Основание престола
Ещё в самом начале мы говорили о суде и правде как об основании Божьего престола: «…правда и суд — основание престола Его» (Пс. 96:2). Также ранее, в процессе изучения Божьей тайны, мы открыли для себя ещё одно важное качество, которое должно принадлежать каждому, кто считает себя Божьим чадом, — быть царём, исследующим дело, которое Господь облёк тайной. Теперь, если эти утверждения рассмотреть в свете всем известного призыва апостола Павла, а по сути призыва Самого Бога: «…подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5:1), то можно увидеть вполне определённую зависимость: основание нашего царского престола может быть утверждено лишь только на том же основании, что и престол Самого Всемогущего Бога – на правде и милости, которая и является правосудием.
Мудрый царь Соломон сказал об этом так: «Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой» (Прит. 20:28). «Мерзость для царей — дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол» (Прит. 16:12). Всё, как у Царя царей: «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 44:7,8). Обетования Его вечны, а значит, и соучастники, строившие своё царство на тех же основаниях, что и Господь, также увидят благословенный результат в вечности и получат вместе с Ним награду.
Есть две очень важные цели в том, что мы познаём Бога. Первая — знать Его как можно лучше, как собственного друга, дабы угодить Ему во всём. Вторая (на что я хочу обратить особое внимание) — это быть похожим на Него, преображаясь раз за разом в Его образ, то есть в Самого Христа. «Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18). Имея в своём сердце Христа и будучи похожими на Него во всём, мы утверждаем свой престол, как и Он Свой, на основании правды и суда. Однако если мы не храним суда и не исполняем правды, то у нас нет надежного основания, чтобы двигаться по жизни с властью, символом которой и является престол.
Иисус имел законную власть говорить то, о чём Он говорил, потому что дела Его не расходились с тем учением, которое Он нёс, «ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7:29). Его слова и дела всегда были олицетворением правды, которою Он целенаправленно воплощал в Свою жизнь. В этом и заключалась Его правда: непрестанно взирать на Отца и делать дела Пославшего Его. «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне» (Ин. 10:37), — говорил Христос. Но Христос был первенец или, как ещё говорит Слово Божье, начальник и совершитель нашей веры. Он пришёл показать нам пример того, как нужно творить правду и быть похожим на своего Отца. Мы же — Его последователи, должны помнить, что идти по проторенному пути намного легче. Тем более Иисус говорил: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14:12).
Итак, давайте еще раз подчеркнём, на чём утверждается власть нашего Небесного Отца. «Правосудие и правота — основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим. Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи; о имени Твоем радуются весь день и правдою Твоею возносятся» (Пс. 88:15–17). Правота есть незыблемая Божья воля, которую Он некогда изрёк и теперь никогда не изменит, пока не исполнится весь Его замысел. Более того, незыблемость Своего слова и верность ему Он заверил тем, что подчинил Себя Самого этому слову и доказал это, воплотившись во Христе Иисусе. «Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего» (Пс. 137:2б). Христос же, делая дела правды, являл их в милостивом суде, что отразило Его внутреннюю суть как Человека, идущего путём правды, а потому имеющего в своей жизни все основания для власти.
Господь всегда был движим милостью и истиною, потому и написано, что они «предходят пред лицем Твоим», то есть идут впереди, — «ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6). Он даровал эту милость всем народам, послав Иисуса Христа в мир, и это было Его правосудием. «Он любит правду и суд; милости Господней полна земля» (Пс. 32:5) – вот она ключевая связка, показывающая нам, что есть праведный суд – «милости хочу, а не жертвы»! Но люди, увы, ожесточили свои сердца и более возлюбили тьму, закрывая тем самым для себя путь милости и спасения. Боговедение же выступает в данном случае как знание самой истины, знание сердца Отца, Его мотивов и замыслов. Только это в силах освободить нас от рабства греха для делания правды, потому что написано: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).
Все мы помним, что истина есть Христос. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Но помимо истины во Христе есть и жизнь, и путь, и любовь, и правда, и милость. Во Христе эти, и многие другие качества сплелись воедино, как пророчески было возвещено Давидом: «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются. Истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес» (Пс. 84:11–12). Иисус есть Человек перстный, родившийся от девы, Он же Человек с Небес, от Духа, принесший правду на землю, и Он же есть воплощение любви, как написано: «… которая есть совокупность совершенства» (Кол.3:14).
Однако истина, о которой некогда вопрошал Пилат, и которую непрестанно ищут люди, как известно, может быть только одна. Следовательно, нет большей тайны на земле, чем сама истина, а обладающей ей обладает ВСЕМ. Оттого-то истина на протяжении многих и многих веков была объектом постоянных поисков и раздоров. Практика показывает, что даже если человек, занимаясь поиском истины, на самом деле ищет чего-то своего, в итоге он всё равно и неизбежно столкнётся с реальной альтернативой, которая прижмёт его к стенке однозначного выбора: либо истина — это Господь Бог, либо на истину может претендовать всё что угодно. Если истина — это Господь Бог, тогда вопрос видоизменяется и приобретает более глубокий смысл: покоряешься ли ты Господу? Если да, то по Слову Божьему это означает встать на путь правды.
Для гордого и любящего грех человека это весьма трудное условие. Поэтому такие люди всегда применяли иную тактику. Её целью было одно – назвать неистину истиной. Для этого они именуют истиной всё что угодно, но только не Самого Бога. Практика такого обмана способна даже создавать иллюзию праведности, что очень важно для религиозного человека, желающего жить согласно собственных правил и желаний. Такая тактика становится прекрасным способом, успокоить свербящую совесть и показать видимость праведности для других. Но каким бы ни был выбор человека — религиозным или атеистическим — такая тактика по своей сути всегда будет противоречить Божьему Слову, предлагая более легкий (обходной) путь, название которому – путь неправды. И конец этого пути, как мы понимаем, совсем не врата правды в Царствии Небесном.
Именно поэтому истина в нашем деле правды играет решающую, я бы лучше сказал материнскую роль. В чем суть её материнства? Поскольку полной и всеобъемлющей истиной может обладать только Сам Господь, нам – людям, с учётом нашей тварности и земной ограниченности не под силу владеть даже хоть какой-то её частью и уж тем более обладать ей в полном объёме. Тем не менее, в условиях земного мира, нам дано владеть, но иной формой истины – правдой, посредством которой, как и Христос, мы совершаем явление высшей истины на этой земле. Другими словами, правда является как бы проекцией высшей истины, в спектре той миссии, которую положил пройти каждому из нас Господь, истины, которую мы несём в нашей земной жизни посредством дарованных нам для этого возможностей.
Хочу заметить, что в Слове Божьем происходит иногда вполне равноценная замена друг другом таких понятий, как «правда» и «истина». «Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно» (Пс. 39:12). «Милость и истина да не оставляют тебя; обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего» (Прит. 3:3). «Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем» (Пс.35:11). Происходит это потому, что в условиях нашей земной жизни, и истина, и правда, как её земное проявление, имеют одинаковое значение и действие. Обратите также внимание, что вполне взаимозаменяемые понятия «правда» и «истина» в приведенных выше стихах уже традиционно выступают в союзе с судом, а точнее с его праведным проявлением – милостью, неустанно напоминая нам об исключительной роли святой четы на нашем жизненном пути по направлению к Богу. Но, увы, подавляющая часть людей, которые называют себя верующими, даже не подозревают о существовании этих непременных условий и правил, определяющих путь праведного человека.
«Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца. Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва» (Прит. 21:2-3). Человек может думать, что его путь прям и что он поступает правильно, соблюдает все законы и даже жертвует более всех остальных, но в противовес этому Соломон напоминает нам о том главном, что более всего страдает в жизни религиозного человека – о соблюдении правды и правосудия. Он как бы говорит нам, что мы можем делать множество добрых дел, жертвовать, думая, что делаем это во имя Бога, но при этом не догадываться о существовании правды и забывать о милости. Угодна ли будет такая жизнь Богу, даже если человек набожен, ходит в церковь и постоянно читает молитвы? Люди до конца своих дней могут верить, что всю свою жизнь прожили правильно, положив её на жертвенный алтарь Богу, и вдруг лишь у самой её последней черты осознать, что жертвы возлагались не на тот алтарь.
Именно это имеет в виду апостол Павел, когда говорит о строительстве собственного дела в жизни каждого из нас: «У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3:14,15). Только от нас зависит, с чем мы придём к Отцу. Если мы все-таки осознаем, в чём заключается смысл жизни, и выполним то, что задумал для нас Отец, это и станет тем делом, которое устоит. Если нет, дай нам Бог спастись. Единственное, что может удержать нас в правильном направлении – это соблюдение правды, как проявления верности Божьему замыслу и правосудия, как свидетельства нашего милостивого сердца.
Помимо всего прочего нужно помнить, что на пути нас поджидает ещё одна опасность – не заметить главной сути, подвергнув себя рабству дел, подлинной мотивацией которых может стать гордость, страх или душевная суета. Господь же призывает нас к покою, чтобы мы могли познать Его и в ответственный момент не пройти мимо Его воли. Правильные дела могут рождаться лишь в результате правильных отношений. К примеру: ни помыслы о постоянных жертвах или поиски возможностей участия во всевозможных христиански конференциях или курсах не будут являться путем правды. Это неправильный, поведенческий мотив, из-за которого можно однажды серьезно промахнуться.
Путем правды будет являться постоянная внутренняя готовность преследовать Божьи интересы и желание воплотить Его замыслы. Это позволит нам попасть в цель и сотворить дело, которое удостоится Божьей награды, или же другими словами, принести полезный плод нашему Небесному Отцу: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (Ин. 15:8). Недаром во многих притчах Иисуса Христа и в псалмах Давида человек сравнивается с плодоносящим деревом, которое имеет смысл только тогда, когда приносит полезный плод. В противном случае такое дерево просто занимает место, потому и срубается, как об этом говорится в притче Иисуса Христа (Лк. 13:6–9). Даже не приходится сомневаться в том, что только на пути правды можно иметь такую правильную, постоянную и плодовитую жизнь.
Более того, на пути человека идущего путём правды даже ошибки будут иметь назидательный и благотворный характер, так как преподнесут ему верный урок, будучи не в состоянии серьезно сбить с пути правды или пленить его основные устремления. «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Если человек видит смысл в исполнении правды и черпает в этом силы, для него будут обоснованы и оправданы все жертвы, которые он должен будет принести, чтобы не лишиться Источника мира и избежать потери блаженства, даже если причиной тому окажется его собственная ошибка или согрешение.
Призыв Давида: «Приносите жертвы правды и уповайте на Господа» (Пс. 4:6) — приобретает в данном случае особо важный смысл. Давид прекрасно знал: чтобы человеку встать и уверенно стоять на стороне правды, ему необходимо постоянно приносить жертвы Богу. В зависимости от проблемы в одном случае на алтарь должна быть возложена гордость, ложь, зависть или обида, а в другом — когда необходимо выстоять или продвинуться вперед по пути следования правды — жертва труда, постоянства или смирения. «Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже... Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов» (Пс. 50:19,21). Мы должны понимать, что человеку все содействует ко благу только в том случае, когда он, действительно, встал или уже находится на пути правды. И здесь, как мы выяснили, без принесения жертв, в коих нуждается правда для своего роста, не обойтись!
Тем не менее, путь праведника может включать в себя и многие обычные атрибуты жизни людей, не ходящих путем правды, и при этом всё равно оставаться праведной в глазах Бога, поскольку её предназначение в главном исполняется. Примером этого могут служить слова пророка Иеремии о жизни Иудейского царя Иосии, сказанные его сыну Саллуму: «Думаешь ли ты быть царем, потому что заключил себя в кедр? отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо. Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь» (Иер. 22:15,16). Несмотря на то, что отец его по всем внешним признакам был похож на Саллума, ел и пил так же, как он, все же между ними была гигантская разница, которая выражалась в том, что Иосия творил праведный суд и правду, поэтому и было ему на сердце хорошо.
Благодаря этому Иосия реализовывал своё призвание праведного мужа, что равносильно знанию Самого Бога. «Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу» (Прит. 21:21). Исполняющий правду пребывает в правде, поэтому находит её и имеет во всякое время, как и жизнь, полную радости и успеха, получает славу, которой одаривает Господь, как это было в жизни Иова, когда он был будто царь среди своего народа: «Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия… Внимали мне и ожидали, и безмолвствовали при совете моем… Ждали меня, как дождя… Я назначал пути им, и сидел во главе, и жил как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих» (Иов. 29:14,21,23,25). По сути мы видим самую настоящую материализацию слов об основании престола, которым в реальности являются правосудие и правота обладателя этого престола и его славы. Однако Саллум не был даже близок к этому состоянию, потому и конец его в Вавилонском плену был таким жутким и позорным, как в итоге резюмировал о нем Иеремия: «Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои — беззаконием…» (Иер. 22:13).
«Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!» (Пс. 105:3). Блаженны значит счастливы — от того, что нужны Богу и людям, от любви и мира, который царит в их сердце, и от славной участи, которая ожидает впереди таких людей. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:6,7). В заповедях блаженства Иисуса Христа, с которыми мы еще обязательно столкнемся, удивительным образом отразилась вся суть правды. В частности, правда и милость, о которых мы ведем разговор, идут, как и положено им, друг за другом, снова и снова доказывая нам исключительность святой четы в жизни каждого человека, идущего путем правды.
В блаженстве, как и в любви, отсутствует страх, потому что состояние счастья может быть только у любящего и пребывающего на одной волне с Богом человека. Любящий человек не только понимает Бога, но он и действует, как Бог, становясь не только похожим на Него, но и частью Его. В этом и заключается суть блаженства. «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас …» (Еф.5:1,2).
Однако в том же 105-м псалме, где говорится о блаженстве человека, творящего суд и правду, есть и другая сторона, повествующая о печальной картине отступления Божьего народа, который, согрешив, в очередной раз возвратился на путь неправды. «Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду» (Пс. 105:6). Далее в оставшейся части псалма приводятся уже конкретные примеры того, как Израиль делал неправду и отступал от правды, несмотря на то, что Бог всё время оставался верным и неизменным в Своём слове.
В чём сводилась суть всех предательств Израиля? Она была в одном: они постоянно и упорно пренебрегали определением, которое было у Бога для них, более того, они даже не стремились проникнуться замыслом своего Создателя. Это была форма пренебрежения, каждый раз подталкивающая их встать на позицию непослушных и неразумных детей, отчего они уже легко сбивались на любой пустой и даже вредящий им путь. По идее, настало самое время поговорить о неправде как о пути, который возникает в результате добровольного ошибочного выбора. И мы это обязательно сделаем, но немного позже, когда в главе «Разреши оковы неправды» обстоятельней подойдем к неправде как к антиподу истинного пути от Бога.