1. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу





  2. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. (Евр.12:3)




  3. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. (Рим.14:9)




  4. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. (Матф.28:5,6)




  5. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. (1Пет.2:24)




  6. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу





  7. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом (1Пет.3:18)




  8. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! (Иоан.19:2,3)




  9. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. (1Кор.15:20)




  10. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2Кор.5:21)




  11. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1Иоан.4:10)




  12. «...идущего ПУТЁМ ПРАВДЫ Он любит» (Пр. 15:9)

    читать книгу

    Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис.53:5)
Жить так, как вы хотите - это не эгоизм. Эгоизм - это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите. © Оскар Уайльд
ГлавнаяО ПРАВДЕОснование престола

Основание престола

Ещё в самом начале мы говорили о суде и правде как об основании Божьего престола: «…правда и суд — основание пре­стола Его» (Пс. 96:2). Также ранее, в процессе изучения Божьей тай­ны, мы открыли для себя ещё одно важное качество, которое должно принадлежать каждому, кто считает себя Божьим чадом, — быть царём, исследующим дело, которое Господь облёк тайной. Теперь, если эти утверждения рассмотреть в свете всем известного призыва апостола Павла, а по сути призыва Самого Бога: «…подражайте Богу, как чада воз­любленные» (Еф. 5:1), то можно увидеть вполне определённую зависимость: основание нашего царского престола может быть утверждено лишь только на том же основании, что и престол Самого Всемогущего Бога – на правде и милости, которая и является правосудием.

Мудрый царь Соломон сказал об этом так: «Милость и исти­на охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой» (Прит. 20:28). «Мерзость для царей — дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол» (Прит. 16:12). Всё, как у Царя царей: «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более со­участников Твоих» (Пс. 44:7,8). Обетования Его вечны, а зна­чит, и соучастники, строившие своё царство на тех же основа­ниях, что и Господь, также увидят благословенный результат в вечности и получат вместе с Ним награду.

Есть две очень важные цели в том, что мы познаём Бога. Первая — знать Его как можно лучше, как собственного дру­га, дабы угодить Ему во всём. Вторая (на что я хочу обратить особое внимание) — это быть похожим на Него, преображаясь раз за разом в Его образ, то есть в Самого Христа. «Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, пре­ображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18). Имея в своём сердце Христа и будучи похо­жими на Него во всём, мы утверждаем свой престол, как и Он Свой, на основании правды и суда. Однако если мы не храним суда и не исполняем правды, то у нас нет надежного основа­ния, чтобы двигаться по жизни с властью, символом которой и является престол.

Иисус имел законную власть говорить то, о чём Он говорил, потому что дела Его не расходились с тем учением, которое Он нёс, «ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7:29). Его слова и дела всег­да были олицетворением правды, которою Он целенаправлен­но воплощал в Свою жизнь. В этом и заключалась Его правда: непрестанно взирать на Отца и делать дела Пославшего Его. «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне» (Ин. 10:37), — говорил Христос. Но Христос был первенец или, как ещё го­ворит Слово Божье, начальник и совершитель нашей веры. Он пришёл показать нам пример того, как нужно творить правду и быть похожим на своего Отца. Мы же — Его последователи, должны помнить, что идти по проторенному пути намного легче. Тем более Иисус говорил: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14:12).

Итак, давайте еще раз подчеркнём, на чём утверждается власть нашего Небесного Отца. «Правосудие и правота — осно­вание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим. Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи; о имени Твоем радуются весь день и прав­дою Твоею возносятся» (Пс. 88:15–17). Правота есть незыбле­мая Божья воля, которую Он некогда изрёк и теперь никогда не изменит, пока не исполнится весь Его замысел. Более того, незыблемость Своего слова и верность ему Он заверил тем, что подчинил Себя Самого этому слову и доказал это, вопло­тившись во Христе Иисусе. «Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего» (Пс. 137:2б). Христос же, делая дела прав­ды, являл их в милостивом суде, что отразило Его внутреннюю суть как Человека, идущего путём правды, а потому имеющего в своей жизни все основания для власти.

Господь всегда был движим милостью и истиною, потому и написано, что они «предхо­дят пред лицем Твоим», то есть идут впереди, — «ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6). Он даровал эту милость всем народам, послав Иисуса Христа в мир, и это было Его правосудием. «Он любит правду и суд; милости Господней полна земля» (Пс. 32:5) – вот она ключевая связка, показывающая нам, что есть праведный суд – «милости хочу, а не жертвы»! Но люди, увы, ожесто­чили свои сердца и более возлюбили тьму, закрывая тем самым для себя путь милости и спасения. Боговедение же выступает в данном случае как знание самой истины, знание сердца Отца, Его мотивов и замыслов. Только это в силах освободить нас от рабства греха для делания правды, потому что написано: «И по­знаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).

Все мы помним, что истина есть Христос. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Но помимо истины во Христе есть и жизнь, и путь, и любовь, и правда, и милость. Во Хри­сте эти, и многие другие качества сплелись воедино, как про­рочески было возвещено Давидом: «Милость и истина сретят­ся, правда и мир облобызаются. Истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес» (Пс. 84:11–12). Иисус есть Человек перстный, родившийся от девы, Он же Человек с Небес, от Духа, принесший правду на землю, и Он же есть воплощение любви, как написано: «… которая есть совокупность совершенства» (Кол.3:14).

Однако истина, о которой некогда вопрошал Пилат, и которую непрестанно ищут люди, как известно, может быть только одна. Следовательно, нет большей тайны на земле, чем сама истина, а обладающей ей обладает ВСЕМ. Оттого-то истина на протяжении многих и многих веков была объектом постоянных поисков и раздоров. Практика показывает, что даже если человек, занимаясь поиском истины, на самом деле ищет чего-то своего, в итоге он всё равно и неизбежно столкнётся с реальной альтернативой, которая прижмёт его к стенке однозначного выбора: либо истина — это Господь Бог, либо на истину может претендовать всё что угодно. Если истина — это Господь Бог, тогда вопрос видо­изменяется и приобретает более глубокий смысл: покоряешься ли ты Господу? Если да, то по Слову Божьему это означает встать на путь правды.

Для гордого и любящего грех человека это весь­ма трудное условие. Поэтому такие люди всегда применяли иную тактику. Её целью было одно – назвать неистину ис­тиной. Для этого они именуют истиной всё что угодно, но только не Самого Бога. Практика такого обмана способна даже создавать иллюзию праведности, что очень важно для религиозного челове­ка, желающего жить согласно собственных правил и же­ланий. Такая тактика становится прекрасным способом, успокоить свербящую совесть и показать видимость праведности для других. Но каким бы ни был выбор человека — религиозным или атеистическим — такая тактика по своей сути всегда будет противоречить Божьему Слову, предлагая более легкий (обходной) путь, название которому – путь неправды. И конец этого пути, как мы понимаем, совсем не врата правды в Царствии Небесном.

Именно поэтому истина в нашем деле правды играет решающую, я бы лучше сказал материнскую роль. В чем суть её материнства? Поскольку полной и всеобъемлющей истиной может обладать только Сам Господь, нам – людям, с учётом нашей тварности и земной ограниченности не под силу владеть даже хоть какой-то её частью и уж тем более обладать ей в полном объёме. Тем не менее, в условиях земного мира, нам дано владеть, но иной формой истины – правдой, посредством которой, как и Христос, мы совершаем явление высшей истины на этой земле. Другими словами, правда является как бы проекцией высшей истины, в спектре той миссии, которую положил пройти каждому из нас Господь, истины, которую мы несём в нашей земной жизни посредством дарованных нам для этого возможностей.

Хочу заметить, что в Слове Божьем про­исходит иногда вполне равноценная замена друг другом таких понятий, как «правда» и «истина». «Не удерживай, Господи, ще­дрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно» (Пс. 39:12). «Милость и истина да не оставляют тебя; обвяжи ими шею твою, напиши их на скри­жали сердца твоего» (Прит. 3:3). «Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем» (Пс.35:11). Происходит это потому, что в условиях нашей земной жизни, и истина, и правда, как её земное проявление, имеют одинаковое значение и действие. Обратите также внимание, что вполне взаимозаменяемые понятия «правда» и «истина» в приведенных выше стихах уже традиционно выступают в союзе с судом, а точнее с его праведным проявлением – милостью, неустанно напоминая нам об исключительной роли святой четы на нашем жизненном пути по направлению к Богу. Но, увы, подавляющая часть людей, которые называют себя веру­ющими, даже не подозревают о существовании этих непремен­ных условий и правил, определяющих путь праведного человека.

«Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешива­ет сердца. Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва» (Прит. 21:2-3). Человек может думать, что его путь прям и что он поступает правильно, соблюдает все законы и даже жертвует более всех остальных, но в противовес этому Соломон напоминает нам о том главном, что более всего страдает в жизни религиозного человека – о соблюдении правды и правосудия. Он как бы говорит нам, что мы можем делать множество добрых дел, жертвовать, думая, что делаем это во имя Бога, но при этом не догадываться о существовании прав­ды и забывать о милости. Угодна ли будет такая жизнь Богу, даже если человек набожен, ходит в церковь и постоянно читает молитвы? Люди до конца своих дней могут верить, что всю свою жизнь прожили правильно, положив её на жертвенный алтарь Богу, и вдруг лишь у самой её последней черты осознать, что жертвы возлагались не на тот алтарь.

Именно это имеет в виду апостол Павел, когда говорит о строительстве собственного дела в жизни каждого из нас: «У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3:14,15). Только от нас зависит, с чем мы придём к Отцу. Если мы все-таки осознаем, в чём заключается смысл жизни, и выполним то, что задумал для нас Отец, это и станет тем делом, которое устоит. Если нет, дай нам Бог спастись. Единственное, что мо­жет удержать нас в правильном направлении – это соблюдение правды, как проявления верности Божьему замыслу и правосудия, как свидетельства нашего милостивого сердца.

Помимо всего прочего нужно помнить, что на пути нас поджидает ещё одна опасность – не заметить главной сути, подвергнув себя рабству дел, подлинной мотивацией которых может стать гордость, страх или душевная суета. Господь же призывает нас к покою, чтобы мы могли познать Его и в ответственный момент не пройти мимо Его воли. Правильные дела могут рождаться лишь в результате правильных отношений. К примеру: ни помыслы о постоянных жертвах или поиски возможностей участия во всевозможных христиански конференциях или курсах не будут являться путем правды. Это неправильный, поведенческий мотив, из-за которого можно однажды серьезно промахнуться.

Путем правды будет являться постоянная внутренняя готовность преследовать Божьи интересы и желание воплотить Его замыслы. Это позволит нам попасть в цель и сотворить дело, которое удостоится Божьей награды, или же другими словами, принести полезный плод нашему Небесному Отцу: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (Ин. 15:8). Недаром во многих прит­чах Иисуса Христа и в псалмах Давида человек сравнивается с плодоносящим деревом, которое имеет смысл только тогда, когда приносит полезный плод. В противном случае такое де­рево просто занимает место, потому и срубается, как об этом говорится в притче Иисуса Христа (Лк. 13:6–9). Даже не при­ходится сомневаться в том, что только на пути правды можно иметь такую правильную, постоянную и плодовитую жизнь.

Более того, на пути человека идущего путём правды даже ошибки будут иметь назидательный и благотворный характер, так как преподнесут ему верный урок, будучи не в состоянии серьезно сбить с пути правды или пленить его основные устремления. «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Если человек видит смысл в исполнении правды и черпает в этом силы, для него будут обоснованы и оправданы все жертвы, которые он должен будет принести, чтобы не лишиться Источника мира и избежать потери блаженства, даже если причи­ной тому окажется его собственная ошибка или согрешение.

Призыв Давида: «Приносите жертвы правды и уповайте на Го­спода» (Пс. 4:6) — приобретает в данном случае особо важный смысл. Давид прекрасно знал: чтобы человеку встать и уве­ренно стоять на стороне правды, ему необходимо постоянно приносить жертвы Богу. В зависимости от проблемы в одном случае на алтарь должна быть возложена гордость, ложь, за­висть или обида, а в другом — когда необходимо выстоять или продвинуться вперед по пути следования правды — жертва тру­да, постоянства или смирения. «Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже... Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесож­жение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов» (Пс. 50:19,21). Мы должны понимать, что человеку все содействует ко благу только в том случае, когда он, действительно, встал или уже находится на пути правды. И здесь, как мы выяснили, без принесения жертв, в коих нуждается правда для своего роста, не обойтись!

Тем не менее, путь праведника может включать в себя и многие обычные атрибуты жизни людей, не ходящих путем правды, и при этом всё равно оставаться праведной в глазах Бога, поскольку её предназначение в главном исполняет­ся. Примером этого могут служить слова пророка Иеремии о жизни Иудейского царя Иосии, сказанные его сыну Саллуму: «Думаешь ли ты быть царем, потому что заключил себя в кедр? отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо. Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хо­рошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь» (Иер. 22:15,16). Несмотря на то, что отец его по всем внешним признакам был похож на Саллума, ел и пил так же, как он, все же между ними была гигантская разница, которая выражалась в том, что Иосия творил праведный суд и правду, поэтому и было ему на сердце хорошо.

Благодаря этому Иосия реализовывал своё призвание праведного мужа, что равносильно знанию Самого Бога. «Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу» (Прит. 21:21). Исполняющий правду пребывает в прав­де, поэтому находит её и имеет во всякое время, как и жизнь, полную радости и успеха, получает славу, которой одаривает Господь, как это было в жизни Иова, когда он был будто царь среди сво­его народа: «Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия… Внимали мне и ожидали, и безмолвствовали при со­вете моем… Ждали меня, как дождя… Я назначал пути им, и сидел во главе, и жил как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих» (Иов. 29:14,21,23,25). По сути мы видим самую настоящую материализацию слов об основании престола, которым в реальности являются правосудие и правота обладателя этого престола и его славы. Однако Саллум не был даже близок к этому состоянию, потому и конец его в Вавилонском плену был таким жутким и позорным, как в итоге резюмировал о нем Иеремия: «Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои — беззаконием…» (Иер. 22:13).

«Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!» (Пс. 105:3). Блаженны значит счастливы — от того, что нужны Богу и людям, от любви и мира, который царит в их сердце, и от славной участи, которая ожидает впереди таких людей. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:6,7). В заповедях блаженства Иисуса Христа, с которыми мы еще обязательно столкнемся, удивительным образом отразилась вся суть правды. В частности, правда и милость, о которых мы ведем разговор, идут, как и положено им, друг за другом, снова и снова доказывая нам исключительность святой четы в жизни каждого человека, идущего путем правды.

В блаженстве, как и в любви, отсутствует страх, потому что состояние счастья мо­жет быть только у любящего и пребывающего на одной волне с Богом человека. Любящий человек не только понимает Бога, но он и действует, как Бог, становясь не только похожим на Него, но и частью Его. В этом и заключается суть блаженства. «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас …» (Еф.5:1,2).

Однако в том же 105-м псалме, где говорится о блаженстве человека, творящего суд и правду, есть и другая сторона, пове­ствующая о печальной картине отступления Божьего народа, который, согрешив, в очередной раз возвратился на путь не­правды. «Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду» (Пс. 105:6). Далее в оставшейся части псалма приводятся уже конкретные примеры того, как Израиль делал не­правду и отступал от правды, несмотря на то, что Бог всё время оставался вер­ным и неизменным в Своём слове.

В чём сводилась суть всех предательств Израиля? Она была в одном: они постоянно и упорно пре­небрегали определением, которое было у Бога для них, более того, они даже не стремились проникнуться замыслом своего Создателя. Это была форма пренебрежения, каждый раз подталкивающая их встать на позицию непослушных и неразум­ных детей, отчего они уже легко сбивались на любой пустой и даже вредящий им путь. По идее, настало самое время пого­ворить о неправде как о пути, который возникает в результа­те добровольного ошибочного выбора. И мы это обязательно сделаем, но немного позже, когда в главе «Разреши оковы не­правды» обстоятельней подойдем к неправде как к антиподу истинного пути от Бога.

наверх