слова Божьего, которое живёт и будет жить вечно» (1 Пет. 1:23). Павел же со своей стороны, указывая на участие Слова Божьего в возрождении не только личности, но и всей Церкви в целом, образно называет рождение от воды банею водной: «…Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова» (Еф. 5:25,26).
Выходит, посеянное некогда Божье Слово, как некий субъект, работая изнутри, инициирует и участвует в возрождении, освящении и очищении сердца, подобно тому, как это делает водная баня для тела, выпаривая из нас старую грязь. Точно таким же образом Слово Божье выпаривает из нас старую и ветхую природу, но не горячей водой и паром (это лишь образы), а духовным омытием искреннего покаяния.
Я думаю, что не важно, каким образом придёт к нам слово от Бога, главное, чтобы это стало для нас откровением. Тогда, коснувшись нашего сердца, оно действительно сможет изменить нашу жизнь, потому что только Господь знает о нас всё, включая и наше нынешнее направление, и все выходы из него, если это направление неверно. «Затем они помолились, говоря: «Господи, Ты знаешь, что у каждого на сердце. Покажи нам…» (Деян. 1:24). Мы видим, как апостолы в книге Деяний молились еще об одном апостоле, и можем так же успешно молиться о собственном пути. Слово, которое непременно придёт как ответ от Господа, даст нам надёжное основание в виде откровений, чтобы мы могли с него начинать новый путь. Ценность откровения от Бога заключается ещё и в том, что, проливая свет, оно выявляет то, что некогда было скрыто в темноте и не имело чётких очертаний для нас.
Например, для нас в этом мире не было никакой разницы между духом и душою, гордостью и достоинством, правдой и неправдой, похотью и любовью. Дух этого мира не заинтересован в том, чтобы человек видел эти различия и выбирал истинную ценность, поэтому он всячески нивелирует любой источник истины – Слово Божье и откровения, которые даёт нам Бог. И это увы означает, что человек находится в несвободе. Бог же, даровавший нам свободу, желает через Своё живительное Слово открыть истину всем, приходящим к Нему, а также и ту дорогу, на которой мы её не только сохраним, но и воплотим.
Стало быть, как только мы впускаем Слово от Бога в своё сердце, начинается (возможно, не всегда приятное, но, без всяких сомнений, всегда полезное) действие. Слово как некий живой организм проникает в нас и начинает невидимым образом, изнутри, приводить человека в порядок. И как это сказано в послании к Евреям, данное действие начинается с суда тех самых намерений и помышлений сердца, о которых мы говорим: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4:12,13).
Благодаря чему Слово Божие может быть живо? Написано, что наш Христос есть Дух животворящий (1Кор.15:45), именно Он проникает и наполняет нас, и только Он на основании того же Слова судит все наши сердечные помышления и намерения. Однако судит не так, как судят люди, но убеждая нас изнутри. Его мнение и позиция благодаря Божьему миру, который появляется в нашем сердце, становится нашим мнением и нашей позицией, Его хотения, меняя устоявшийся мирской образ мысли в нашем сердце, превращаются наши желания.
Наличие такого беспристрастного судьи в человеке просто необходимо. К примеру, возьмём футбольный матч, где на поле, кроме двух противостоящих команд, есть и судья, который должен гарантировать правильный ход игры. Он является неким живым носителем закона, то есть своего рода носителем футбольной истины, которая не даёт в рамках матча совершиться неправде. Судья выступает в роли того, кто отделяет правду от лжи, и именно его слово определяет в игре правильное отношение к происшедшим событиям. Так и человек, постоянно находящийся меж двух огней (будь то внутренние проблемы или внешние трудности), нуждается в судье, который беспристрастно отделял бы ложь от правды. Таким судьей в нашей жизни должен быть Святой Дух. Однако если мы не знаем Божьего Слова и не имеем Его откровений, то Он будет как бы безоружным, потерявшим силу и власть, вследствие чего Его голос будет сливаться со множеством других криков с окружающих нас трибун и будет вскоре потерян.
Итак, работа Слова Божьего — это работа Духа Святого, когда Он невидимой рукой меняет сердца, касаясь тонких струн нашей души так, что они начинают играть в унисон с Ним и в гармонии с Божьим замыслом. Это и есть та сила Божья, которая способна без какого-либо насилия или обмана изменить самую независимую и свободную личность во всей вселенной — человека. А первое и, наверное, самое важное в жизни человека слово от Бога, которое способно запустить подобный процесс трансформации – это слово благовестия. Лишь только оно и никакое другое слово способно принести в жизнь человека искомое нами спасение.
«Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: „праведный верою жив будет“» (Рим. 1:16,17). Благовестие, как мы видим, самым первым открывает в нас Божью правду, или, другими словами, приготовленный нам от Бога путь, который начинается с покаяния и признания Иисуса Христа своим Господом и продолжается в исполнении правды, открывающейся нам в течение всей жизни, когда мы растём от веры в веру. Иначе говоря, по мере того как возрастает наша вера, перед нами всё отчетливей и глубже начинает раскрываться собственный путь правды, что положил нам пройти Бог в свете его высшего предназначения.
Таким образом, с каждым разом в жизни верующего человека этот новый образ мыслей и намерений будет приобретать все более устойчивый и доминирующий характер. Без этого впоследствии верующий человек уже просто не сможет существовать, потому как его внутреннюю суть станут определять уже не интересы этого мира, а Божий замысел. В этом и заключается новая форма личности Божьих детей с возвращенными сердцами наших духовных отцов, исповедующих более высокий смысл, который превосходит любые обстоятельства и преодолевает самые сложные искушения.
Николай Бердяев – русский религиозный философ, очень удачно описал этот возрожденной образ мысли: «Я люблю смысл больше жизни». Эти слова должны работать в жизни каждого из нас. Однако если человек, познав правду, намеренно выбирает путь её подавления, особенно если это влияет и на жизни других людей, то по отношению к нему в силу вступают другие слова. Слова, которыми завершает свою мысль о правде в послании к Римлянам апостол Павел: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1:18). И это весьма серьезное предупреждение, чтобы задуматься над своим путём.
В приведённом отрывке из послания Павла к Римлянам (смотрите выше – Рим. 1:16) есть ещё одна вещь, на которую также следует обратить внимание. Как показал Господь, в словах «всякому верующему» содержится ключ ко второму аспекту возрождения человеческой личности, что играет весьма важную роль в процессе возвращения сердец отцов нынешним детям (если вы помните, этот аспект мы назвали моментом выбора). О какой же вере верующего здесь говорится? Слово Божье не молчит и в том же послании Павла даёт нам ответ: «Ибо, если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10:9). И это ещё не всё. Далее в моих размышлениях Господь неожиданным образом соединил данные слова Павла со следующим текстом из послания к Евреям: «Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою» (Евр. 10:22). Тут следует пояснить, почему Господь соединил эти два места Писания.
Во-первых, речь заходит о том, что мы приступаем к Всевышнему Богу с полною верою, ничуть не сомневаясь в силе нашего Господа Иисуса Христа и Его роли Посредника и Ходатая за нас. Во-вторых, мы это делаем с искренним сердцем, кроплением очистив его от порочной совести. Но, не тем кроплением жертвенных животных, которым некогда в религиозных обрядах очищались священники, а святой Кровью Иисуса Христа, зная, что Он пострадал за наши грехи на Кресте, дабы мы были чисты и непорочны перед нашим Небесным Отцом. Осознание этого, в свою очередь, подводит нас к третьей составляющей — покаянию и отречению от прежних путей неправды, «омыв тело водою чистою», как недвусмысленно говорится в послании к Евреям.
О теле ли беспокоится Павел, как это делали в своё время первосвященники, снова и снова омывая себя чистой водой? Смогло ли это действительно снять грехи и по-настоящему изменить сердца и пути людей? Или для Бога важно, чтобы мы, когда приступаем к Нему, имели чистое тело? Я думаю, нет. Речь идёт не о телесной чистоте, а о крещении покаяния – то самое рождение от воды. «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3:21). «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол. 2:11,12). Все эти действия напрямую связанны со свободным выбором человека. Например, выражение «обещание доброй совести» указывает нам на то, что человек, размышляя, принял твёрдое решение отказаться от прежнего порочного образа жизни, где о доброй совести даже и не упоминалось, дабы начать жить по доброй совести.